познавательное развитие детей зпр посредством поисково-исследовательской деятельности
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: познавательное развитие детей зпр посредством поисково-исследовательской деятельности
Автор: Селютина Лариса Владимировна
КОНСПЕКТ по познавательному развитию с детьми зпр разновозрастной группы по эспериментальной деятельности.Тема: История конфет.Программные задачи:Познакомить детей с историей создания, производством шоколада, показать его природное происхождение. Познакомить с профессией мастера по изготовлению шоколадных конфет «шоколатье», с процессом создания сладостей, создать условия помогающие детям раскрыть свои исследовательские возможности.Научить детей с ЗПР понимать окружающую действительность и практически применять знания, умения и навыки, приобретенные при изучении различных предметов и явлений; формировать потребность в создании собственной картины мира. обогащение сознания детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка об окружающем мире; Развивать познавательно-исследовательский интерес, искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, стимулировать речевую и познавательную активность.Развивать навыки коммуникативного общения; развитие логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).Воспитывать уважение к труду взрослых, аккуратность, желание быть участником процесса изготовления конфет, умение работать дружно.Ход занятия:1. Организационный момент: (Дети входят в группу, здороваются с гостями, садятся на стульчики).Воспитатель: Сегодня вас ждут интересные встречи и сюрпризы.2. Сюрпризный момент: (Звучит музыка и входят Нолик и Симка, в пакете у них конфеты). СИМКА и НОЛИК (вместе): Ой, а куда это мы попали?Воспитатель: Вы попали в детский сад. Ребята, а вы узнали кто это?Дети: Да, это Симка и Нолик из м/ф «Фиксики».НОЛИК: Здравствуйте, ребята и взрослые! Смотрите, что мы нашли! (Показывает мешочек конфет). Столько конфет!СИМКА: Вкуснятина! Дай мне хоть одну!НОЛИК: Интересно, почему взрослые прячут от нас конфеты?СИМКА: Ребята, а вы не знаете, почему? (Ответы детей).Воспитатель: Я думаю, чтобы вы много не съели!НОЛИК: Да, я один могу съесть во сколько! (Показывает руками). Какая вкуснота! (Поглаживает животик).Воспитатель: Вот этого взрослые и боятся. Ведь сладости приносят как пользу, так и вред.СИМКА и НОЛИК: (читают стихотворение по строчке): Конфета бывает простой и с помадкой, Немного с кислинкой и приторно-сладкой, В обёртке блестящей и малоприглядной, Клубничной, малиновой и шоколадной. И мягкой, и твёрдой, и даже тягучей, Бывает орешков в ней целая куча. И каждый, кто пробовал, сам понимает: Ненужной она никогда не бывает! - А как же появились конфеты? (Удивляясь. Затем садятся на стульчики).Воспитатель: Сейчас мы вместе попробуем в этом разобраться. Показ картинок с рассказом воспитателя: 1.Что такое конфета?(разные виды конфет)Конфета-сладкое кондитерское изделие.2.Первая кондитерская фабрика появилась 100 лет назад в Египте.(кондитерская фабрика Египта) Это любимое всеми лакомство появилось на свет в результате... случайности! Более 3 тысяч лет назад древние египтяне случайно смешали мёд, инжир и орехи – так появились самые первые в мире конфеты.(мед,инжир,орехи)Первые русские кондитеры изготовляли карамели – леденцы из карамельной массы, которая получается путём нагревания сахара и воды в медном котле до определённой температуры, разливали в формы, охлаждали и затем резали на кусочки или лепили вручнуюВ Древней Руси их делали из кленового сиропа,патоки и меда.(Древняя Русь,кленовый сироп,патока,мед)3.Первые конфеты делали из тростникового сахара(тростник)4.Сладкоежки были всегда(сладкоежка)Очень-очень давно они лакомились диким медом ,сладкими фруктами ,растениями ,содержащие сахар.(картинки)5.Из-за высокой стоимости сахара ,конфеты были доступны лишь на столах у богачей - всевозможные засахаренные фрукты , мак, кунжут а бедняки заменяли сахар медом.6.В настоящее время выпускают самые разные конфеты: леденцы, шоколадные.с разной начинкой, батончики и др.(картинки)7.Только у нас в Донецке работает несколько кондитерских фабрик .Профессия мастера по изготовлению шоколадных конфет называется«шоколатье»8.У каждой конфеты есть свой фантик .Над ними работают известные художники.9.Но необходимо запомнить:-ограничивайте сахар в рационе;-не употребляйте сладости каждый день;-замените конфетные перекусы на фруктовые;-исключайте из рациона жевательные конфеты, ириски и леденцы.СИМКА: Моя любимая конфета! НОЛИК: А я карамелькой прошлый раз чуть зуб не сломал!Воспитатель: Да, карамелька, конечно, очень вкусная конфета, но она может принести и вред нашему здоровью.Вред карамельных конфет:- в них очень большое количество сахара,- у детей может развиться диатез,- они твёрдые снаружи – могут повредить зубную эмаль,- могут содержать вредные пищевые добавки – красители и наполнители.Дети подходят к столу и проводят опыты с воспитателем.1. На столе прозрачные стаканчики с водой, растворить в них конфеты. Вода поменяла цвет.2. Завернуть в белую мокрую салфетку. На салфетке появились пятна.3. Рассасывали конфеты. Язык окрасился.4. Долго держали в зажатых ладошках. Ладошки тоже окрасились.5. Выполнение эксперимента. (С овощами и ягодами)Аналогично выполняем опыты с овощами и ягодами. В результате проведенных опытов дети сделали вывод ,что окрашивание проявляется везде, но с разной интенсивностью.