"Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений"
Автор: Гуляева Дарья Юрьевна
МБДОУ детский сад №159"Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений"ВыполнилаГуляева Д.Ю., воспитательРебенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.Пространственные представления - это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном или вращательном движении и прочее. Пространственные представления - необходимый элемент познания и всей практической деятельности человека.Понятие пространственные представления включает в себя понятие пространственная ориентация. Сюда входят следующие группы свойств:а) определение «точки стояния», т. е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: «Я нахожусь справа от дома» и тому подобное;б) локализация окружающих объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например: «Шкаф находится справа, а дверь - слева от меня»;в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, то есть пространственных отношений между ними, например: «Направо от куклы сидит мишка, а налево от нее лежит мяч».К завершению первого года жизни ребёнок уже соотносит предмет с определенным местом в пространстве. Когда ребенок начинает ходить, запускается активное развитие зрительно-пространственных координаций. Но осознание пространственных отношений наступает позднее.В возрастной психологии выделяют этапы в развитии пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Этапы не имеют четких границ, однако обрисовывают примерную картину продвижения ребенка на пути осознания окружающего пространства.Основные этапы развития пространственных представлений у детей.1 этап: Ориентировка “на себе”.Первоначальной задачей является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела, умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении “от себя”.Дети овладевают ориентировкой “на себе” в младшем возрасте. Она включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т.д.).2 этап: Ориентировка “от себя”.В младшем дошкольном возрасте детей учат различать основные группы направлений (вперед — назад, вверх — вниз, направо—налево). Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела. И связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений типа “Куда показывает флажок?”. Дети должны отгадать, например, какое направление указывается флажком (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад). Они сами выполняют игровые задания, указанные с помощью флажков, лент, шаров, мячей. Так постепенно будет формироваться первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраиваться восприятие самого пространства.Ориентировка от себя предполагает умение пользоваться системой, когда началом отсчета является сам субъект.3 этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.Ориентировки “на себе ”, “от себя”, применение их на различных предметах позволяют ребенку уяснить значение таких пространственных предлогов, как в, под, на, за. Предлог на обычно ассоциируется с верхней плоскостью предмета (на столе, на стуле); предлог под – с нижней стороной; предлог в воспринимается как указание на расположение внутри какого-либо объекта.Освоение системы отсчета и ориентировки в окружающем пространстве по сторонам собственного тела и других предметов, по основным пространственным направлениям развивает у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации.Направление “вверх – вниз” (“вверху – внизу”) позволяет ребенку уяснить такие ориентировки, как “над” и “под”, “посередине” и “между” при расположении группы предметов по вертикальной линии. Направления “направо – налево” (“справа – слева”) помогает лучше понять пространственные отношения, определяемые словами рядом, посередине и между, сбоку или с краю.Направление “вперед – назад” (“впереди – сзади”) способствует уяснению таких пространственных отношений, как “впереди”, “перед”, “напротив”, “за”, “позади”, “посередине” и “между” при расположении предметов по фронтальной линии от исходной точки отсчета.4 этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.5 этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).К наступлению в школу дети должны свободно ориентироваться в направлении движения, в пространственных отношениях между ними и предметами, а также между предметами. Очень большое значение имеет умение ориентироваться на плоскости. Вся работа должна строиться на основе парных понятий: “вверх-вниз” и “вправа-влево”.