Использование монтессори-материала на логопедических занятиях
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование монтессори-материала на логопедических занятиях
Автор: Кротова Надежда Сергеевна
Использование монтессори-материала на логопедических занятиях В условиях образовательных реформ использование методики М. Монтессори на базе дошкольного учреждения обеспечивает комплексное решение целей и задач дошкольного образования, ориентация на индивидуальность ребенка, личный рост, развитие способностей. Поэтому учитель-логопед ДОУ МБДОУ «Детский сад №208» широко использует Монтессори-материалы на индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятиях. Главный принцип системы Монтессори — «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку самому найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности. Основная цель внедрения элементов методики М. Монтессори в логопедическую работу: создать условия, позволяющие включить компенсаторный механизм и облегчить коррекцию сенсомоторных и речевых недостатков посредством использования дидактических Монтессори – материалов. Важнейший элемент педагогики Монтессори — это развивающая среда. Развитие индивидуальных способностей личности и его самостоятельности в процессе освоения различных умений и навыков посредством специально разработанного и предложенного дидактического материала.Вот некоторый пример дидактические материала, их цель и задания, которые используются на занятиях с детьми«Блоки цилиндров» Основная задача этого задания: вставить цилиндры в подходящие по размеру отверстия. При выполнении данного задания мы развиваем у ребёнка зрительное восприятие размеров (глазомер); идёт подготовка к обучению математике (по 5 цилиндров в каждом блоке), ребёнок учится сравнивать величины: высокий – низкий, выше, чем – ниже, чем, самый высокий — самый низкий, толстый – тонкий, глубокое – мелкое, глубже — мельче, широкое – узкое, шире — уже, и т.д. (это задание также хорошо и для развития речи – подбор антонимов); идёт подготовка руки к письму (работают большой, указательный и средний пальцы ведущей руки). «Коричневая лестница»Задача: построить лестницу в соответствии с изменением толщины брусков (построение ряда). Развитие зрительного восприятия размеров; развитие координации движений, концентрация внимания; подготовка к обучению математике и письму; развивается мускульная память, точность; понятия: толстый – тонкий, толще, чем – тоньше, чем, самый толстый — самый тонкий. 3. «Рамки» Рамки с различными видами застежек: большими и маленькими пуговицами, молнией, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, булавками, кнопками, липучкой.Задача: развитие мелкой моторики, усидчивость.Игровые панели.Игровая деятельность с использованием этих панелей способствует усвоению необходимых способов для развития координации движений, концентрации внимания, развития мышления, развития речи.Игровая панель "Кольцеброс"Задача: Развитие координации движений; развитие зрительного и пространственного восприятия; развитие ловкости, меткости, точности глазомера; развитие внимания, сосредоточенности, целеустремленности; формирование умения рассчитывать расстояние.5. Бизидомики. Задача: развивать мелкую моторику рук, способствовать развитию действий руки, формировать ручную умелость логику и мышление; формировать причинно-следственный связи; развивать самостоятельность и познавательную активность.Ребенок познает мир руками. И есть для этого процесса чудо-игрушка - бизидомик. Она займет детей на долгое время и познакомит их с цветами и формами, поможет изучить загадочный мир цифр и времени, позволит потренировать бытовые навыки. Бизидомик может заменить целый ящик игрушек и надолго увлечь малыша, занимает мало места.Бизидомик включает в себя несколько функций: моторную, прикладную, ассоциативную и цветовую. Занятия малыша с домом содействуют развитию мышления и логики, хотя и носят игровой характер. В результате использования элементов методики Монтессори учитель-логопед отмечает, что у детей формируются такие качества: уверенность в себе, позитивная самооценка, высокая познавательная мотивация, умение делать выбор исходя из реальных потребностей, способность концентрироваться на работе, трудолюбие и самостоятельность, умение общаться. Таким образом, использование элементов методики М. Монтессори в логопедической работе позволяет через сенсомоторное развитие ребенка, умение концентрировать внимание и сосредоточенно работать, умению контролировать себя, свою деятельность и поведение, а также формировать речь и мышление.