ВЫВОДЫ: Чтобы убедиться в том, что в конфетах«M&M’s» и «Skittles» есть действительно краситель, мы провели несколько экспериментов и пришли к выводу, что действительно в этих конфетах есть краситель.Для изготовления натуральных красителей мы взяли овощи и ягоды: свеклу, морковь, бруснику, вишню, смородину. Мы сделали вывод, что, действительно, пищевые красители бывают натуральными (изготовленными из ягод, фруктов, овощей) и искусственными (изготовленные с использованием химических веществ). Мы узнали, что искусственные красители плохо влияют на организм человека, они вредны для здоровья. Если дети едят много конфет с искусственными красителями, то у них болят животы, плохая память, появляется аллергия.Натуральные красители полезнее искусственных, так как содержат полезные вещества и они не вредны для здоровья человека. Пищевые красители добавляют для того, чтобы продукт был ярким и красивым. Теперь мы знаем, что не все красивые конфеты могут быть полезными.НОЛИК: А я люблю шоколадные конфеты.Физминутка.Вверх рука и вниз рукаПотянули их слегка.Быстро поменяли руки!Нам сегодня не до скукиПриседания с хлопкамиВниз-хлопок и вверх-хлопокНоги, руки разминаем,Точно знаем- будет прок!Крутим,вертим головой,Разминаем шею.Стой!Воспитатель: А вы знаете, что в состав шоколадных конфет входят какао – бобы.(картинка)СИМКА: Интересно, а в шоколадных конфетах чего больше пользы или вреда?Воспитатель: Исследования учёных показали, что от шоколадных конфет есть и польза, есть и вред. Польза и вред шоколада.- Шоколадные конфеты – высококалорийный продукт, то есть способствуют набору лишнего веса,- при чрезмерном употреблении могут вызывать аллергические реакции;- вызывают бессонницу;- способствуют перевозбуждению. Их не следует есть на ночь.Но пользы от шоколадных конфет больше:- источник энергии;- содержат полезные витамины: калий и магний, которые необходимы для работы мышц, поэтому шоколадные конфеты полезны тем, кто занимается спортом;- полезны для работы сердца и сосудов;- улучшают работу мозга;- повышают иммунитет;- поднимают настроение;- полезен детям с 3-х лет, но не более 100 гр. в неделю.СИМКА: Нолик, ты понял, что нельзя много есть шоколадных конфет. Ведь чрезмерное употребление шоколада наносит вред здоровью! А ты хотел съесть весь мешок конфет!СИМКА: А я люблю собирать фантики от конфет! Они все такие разные, красивые.Воспитатель: Я предлагаю всем вместе собрать интересные пазлы и мы потом увидим, от каких конфет у вас фантики. (Воспитатель предлагает детям подойти к столам). «Мы решили поиграть, предлагаю всем НАЧАТЬ!» Игра «Собери фантик для конфеты из частей»: (Дети собирают пазлы с видами фантиков и отвечают на вопрос, как называется конфета: «Алёнка», «Красная шапочка», «Мишка косолапый»). - Молодцы, дети, вы хорошо потрудились. У вас получились замечательные фантики.Картинка «Шоколатье»;- Как называется профессия человека, который делает шоколадные конфеты? (Шоколатье. Дети повторяют хором).- Я предлагаю вам, ребята, побыть сегодня в роли Шоколатье, а Симка и Нолик нам помогут.Мы сами приготовим шоколадные конфеты для нас и наших гостей, чтобы у всех было радостное, весёлое настроение на весь день. Перед началом работы необходимо надеть специальную одежду фартук и шапочку, а влажной салфеткой вытереть руки. Использованные салфетки положите на поднос. Обратите внимание на столы, что на них находится? (Воспитатель показывает и называет продукт, дети находят его на своём столе). Самостоятельная детская деятельность:Воспитатель: На столе находятся продукты необходимые для приготовления шоколадных конфет и формочки для заполнения.Это: какао-порошок; сахарный песок; сухое молоко; (Дети обследуют все продукты: сыпучесть, цвет, запах, вкус). - В этой миске мы будем смешивать все продукты. Но в ней уже что-то находится! Как вы думаете, что это? (Сливочное масло. Обследуют). - В масло мы добавляем сначала сахар и хорошо перемешиваем. Затем добавляем сухое молоко. Какого цвета масса? (Белая). А теперь высыпаем какао-порошок. Ребята, а какого цвета сейчас наша масса? (Коричневая). Необходимо тщательно смешать все продукты до однородной массы. Готовую массу выложим в формочки, чтобы конфеты получились не только вкусными, но и красивыми.Обратите внимание, что формочка всего одна на столе. Вам нужно будет договориться о том, кто какой ряд заполняет готовой массой. Теперь мы можем приступить к работе. (Дети выполняют задание, воспитатель оказывает индивидуальную словесную помощь детям. Звучит фоновая музыка.).Пальчиковая гимнастика.Лишь фантазии чуть-чутьВ игру добавитьИ конфеты нам помогутЦелый мир представить.Ты конфеты в кулакеПотряси у ушкаВспомнить точно, как былаВ детстве погремушка.Из одной руки в другуюПерекинем метко,Как кузнечик по травеПрыгает конфетка.Если фантиком шуршаЯ глаза прикрою,Словно листья под ногамиОсеннею порою.А теперь мы с вами сделаем свою конфету. Дети подходят к столам и готовятся делать аппликацию на трафарете конфеты.Перед детьми разные геометрические формы. Необходимо составит свой фантик. Воспитатель: Наша работа закончена, нужно привести рабочее место в порядок.