Как пополнять словарный запас ребенка в подготовительной к школе группе 6-8 лет


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Как пополнять словарный запас ребенка в подготовительной к школе группе 6-8 лет
Автор: Волотовская Ирина Тимофеевна

Как пополнять словарный запас ребенка в подготовительной к школе группе 6-8 лет7-летний возраст – это очень важный период в жизни родителей, потому что остается всего один год и ребенок пойдет в школу. Каждая мама хочет, чтобы к этому непростому и ответственному периоду жизни ребенок был правильно сформирован и подготовлен не хуже его сверстников.При этом многие родители не задумываются, как важно развивать саму речь и насколько важен богатый словарный запас. В этом можно убедиться, если попросить ребенка что-нибудь рассказать, поделиться впечатлениями об услышанном или увиденным. В итоге можно заметить, что его речь невнятна, изобилует словами-паразитами и он с трудом подбирает нужные слова.Словарный запас у детей складывается к 6-7 годам. В основном он обогащается через семью, общение с родителями, близкими родственниками. В норме активный словарный запас у ребенка 6-8 лет должен составлять от 3500 до 7000 слов. В дальнейшем он будет пополняться новыми словами в ходе учебного процесса (прочитанные литературные произведения, словесные игры, услышанное на экскурсиях и т.д.).Формирование словарного запаса у детейКогда ребенок зачисляется в первый класс, в большинстве школ проводится тестирование, необходимое для оценки речевого развития. В возрасте 5-7 лет ребенок должен не только знать, как можно больше слов, но и знать их значение, уметь разделять и понимать:
  • ориентацию в пространстве (лево, право, низ, верх);
  • бытовые предметы;
  • оттенки и цвета;
  • виды транспортных средств;
  • виды спорта, профессии;
  • временные понятия (секунда, минута, месяц, год), дни недели, месяца, времена года (зима, лето и т.д.);
  • природные явления;
  • части тела;
  • числительные (желательно в пределах стони);
  • фрукты, растения, домашние животные, овощи и т.д.
  • Если ребенок знает и произносит не так много слов, то нужно знать, как пополнять словарный запас, чтобы он был полностью готов к обучению в общеобразовательном учреждении.Словесные игрыМногие словесные игры достаточно просты и занимают не более 10-15 минут, поэтому каждый родитель сможет найти время для занятий со своим ребенком.Есть несколько игр на активизацию и расширение словаря:
  • Игра «Съедобное – несъедобное»
  • Взрослый называет любое слово и кидает малышу мяч. Если сказанное слово обозначает предмет, который можно съесть, то ребенок ловит мяч, а если несъедобное, то отбрасывает.
  • Игра «Цвета называй Лови да бросай»
  • Взрослый бросает мяч ребенку, называя прилагательное, которое обозначает цвет. Ребенок должен поймать мяч и вернуть его, назвав при этом существительное, которое подходит к сказанному прилагательному.Примеры:
  • красный – флаг, помидор, огонь;
  • зеленый – лук, огурец, лес;
  • синий – море, чернила. И т. д.
  • Игра «Кто где живет?»
  • Взрослый бросает мяч ребенку и называет какое-нибудь животное. Задача ребенка – при возвращении мяча назвать место, где это животное живет.Примеры:
  • дятел – на дереве;
  • медведь – в берлоге;
  • собака – в будке (конуре);
  • синица – в гнезде;
  • лиса – в норе.
  • Игра «Скажи наоборот»
  • Взрослый называет слово, а задача ребенка назвать другое слово, противоположное по значению.Примеры:
  • сильный – слабый;
  • горячо – холодно;
  • день – ночь;
  • мягкий – твердый;
  • стоит – бежит;
  • война – мир.
  • Игра «Угадай предмет»
  • Взрослый произносит несколько слов, которые в совокупности обозначают другое слово. Задача ребенка – угадать, что именно имеет в виду педагог (родитель).Примеры:Колеса, руль, двери, фары, капот (машина).Ноги, пятачок, уши (свинья).Кора, листья, сучья, ветки (дерево).
  • Игра «Кто скажет больше слов»
  • Игру лучше проводить в группе. Взрослый предлагает назвать как можно больше слов при ответе на вопрос. Можно использовать визуальные изображения.Примеры:Что можно связать? (носки, кофту, свитер, шапку, шарф и т.д.).Что можно завязать? (шнурки, шарф, платок и т.д.).Что можно надеть? (рубашку, куртку, пальто, кофту).
  • Игра «Большой – маленький»
  • Взрослый называет слово и бросает мяч малышу. Он должен поймать мяч и вернуть его, произнося при этом слово, которое составляет пару услышанному слову:Примеры:стул – стульчик;рука – ручка;нога – ножка;диван – диванчик и т.д.
  • Игра «Подбери слово»
  • Эту игру можно проводить с мячом, одновременно развивая реакцию малыша. Взрослый называет слово и кидает мяч, а ребенок должен вернуть его и сказать слово, которое подходит по значению:Примеры:Свежий – воздух, хлеб.Старая – скатерть, мебель, бабушка.Свежая – зелень, новость, газета, булка.
  • Игра «Угадай профессию»
  • Взрослый задает наводящий вопрос, а ребенок должен ответить, кем именно работает описываемый человек.Примеры:Кем работает тот, что продает нам продукты? (Ответ: продавец).Человек, который возит людей на автобусе, работает…. (Ответ: шофером, водителем).Человек, который строит дома, это …. (Ответ: строитель).Советы родителямЧтобы словарный запас у детей формировался правильно, очень важна роль родителей, ведь именно от того, какие слова они произносят, как разговаривают между собой, зависит развитие речи у ребенка.Обогащение словаря возможно с помощью вышеуказанных упражнений, которые нужно проводить регулярно. Помните о том, что лучше заниматься по 10 минут, но каждый день, чем по 30-60 минут, но 1 раз в 3-5 дней.Есть и другие рекомендации для родителей:
  • Больше общайтесь. При этом следите за своей речью, старайтесь использовать побольше метафор, прилагательных и синонимов слов. Не бойтесь использовать в разговоре с ребенком слова, которые он не понимает – он обязательно переспросит, что это значит, а вы в простой и доступной форме должны ему объяснить. Именно так он знакомится и запоминает новые слова.
  • Читайте с ребенком. При этом делайте это с выражением, интонационно выделяя запятые. Спрашивайте малыша, понимает ли он смысл услышанного, и если какие-то слова ему непонятны, то их нужно объяснить.
  • Побольше обсуждайте с ребенком картинки и изображения в книгах, которые вы читаете. Можно попросить составить краткий рассказ по какой-нибудь картинке.
  • Постепенно приучайте малыша учить стихотворения. Можно начать с самых простых, и они обязательно должны вызывать у него интерес.
  • Занимаясь со своим ребенком, вы не только обогащаете его словарный запас, расширяете его представления об окружающем мире, но и формируете более доверительные отношения друг с другом.