«Рекомендации построения образовательной среды ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей по программе «Социокультурные истоки»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Рекомендации построения образовательной среды ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей по программе «Социокультурные истоки»
Автор: Карпук Юлия Викторовна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениегорода Когалыма «Березка»Муниципальный профессиональный конкурс педагогических идейсреди педагогических работников дошкольных образовательных организацийНоминация : развивающая предметно-пространственная среда группы по программе «Социокультурные истоки»«Рекомендации построения образовательной среды ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей по программе «Социокультурные истоки»(подготовительная группа общеразвивающей направленности)Подготовили воспитатели : Закирова Айзиля ГайфулловнаИсангалина Асия Каюмовнаг. Когалым 2020Русские песни, предания, пословицы, наконец русские сказки без сомнения,заслуживают большого внимания: они память нашего давно минувшего, они - хранилище русской народности Н.А. Некрасов В дошкольном возрасте закладывается основа воспитания духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. В нашем детском саду духовно-нравственное и патриотическое воспитание осуществляется на основе программы «От рождения до школы». С сентября 2017 года в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении города Когалыма «Березка» реализуется программа «Социокультурные истоки» (далее – Программа) (Приказ Департамента образования и молодежной политики от 18.07.2017 г. №1137 «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по реализации программы «Социокультурные истоки» в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры»). Программа направлена на духовно – нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста, в том числе на приобщение детей и их родителей к базовым духовно - нравственным и социокультурным ценностям России. Программа «Социокультурные истоки» призвана решать такие задачи: развитие духовной и социокультурной основы личности ребенка;воспитание гражданина России;раскрытие творческого потенциала подрастающего поколения ради социально-экономического, культурного и духовного процветания страны. Для работы с детьми по данному направлению мы используем следующее программно-методическое обеспечение: -книги для развития детей 6-8 лет: «Сказочное слово», «Напутственное слово», «Жизненный путь», «Светлый образ», «Чудотворный образ», «Мастера и рукодельницы», «Старание и терпение», «Семейные традиции», «Книга – праздник души», а также альбом для рисования «Сказочное слово». Данные книги предназначены для совместной работы педагогов, детей и их родителей в период подготовки и проведения итоговых занятий по программе. Программа «Социокультурные истоки» предъявляет определенные требования к развивающей предметно-пространственной среде группы и включает соблюдение следующих принципов:информированности;вариативности;культуросообразности;полифункциональности;педагогической целесообразности;трансформируемости;учета полоролевой специфики;интегративности. Придерживаясь данных принципов, мы создали в группе образовательную среду по реализации программы «Социокультурные истоки». Одно из центральных мест в нашей группе занимает уголок «Русская изба». Основным украшением избы является макет русской печки, на которой примостился домовёнок Кузя. Он главный в доме, смотрит за порядком, достатком и миром в доме. Дети знают его как хранителя домашнего очага. В избе оформлен «правый угол» от печки, который в народе назывался бабий кут или середа. Здесь находится полочка с домашней утварью: чугунки, глиняная и деревянная посуда, ухват, кочерга, лопата для вынимания хлебов из печи, утюг. Рядом на лавочке стоит прялка и веретено с куделью (непряденая шерсть), настольный ткацкий станок. Ткать на этом станке могут и дети, и взрослые. На нем можно соткать половичок, коврик. Посередине горницы стоит стол с самоваром, чашками для чая и угощениями: пирожками, сушками, баранками, караваем. В старину, чтоб уберечь свой семейный очаг, дом от дурного глаза, болезней и невзгод, в доме вешали различные обереги, и у нас над порогом весит подкова, чесночные и луковичные связки, а в углу возле порога стоит веник. В избе мы можем увидеть предметы быта - коромысло, сундуки, люльки – и рукоделия: соломенные лапти, рушники, с традиционной для русского народа вышивкой, салфетки, скатерти, покрывала, постельные принадлежности. На полках располагаются деревянные, расписные, берестяные изделия, а