Влияние семьи на процесс формирования личности подростка


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Влияние семьи на процесс формирования личности подростка
Автор: Маннапова Динара Рамилевна

Влияние семьи на процесс формирования личности подросткаВ последние годы существенно возрос интерес к семье специалистов различных областей научного знания, как теоретиков, так и практиков. Интерес к ней связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а следовательно, настоящего и будущего общества в целом. Семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности и главнейшем институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа её жизни.Личность -  понятие, выработанное для отображения , рассмотрения его как  социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности (Абушенко В. Л. Личность // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998.). Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека ( persona) и личность как его социальный и психологический облик ( personalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы ( Личность // БЭС)Подросток - несовершеннолетний, находящийся на этапе развития личности, характеризующемся коренной психофизиологической перестройкой организма, формированием новых адаптационных механизмов.Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.  Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного развития. Доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками.Соответственно именно на родителях лежит ответственность за воспитание у детей способности к человеческому общению, так как именно в семье дети усваивают характер общения. В здоровой семье дети приобретают навыки решения семейных конфликтов, заботы друг о друге. Семья в значительной степени определяет эмоциональную и содержательную стороны нравственного воспитания, формирует у детей систему ценностей, вырабатывает основные жизненные установки. Одним из критериев успешного воспитания подростка в семье является включение его в хозяйственную деятельность. Выполнение различных работ по дому способствует, прежде всего, трудовому воспитанию, развитию навыков хозяйствования, влияет на формирование представлений о будущем. Оно также предполагает воспитание семейности, совершенствование других духовных потребностей.Благодаря своим особенностям семья, как малая группа, создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям. И одна из главнейших функций семьи заключается в создании условий для развития личности всех своих членов. Вообще в обществе семья выполняет множество функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно - бытовую, экономическую, коммуникативную, рекреационную, социально-статусную и психотерапевтическую. Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное значение для сохранения популяции. Воспитательная функция заключается в формировании личности ребёнка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянно влияние членов семьи друг на друга. Экономическая функция заключается в ведении своего хозяйства, наличии своего бюджета, материальном обеспечении семьи, а также в экономической поддержке несовершеннолетних и нетрудоспособных, использовании материальных средств для удовлетворения индивидуальных потребностей. Благодаря своим особенностям семья, как малая группа, создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям. И одна из главнейших функций семьи заключается в создании условий для развития личности всех своих членов. Вообще в обществе семья выполняет множество функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно - бытовую, экономическую, коммуникативную, рекреационную, социально-статусную и психотерапевтическую. Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное значение для сохранения популяции. Воспитательная функция заключается в формировании личности ребёнка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянно влияние членов семьи друг на друга. Жизнь семьи в современном обществе весьма многогранна. Сущность и специфика её функций часто меняется, но они никто не исчезнут бесследно. И здесь выделяется важная особенность - это комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьёй, может быть удовлетворена и без неё, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе. На сегодняшний день из всех функций семьи выделяется одна из самых важных и необходимых это психотерапевтическая, т.к. человеку просто необходимо место, где бы он мог укрыться от постоянных проблем окружающего нас мира, где бы он смог передохнуть и набраться сил для новых свершений.Подростковый возраст является одним из самых сложных и непредсказуемых. Именно в этот период идёт перестройка всех ценностных ориентаций ребёнка. Происходят значительные изменения в самосознании: появляется чувство взрослости. У детей возникает желание если не быть, то хотя бы казаться взрослым. Появляется сильное стремление к общению со сверстниками и именно поэтому ведущим видом деятельности становится интимно-личностное общение. Но личностная нестабильность порождает противоречивые поступки и желания: подростки пытаются во всём походить на своих сверстников, пытаются выделить в группах, часто меняют друзей.Именно из-за таких резких изменений в поведении и своего образа «Я», подростку необходимо чтобы рядом была его семья. Но важным при этом является то, какого стиля воспитания она будет придерживаться. Главное чтобы семья и родители не оказались равнодушны и холодны к проблемам подростка, а принимали его таким, каков он есть, т.к. в обратном случае это может привести к асоциальному поведению, отлучению от семьи, либо не пониманию подростком самого себя и своих окружающих.