Работа над гаммами в классе гитары детской музыкальной школы
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа над гаммами в классе гитары детской музыкальной школы
Автор: Бахтеева Светлана Леонидовна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская музыкальная школа им. М.М. Сакадынца преподаватель по классу гитары Бахтеева С.Л. г. Мончегорск, 2023 г. Работа над гаммами в классе гитары детской музыкальной школыСистематическая работа над гаммами, упражнениями, этюдами является обязательной стороной комплексного развития техники. В прошлом веке гаммам и упражнениям уделялось чрезвычайно много внимания. Но постепенно эта практика занятий начала подвергаться все более решительному осуждению, что привело к менее успешному развитию техники, так как работа над ней не велась достаточно систематически. Однако вскоре ошибка была осознана. Сейчас гаммы и упражнения, этюды инструктивного характера рассматриваются как важное и эффективное средство для технического развития ученика. Общеизвестно, что гаммы играть полезно, но большинство детей делает это без удовольствия. И здесь преподавателю детской музыкальной школы предоставляются широчайшие возможности применить свои знания, опыт и педагогическое умение в определении способа решения частных «подсобных» задач для достижения главной цели - всестороннего развития ученика, возможности превратить скучное занятие в творческий и увлекательный процесс. Что может дать работа над гаммами и как именно нужно над ними работать? Являясь простейшими техническими формулами, гаммы интересны не сами по себе, а своей простотой и универсальностью. Выучит гамму, состоящую из нескольких нот, просто, но выполняя разнообразные задания, можно научиться многому. То есть, можно учиться технике в чистом виде, минуя конкретные сложности освоения нотного текста, условности стиля исполнения, сложности переключения внимания с одной задачи на другую. Помимо технического продвижения ученика, значение гамм также в том, что они развивают ученика в музыкальном отношении - дают более точные знания мажоро-минорной системы, воспитывают чувство ладотональности. Гаммы на гитаре можно играть в разных вариантах. И связано это с тем, что один и тот же звук можно извлечь не только разными пальцами левой руки, но и на разных струнах! Ответ на вопрос «какая аппликатура лучше?» зависит от задач, которые ставит учитель перед учеником на определенном этапе обучения. На первом-втором году обучения целесообразно заниматься гаммами в первой позиции с максимальным использованием открытых струн и минимальным использованием слабого четвертого пальца левой руки. Здесь подойдет аппликатура Ф. Карулли. Э. Пухоля, Х. Сагрероса. Примерно с третьего года обучения возможно вводить исполнение гамм в аппликатуре А. Сеговии. В наши намерения не входит вдаваться в полемику относительно тех или иных аппликатурных формул и концепций. Безусловно в каждой из них есть свои рациональные зерна, и они требуют своего дальнейшего исследования и апробирования. Задача данной работы – найти ответы на вопросы целесообразности изучения гамм и способах работы над ними.Гамма на гитаре играется как приемом «апояндо», так и «тирандо» в мелких длительностях. В левой руке каждый палец должен быть на своем ладу, так как гитара состоит из полутонов. Прижимая определенную ноту третьим или четвертым пальцами на определенной струне, не поднимать первый или второй пальцы от соответствующего лада, пока не надо будет перейти на другую струну. Ученик должен быть приучен играть гаммы каждый урок. Работая над ними, необходимо научить его извлекать звуки равной силы, красивым звуком и выровнено; в противном случае затрудняется достижение хорошей звучности в этюдах и пьесах. Рекомендуется вначале играть гаммы только медленно, добиваясь ровности и свободы в звучании. Торопливая, «комковая» игра - очень вредна. Переход к быстрому исполнению должен осуществляться постепенно и лишь после выполнения указанных требований и полной координации движения пальцев обеих рук. Звучный и красивый тон на гитаре является результатом