"Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре"
Автор: Выдрина Елена Александровна
Родительское собрание (в дистанционном формате)Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре.Воспитатель: Выдрина Е.А.19.01.2023г. Цель: повышение компетентности родителей в вопросах патриотического воспитания, осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников. Повестка собрания:1. О приобщении дошкольников к русской народной культуре, народным традициям. Сообщение (воспитатель Выдрина Е.А.)2. Обобщение опыта семейного воспитания по патриотическому воспитанию. Сообщение (родительница Крутикова А.С.)3.Информация о состоянии ДДТТ на территории Архангельской области за 11 месяцев. Сообщение (воспитатель Выдрина Е.А.) Ход собрания:1. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Не случайно и академик, литературовед Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять, взрастить в детской душе семена любви к своей малой Родине, ее природе, родному дому, семье, истории и культуре своего города, страны,ее истокам, обычаям, традициям, обрядам. В системе дошкольного образования проблема нравственно-патриотического воспитания обозначена как никогда остро. Концепция дошкольного воспитания, Федеральный государственный образовательный стандарт определили основные принципы этого направления – «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Дошкольный возраст самый благоприятный для этого, потому что ребенок как губка впитывает в себя, все то, что видит вокруг. В этот уникальный период он легко воспринимает и приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенные отношения к истории родного края, интерес к традициям и обычаям своего народа.В нашей группе оформлен уголок по патриотическому воспитанию, где собран богатый материал о родном городе, крае и стране, в уголке художественного творчества собраны предметы народно-прикладного искусства.В работе по приобщению дошкольников к русской народной культуре, народным традициям можно выделить следующие направления:Формирование представлений о своем городе, его достопримечательностях, ведущих профессиях города, изучение обычаев и традиций своего города, района, области (природные богатства, местонахождение на карте, герб, животный и растительный мир), о своей малой Родине, как неотъемлемой частицей нашей страны – России. Работа по данному направлению в детском саду осуществляется через разные формы работы с детьми: дидактические игры, занятия и викторины, выставки, чтение стихов, рассматривание альбомов, открыток по темам «Мой город», «Наш микрорайон», «Северодвинск», «Соловецкие острова», «Музей деревянного зодчества», «Туристические маршруты русского севера», игры-путешествия с использованием карт-схем (Архангельской области, улицы Северодвинска), строительные игры «Мы архитекторы», сюжетно-ролевые игры «Путешествие по городу» и др.Изучение исторического прошлого России и русского народа (позволяет зажечь в детях искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, любовь к родному краю). На занятиях дети узнают, откуда пошло название нашей родины, получают представления о – славянах, русичах, их облике, силе, мудрости, ловкости, выносливости, взаимной поддержке. Знакомятся с тем, где и как жили предки; с древнерусской архитектурой по репродукциям, со строительством жилища;с историей народного костюма, его элементами (душегрея, кафтан, сарафан, косоворотка, рубаха, кушак, кокошник, картуз), дети узнают, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег;с предметами русской избы и бытовыми устройствами наших предков.По данному направлению в работе с детьми используем следующий наглядный материал: «Народы России», «Праздники России», «Государственные символы Российской Федерации», атлас «Наша Родина – Россия», «Промыслы и ремесла России», дидактические игры: «В русской избе» (цель: знакомство детей с русской избой, предметами быта), «Одень куклу в национальный костюм» (цель: закрепление знаний об особенностях народных костюмов и их элементах, умение соотносить вид одежды с полом ребёнка), беседы «Моя Родина - Россия», «Герб, флаг, гимн России», «Мы на севере живем» и другие. В группе оформлены картотеки: художественного слова о Родине, дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию, игровых образовательных ситуаций для дошкольников («Как рубашка в поле выросла», «К бабушке Варварушке в гости на оладушки» и др.), есть дидактические куклы в русских народных костюмах (мальчик и девочка), в уголке ряженья – русские народные костюмы для детей. Дети узнают, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег. Устное народное творчество позволяет приобщать детей к нравственным общечеловеческим ценностям. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки русские народные, народов мира, сказки северных писателей Б.Шергина, С. Писахова, песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т. п.). В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Как отмечал В.А. Сухомлинский, «сказка - это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап –инсценирование».Рубрика «Острое блюдо». Уважаемые родители, предлагаем Вам отгадать русские народные загадки, отгадки можно проверить в конце текста:• Длинна как дорога, коротка как блоха.• Чувство, которое любого красит.• Шарю-пошарю, в угол встану.