также образцы народной куклы и народной игрушки. На полу постелены разноцветные половики. Вся обстановка избы отражает домашний уклад в русском народном стиле. В дальнейшем наша изба будет пополняться новыми экспонатами и предметами быта. После посещения «Музейно-выставочного центра» г. Когалыма появилась идея создания мини – музея группы: «Народные промыслы» и «Ложка – русский сувенир». Главным украшением мини-музея «Народные промыслы» являются образцы предметов декоративно-прикладного творчества, игрушки гжельской, городецкой и филимоновской росписи. Экспозицию мини - музея дополняют предметы посуды: ложки, доски, конфетница, стаканы, розетки, корзинки, сахарница, солонки, чайник, блюдце с чашкой. В ходе реализации проекта «Ложка золоченая», появился мини - музей «Ложка-русский сувенир», в котором собраны разнообразные виды ложек из разных материалов, в том числе и деревянные. В центре театрализованной деятельности появился театр из деревянных расписных ложек, с изображением героев русских народных сказок. Здесь же находится театр бибабо «Заюшкина избушка», пальчиковый театр «Гуси-лебеди», варежки «Моя семья». Для режиссерских игр, которые востребованы детьми подготовительной группы и способствуют их социальному, коммуникативному развитию, руками родителей изготовлены макеты: «Бабушкин двор»; «В гостях у бабушки», «Родной край».В уголке ряженья есть русские рубахи, сарафаны, кокошники, костюмы богатырей, венки, картузы и т.д. В уголке также имеются картотеки хороводных игр, потешек, прибауток, пословиц и поговорок, загадок и атрибуты для обыгрывания русских народных песен, для хороводных игр, для театрализации и драматизации русских народных сказок. Рядом, в музыкальном центре, расположены русские народные музыкальные инструменты: трещотки, колотушки, балалайки, дудочки, свистульки. Также собраны богатая ауди- и медиатека: аудиосказки, музыкальный материал, видеосюжеты. Для разделения группового пространства в группе есть ширма - «Русская изба». Эту ширму мы используем на занятиях по социокультурным истокам, на посиделках, развлечениях, в сюжетно-ролевых играх, совместных выставках с родителями. Обратная сторона ширмы используется для сюжетно-ролевой игры «Кузнецы», в ходе которой дети знакомятся с ремеслом кузнеца, его профессиональными действиями, результатами труда. Происходит ознакомление и со старинными предметами: наковальней, мехами, молотом и другими предметами, необходимыми для ремесла. Также нами учитывается гендерная направленность в игре: пока девочки трудятся в избе, мальчики разыгрывают сюжеты по темам «Застава», «Богатыри», «Кузнецы», «Гончары». Все предметы, орудия труда, необходимые для игр, также есть в нашей группе. Приём наглядности — один из ведущих принципов обучения дошкольника, который путём создания доступных для понимания и эстетически привлекательных образов позволяет добиться более качественного усвоения материла. Поэтому в нашей группе имеется большое количество наглядного демонстрационного материала как для совместной деятельности педагога с детьми, так и для самостоятельной деятельности ребенка: наборы сюжетных открыток «Русская изба», «Откуда пошла Земля Русская», «История русской одежды», «Русские музыкальные инструменты», «Хантыйские сказки», «Родной город», «Поэты и писатели ХМАО, «Художники иллюстраторы былин», «Иллюстрации к сказкам известных художников», «Коренные население Ханты- Мансийского автономного округа», «Природа родного края 2 том», «Народные промысли России», «Традиционные праздники России», «Моя Родина моя Россия»; дидактические (настольно-печатные) игры «Противоположности», «Русская изба – современная квартира». Обогащение среды по Программе происходит и в центре изо-деятельности. В центре изо-деятельности находятся:Произведения изобразительного искусства. Репродукции картин известных русских художников-классиков по темам итоговых занятий по программе «Социокультурные истоки». ( «Детские забавы»; «Мать и дитя»; «Доброе слово сказки»; «Образ Солнца - образ Добра и Света»; «Добрый мир»; «Дружная семья»; «Родные просторы»; «Братья меньшие»; «Труд земной»; «Жатва» «Маленькие помощники»; «Былинные богатыри»; «Добрые друзья»; «Бабушки (дедушки) и внуки»; «Сказки А.С. Пушкина»; «Мастера и рукодельницы»; «Художники-оформители русской сказки»).Художественные альбомы для рассматривания с разными видами декоративно-прикладного искусства: «Народные промыслы России», «История России», « Народы России».Дидактические (настольно-печатные) игры: «Собери матрешку», «Народные промыслы», «Укрась поднос», «Нарядим куклу в русский костюм». . Наборы сюжетных открыток: «Художники иллюстраторы былин», «Иллюстрации к сказкам известных художников», «Народные промысли России».