эластичного, свободного удара, достижение которого осуществляется правильной постановкой правой руки и систематическими занятиями. Ученики одного и того же класса могут играть гаммы в разных темпах, - главное, чтобы они игрались красивым звуком. Нельзя устанавливать определенный темп в том или ином классе для гаммы. Для воспитания естественной рациональной техники надо понимать, что мешает ученику, какие движения вызывают неудобства; уметь анализировать состояние ученика, вовремя помочь, так как сам он иногда не в состоянии заметить напряжение. В работе над гаммами в старших классах основной задачей является улучшение качества исполнения, а не только стремление к быстрому темпу. Основой при исполнении гамм является внимательный контроль за качеством звучания, вслушивание в каждый звук. Это основная задача и связана с вопросом о темпе игры гамм. Для того чтобы установить и исправить звуковые неточности, полезно учить гаммы в медленном темпе. Быстрая игра хороша, если она - качественна и ни в коем случае не должна допускаться в ущерб ровности, хорошему качеству звука. В зависимости от звукового задания педагог должен подсказать ученику и те темпы, в которых он должен играть. Не надо путать работу в быстром темпе с преждевременной игрой в быстром темпе, которая приводит к «забалтыванию», работа же - никогда, так как ведется частями, под слуховым контролем. Правильное установление пределов быстроты исполнения гамм для данного ученика является важной задачей педагога. Для того, чтобы избежать небрежной игры «как попало» ради быстроты, следует давать ученику определенные задания, направляющие его внимание на звуковую сторону исполнения гамм. Рекомендуется играть гаммы с различной нюансировкой, добиваясь от ученика ровного, постепенного крещендо и диминуэндо в пределе от двух пиано до форте. Кроме правильных динамических и темповых соотношений нужно следить за состоянием мускулов, то есть за их освобождением, частичным расслаблением. Большую пользу дает исполнение гамм разными приемами игры: четвертные - вибрато, дуолями, триолями и т.д., восьмая с точной и шестнадцатая и наоборот, везде слегка выделяя первый звук каждой группы нот. В процессе работы над гаммой темпы постепенно увеличиваются при правильном выполнении всех поставленных задач, однако ученикам надо помнить, что быстрый темп – это не предельный, а тот, в котором все гладко получается. В любом случае необходимо с первых же шагов вырабатывать у ученика обостренный метроритмический тонус. Игра гамм вне ритма в лучшем случае может воспитать лишь «неуправляемую» беглость, но не художественную технику.Гамма не должна занимать много времени, но все же она очень важна, ибо помимо всего прочего - в значительной мере предохраняет от профессиональных заболеваний рук (возникают обычно в тех случаях, когда нетренированной рукой принимаются учить трудную пьесу). Время, уделяемое гамме на уроке, должно быть строго ограниченным и определено педагогом в зависимости от подвижности ученика и конкретных задач его развития. Умение хорошо играть гаммы облегчает работу над той или иной гаммой в пьесе, поскольку позволяет тщательно распределить и дозировать нагрузку на каждый палец левой руки. Именно работа над гаммами дает быстрый технический рост и способствует техническому развитию.Ученик обязан твердо знать и уметь выполнять правильную аппликатуру гамм. Выполнение точной аппликатуры в гамме воспитывает, кроме того, аппликатурную точность игры; поэтому педагог обязан требовать выполнение аппликатуры при игре гамм как упражнений: ученик, не умеющий «выучивать пальцы» в гаммах, не сумеет выучивать их в пьесах. Любая гамма состоит из нескольких позиций. Для ощущения свободы левой руки принципиально важно гибко менять позиции, это очень существенный момент в гитарной технике. Техника смены позиции важна также для ровности исполнения гамм. Нужно, чтобы последняя нота перед сменой позиции не звучала отрывисто, а следующая за ней – слишком громко. В этом месте, как правило, образуется непроизвольный акцент, нарушающий мерное чередование слабых