Внеурочная деятельность
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внеурочная деятельность
Автор: Васина Надежда Валерьевна
«Из опыта работы по организации внеурочной деятельностив МБОУ «Гимназия №1»заместитель директора по УВРВасина Н.В.Внеурочная деятельность в школе - это один из важнейших аспектов, направленных на развитие и формирование личности взрослеющего ученика. Она включает в себя разнообразные виды деятельности, такие как кружки, секции, спортивные соревнования, театральные постановки, конкурсы и многое другое.Внеурочная деятельность в школе имеет множество преимуществ для учеников, таких как развитие лидерских качеств, самосознания, творческого мышления и умения работать в команде. Эти занятия также позволяют обучающимся раскрыть свой потенциал и найти свое место в обществе.Многие исследования показывают, что внеурочная деятельность имеет положительное влияние на учебную успеваемость обучающихся. Ученики, находящиеся в активном творческом и физическом развитии, часто проявляют повышенный интерес к учебному процессу и улучшают свои показатели.В современном образовательном процессе эти занятия становятся все более признанными и популярными. Школы всюду организуют дополнительные программы внеурочной деятельности, поскольку это является неотъемлемой частью образовательной системы и основой процесса становления успешной и гармоничной личности, владеющей навыками функциональной грамотности.Функциональная грамотность необходима как для официального, так и для неформального общения, например, в социальных сетях, блогах и форумах. Поэтому школы должны развивать у учеников критический взгляд на информацию, которую они принимают из разных источников, обладать навыками анализа, критической оценки, выборочного использования информации, а также уметь выстраивать собственную аргументацию в соответствии с целями и задачами.Таким образом, функциональная грамотность играет важную роль в формировании компетентных и успешных граждан, способных ориентироваться в любой сфере деятельности.В нашей гимназии мы также особое место уделяем занятиям внеурочной деятельностью, поэтому открыли региональную академическую (стажировочную) площадку по теме «Цели и содержание внеурочной деятельности обучающихся в процессе реализации ФГОС образовательной организации.Целью внеурочной деятельности мы ставим достижением ребенком планируемых результатов такие как: личностные, метапредметные, предметные.Согласно ФГОС обязательными направлениями внеурочной деятельности являются: - Спортивно-оздоровительное;- Духовно-нравственное;- Социальное;- Общеинтеллектуальное;- Общекультурное.Все эти направления были учтены при составлении учебных планов по внеурочной деятельности в МБОУ «Гимназия №1».Рассмотрим виды внеурочной деятельности реализуемые в 2022-2023 учебном году в МБОУ «Гимназия №1» с 1 по 11-е классы.Максимально допустимая нагрузка внеурочной деятельности в начальной школе – это 10 часов в неделю. То есть это 10 часов дополнительного времени, чтобы обучить ребенка каким-то полезным навыкам, например таким как навыки функциональной грамотности. В школе функциональная грамотность имеет важное значение, поскольку она является ключом к успешной учебной деятельности и карьерному росту в будущем. В наш учебный план по внеурочной деятельности включены кружки и клубы, которые помогут развить школьника разносторонне, в ключе требований современного общества и запросов родителей обучающихся. А благодаря тому, что внеурочные занятия проходят в необычной от урока обстановке, ученик не боится проявить себя, получив плохую оценку или неодобрение. Таким образом, через внеурочную деятельность можно формировать ситуацию успеха каждого школьника. Так как в таком разнообразном перечне клубов и кружков всегда можно найти дело по душе.Внеурочная деятельность в МБОУ «Гимназия №1» осуществляется через следующие формы работы: художественные, филологические, хоровые и театральные студии, кружки и клубы;сетевые сообщества;школьные спортивные клубы и секции;конференции, олимпиады;военно-патриотические объединения;экскурсии, соревнования;поисковые и научные исследования;общественно полезные практики;другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений с привлечением родителей обучающихся.Рассмотрим учебный план внеурочной деятельности средней школы.Внеурочная деятельность в средней школе направлена на расширение кругозора и развитие функциональной грамотности ученика.Большие возможности для развития творческих способностей у обучающихся во внеурочной деятельности имеют кружковые занятия, проведение интеллектуальных игр, предметных олимпиад, конкурсов различных уровней.Вызывая интерес обучающихся к предмету, внеурочные занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы.Рассматривая учебный план внеурочной деятельности старшей школы нашей гимназии, можно отметить, что предлагаемые клубы и кружки направлены не только на всестороннее развитие ученика старшей школы, но и для расширения возможностей подготовки к ЕГЭ, получение знаний для участия во всероссийской олимпиаде школьников по общеобразовательным предметам.Занятия во внеурочной деятельности, участие в олимпиадах открывает для учеников новые возможности. Ученик, ставший призёром или победителем регионального этапа всероссийской олимпиады школьников, может рассчитывать на дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в ВУЗ. А победитель или призёр заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников может рассчитывать на поступление в ВУЗ без учета баллов ЕГЭ по результатам олимпиады.В течение текущего и прошлого учебного года педагогический коллектив гимназии привлек к участию во всероссийской олимпиаде школьников по общеобразовательным предметам (ВСОШ) большее количество обучающихся на школьном этапе, благодаря чему мы получили положительную динамику итоговых результатов. Так в 2020-2021 учебном году в олимпиаде приняло участие всего 442 человека, некоторые дети приняли участие в олимпиаде по нескольким предметам, таким образом получилось 937 участий, из них 16 победителей, 62 призера. В 2021-2022 учебном году в всероссийской олимпиаде школьников приняло участие 611 человек из них с учетом участие одного ученика в нескольких предметах – 2894 участия; из них: победителей: 42, призеров: 386. В 2022-2023 учебном году в олимпиадах приняли участие 716 человек, из них получилось 3827 участий. В итоге на школьном этапе ВСОШ получилось 43 победителя, 788 призеров.На муниципальном этапе в 2020-2021 учебном году приняло участие 84 ученика, из них 2 победителя, 17 призеров; в 2021-2022 в олимпиаде приняло участие 222 ученика, из них: 7 победителей, 48 призеров; в 2022-2023 –399 участников, из них 10 победителей, 109 призеров. Благодаря привлечению большего числа участников во ВСОШ повысилось число победителей и призеров. На региональном этапе – в 2020-2021 учебном году приняло участие 8 учеников, из них 3 призера; в 2021-2022 учебном году 33 участника, из них 2 победителя, 9 призеров; в 2022-2023 учебном – 60 участников, из них 2 победителя 17 призеров.Привлекая большее число детей к олимпиадам и конкурсам, мы закладываем в них интерес к окружающему миру, навыки получения интересующей информации, умения работать с электронными образовательными ресурсами, расширяем кругозор, таким образом закладывая навыки функциональной грамотности.Благодаря рациональной организации, педагогический коллектив гимназии смог повысить все показатели внеурочной деятельности в 2,5 раза. Это доказывают не только результаты ВСОШ, но и результаты метапредметных диагностических работ и конкурсов разных уровней.Таким образом можно сделать вывод, что направления, виды и формы внеурочной деятельности в МБОУ «Гимназия №1» выбраны правильно и показывают положительную динамику.