Изобразительные материалы: альбомы для развития и рисования детей для каждой возрастной группы по программе «Социокультурные истоки»; все виды изобразительных материалов; природный и бросовый материал для творчества, продукты творчества: поделки, рисунки детей.В центре конструирования расположены образцы, схемы конструкций, для построения русской избы, теремов, крепостей, а также разнообразные виды строительного материала.У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение нравственные ценности, добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма. Сказки, песенки, былины, потешки, подборки книг нравственной направленности, познавательно-историческая литература, сказки народов ханты и хантыйской писательницы Анны Коньковой – всё это составляет библиотеку произведений по программе «Социокультурные истоки». А после цикла бесед о родном крае в городской библиотеке наша библиотека пополнилась сборником произведений писателей и поэтов Югры.В своей работе мы также используем лэпбуки, сделанные нами и с помощью родителей: «Хохлома», «Гжель», «Городецкая роспись», «Моя семья», «Богатыри земли русской». В лэпбуках содержится вся необходимая информация: игры, пазлы, лото, загадки, стихи, сказки, раскраски, картинки, схемы для составления рассказов, которые мы используем для индивидуальной и групповой работы с детьми, в соответствии с индивидуальными особенностями развития.В рамках Программы были реализованы проекты «Моя семья – моя крепость», «Богатыри», «Ложка золоченая». Результатом реализации проектов стало:Создание лэпбуков «Моя семья» и «Богатыри земли русской»;Оформление тематических альбомов: «Моя семья», «Дом», «Образы защитников Отечества», «Ветераны»;Оформление семейных фотоальбомов всех детей группы;Проведение мастер- класса «Пирожки для бабушки»;Изготовление макета «Три богатыря»;Пошив костюма богатыря. На данный момент в группе реализуется проект «Народы России», в котором мы, дети и наши родители принимают активное участие. Уже собраны костюмы народов России, проведен мастер - класс ко Дню пожилых людей «Киргизское национальное блюдо «Чак-чак», создан альбом - гармошка «Народы России».Хочется еще раз подчеркнуть, что родители воспитанников являются активными участниками по созданию предметно-развивающей среды. Они оказывают помощь в создании макетов, лэпбуков, становятся полноправными участниками в реализации проектной деятельности. В свою очередь нами были проведены мастер-классы для родителей «Кукла-моталка», «Пирожки для бабушки», развлечения, посвященные Дню Матери, Дню пожилого человека, «Молодецкие забавы» ко Дню защитника Отечества. Также для родителей представлен консультационный материал: «Русские народные подвижные игры», «Русская народная игрушка», «Русские народные праздники», «Воспитание добротой», «Воспитание ребенка без окриков и упреков», «Русская мудрость о воспитание», «Важно ли спеть колыбельную ребенку на ночь», «Воспитание на социокультурном опыте», « Приобщаем детей к истокам при помощи сказок». На информационном стенде в прихожей для родителей всегда есть информация о теме месяца, домашнее задание, художественный материал для заучивания дома.За всё время реализации программы «Социокультурные истоки» мы имеем следующие результаты:Педагоги:I место в смотре-конкурсе МАДОУ на лучший развивающий центр «Русские истоки»;Диплом 1 степени Международного педагогического конкурса «Лучшая предметно-развивающая среда» с материалом «Мини-музей «Русская изба»;1 место Регионального конкурса «Моя Югра» в номинации «Лучший мини-музей в ДОУ»2 место Регионального конкурса «Моя Югра» в номинации «Педагогический проект» с работой «Проект «Ложка золоченая»Диплом лауреата Всероссийского фестиваля исследовательских, методических и творческих работ «Сердце Родиной тревожь!..» с проектом «Ложка золоченая».Дети:Диплом 1 степени в Международном творческом конкурсе для детей «Кладовая талантов» в номинации: декоративно-прикладное искусство и народный промысел с работой – макет «В гостях у бабушки»Диплом 1 степени в Международном творческом конкурсе для детей «Кладовая талантов» в номинации: художественное творчество с работой – «Колыбель»Итак, грамотно смоделированная предметно-пространственная среда помогает ребенку более глубоко осмыслить систему категорий и ценностей Истоков, позволяет ему через разные виды деятельности прожить и прочувствовать осваиваемую тему месяца, получить положительный социокультурный опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми, расширить границы мира.