• Страны без людей, города без домов, моря без воды. • Всех кормлю с охотою, а сама безротая.• Не вода, не суша, на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь.• Что не сеяно родится.• Зимой с ней теплей, а летом холодней.Приобщение детей к народной культуре через народные праздники и традиции: Покрова, Рождество, Масленица, Пасха. Знакомим как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. Разучиваем приметы, загадки, пословицы об осени, колядки, русские народные песни, танцы, заклички. Ежегодно в ДОУ проводится праздник Масленица, на котором дети узнают традиции встречи этого праздника и всей масленой недели, масленичные приговоры, игры, знакомятся с приметами приближения весны, с обрядами русского народа. Беседуем о праздновании Нового Года на Руси, рассказываем о Деде Морозе, Снегурочке. Читаем и обсуждаем русские народные сказки про них. А после новогодних каникул дети и педагоги участвуют в рождественских святках, где наряжаются в народные костюмы и исполняют рождественские стихи, колядки и заклички. Большое место в организации нашей работы по этой теме принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Детям очень нравятся народные подвижные игры – «Жмурки», «Золотые ворота», «Горелки», «Прятки», хороводные: «Сиди, Яша», «Карусель», «У дядюшки Якова», «Гори, гори ясно», а также словесные – «Испорченный телефон», «Краски», «Чепуха», «Колечко». Знакомим с разными видами жеребьевки (выбором водящего игры, разучиваем считалки, слова к играм). Народные художественные промыслы – эта тема необходима, чтобы познакомить детей с декоративной росписью и прикладным искусством, развить творческие способности. На занятиях проходит знакомство с хохломской, городецкой, мезенской росписью, с художественным гжельским промыслом, а также с народными игрушками: филимоновской, дымковской, каргопольской, матрешками. Используются иллюстрации, альбомы из серии «Народные промыслы», организуются выставки детского творчества. Так же в приобщении детей к истокам русской народной культуры велика роль семьи. Семья обладает особыми педагогическими возможностями, которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная направленность. Особое внимание уделяем укреплению связей с Вами, родителями: пополнение развивающей среды, участие в семейных праздниках, выставках «Осенняя фантазия», «Прогулка по городу», «Новогодний фейерверк» и др.Таким образом, нужно как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Предлагаем вашему вниманию мультимедийную презентацию с фотоматериалами по теме собрания: обзор наглядного материала, пособий, познавательной и художественной литературы по патриотическому воспитанию, мероприятий с детьми по данному направлению (квест-игра «Моя Родина», реализация мини-проекта «Святки»)Представление семейного опыта «С чего начинается Родина».Информация о состоянии ДДТТ на территории Арх. области Ответы к рубрике «Острое блюдо»: жизнь, стыд, веник, карта, ложка, болото, трава, печка.Памятка для родителей«Русские народные традиции как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине»В старину, любовь и уважение к старшим, к семье, родному краю впитывалось с молоком матери. Слово отца было законом, а мать была тёплым солнышком («При солнышке тепло, при матери добро» , «Нет лучшего дружка, чем родная матушка» - русские народные пословицы). Русский человек всегда помогал младшим, уважал старших. Человек не задумывался, стоит ли защищать свою семью, свою Родину.«Почитай отца твоего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».«Семейное согласие дороже всего»«Родина любимая, что мать родимая»Эти (и многие другие) пословицы сказаны народом многие века назад, НО они не должны потерять смысла и в наше время.Если Вы, уважаемые взрослые, согласны, то давайте вместе «зародим» в детях, то зёрнышко, которое даст ростки уважения, любви, чувства гордости за свой народ, свою страну. Вот несколько советов, которые помогут нам попытаться это сделать:Начните с самих себя: «Где любовь да совет, там и горя нет» .Давайте понять ребёнку, что главные в семье - это родители, но не унижайте и считайтесь с мнением ребёнка.Не забывайте про родных и близких, помните о старшем поколении. (Можно составить генеалогическое дерево, собрать альбом с фото родных, записать рецепты бабушек, делать с ребёнком подарки для близких своими руками и т.д.).Знакомьте своих детей с русским фольклором: колыбельными, прибаутками, потешками, пословицами и поговорками, загадками.Не забывайте читать ребёнку народные сказки (в них добро обязательно побеждает зло, а любовь к родным, своей земле - главное оружие русского человека).Приобщайте детей к традициям празднования русских народных (и православных) праздников (Масленица, Рождество, Пасха и др): выучите стишок, закличку, песенку, колядку; сделайте какую - нибудь поделку, поздравьте родных или просто знакомых.Знакомьте детей с русскими народными играми (играми своего народа) и сами принимайте в них участие. Ребёнок должен быть сильным не только разумом, но и духом.Знакомьте детей с государственными и региональными праздниками, которые имеют большое значение в жизни родного города.Посещайте с детьми выставки и музеи русского творчества, быта.Учите ребёнка видеть красоту природы, любить свой край.Если Вы, уважаемые взрослые, добавите в этот список ещё какие-нибудь пункты, то это замечательно!