и сильных долей, а также стаккатированный звук или ритмическая задержка. Все это связано с крупным движением левой руки при смене позиции. Чтобы движение не было судорожным, М. Козлов рекомендует начинать ускорение тяжелых частей рук (предплечья) еще в то время, когда палец продолжает прижимать последний звук перед сменой позиции. Перед переходом в другую позицию палец левой руки ослабляет свое давление на струну и, слегка ее касаясь, движением предплечья и кисти переносится на новое место. При смене позиции вверх нужна гибкость пальца, а при смене позиции вниз – гибкость запястьяЕсли ученик достиг технически ровного, свободного и уверенного исполнения всех мажорных и минорных гамм, можно приступить к разучиванию гамм в терцию, сексту, октаву и дециму. Так же полезно проигрывать и хроматическую гамму. Эта гамма построена по полутонам, поэтому пальцы левой руки поочередно опускаются и не поднимаются с этих ладов до следующей струны. Залогом успеха учащихся в изучении гамм является постоянное внимание к качеству звука, плавности движения мелодической линии, четкости артикуляции пальцев, свободе всего аппарата. Надо развивать у ученика понимание термина «свобода исполнительского аппарата» как состояния, противоположного как как зажатости, так и расслабленности.Так как гитара инструмент в значительной степени гармонический, то необходимо обратить особое внимание на аккордовую технику. Работа над аккордами занимает у нас немало времени, так как аккорды встречаются очень часто в произведениях. Изучение аккордов значительно ускорит процесс технического овладения инструментом, будет способствовать развитию гармонического слуха и вкуса, а также дает большую уверенность в аккомпанементе. Для более удобного перехода от одного аккорда к другому, необходимо использовать предыдущую расстановку пальцев, то есть не снимать тех пальцев, которые участвуют в исполнении следующего аккорда, или переносить пальцы, не отрывая их от струны, к следующему положению, то есть скольжение. В старших классах, работая над аккордами в гаммах, надо научиться брать «баррэ». Надо организовать пальцы так, чтобы «баррэ» получалось качественным, а именно все лады прижаты и озвучены. Аккорды надо начинать брать при первой возможности, не дожидаясь того времени, когда пальцы примут определенную растяжку для «баррэ». Работая над аккордами в гаммах, надо медленно извлекать последовательно обращения, то есть арпеджио, характерные для гитарной техники. Комбинации арпеджио многочисленны и разнообразны, длинные и короткие. Работая над тем или иными арпеджио с учеником, как и в гаммах, надо играть по нескольку раз: сначала медленно, потом наращивать темп по возможности. Важное условие исполнения арпеджио - певучесть. Нужно применять разнообразные динамические оттенки и ритмические варианты, добиваясь ровности и хорошего качества звучания, плавности и свободы движения. И здесь весьма важную роль играет объяснение ученику конкретных задач. Таким образом, усвоение гамм, аккордов и арпеджио необходимо ученику для овладения основными формулами, из которых развиваются разнообразные фактуры. При разучивании гамм и арпеджио нужно выбирать тембр, силу звука, способ артикуляции. Их игра не только способствует развитию техники, но и укрепляет элементарные теоретические знания и развитие навыка игры с листа. Гаммы, аккорды и арпеджио нужны в повседневной работе как материал, позволяющий уделять значительную часть внимания игровым движениям, чего нельзя делать ни в пьесах, ни даже в этюдах. Если при игре этюдов пищу для звуковой фантазии дает их характер и указания в тексте, то при игре гамм звуковые задания должны произвольно варьироваться, но ставить их следует обязательно. Ученик должен быть все время в работе, заставлять себя думать, ибо «когда дремлет голова, дремлют и пальцы». Без изучения гамм, арпеджио и аккордов, без выработанной привычки к аппликатуре, без технических навыков их исполнения учащимися было бы чрезвычайно трудно работать над этюдами и пьесами, где эти элементы техники широко при меняются. Современная прогрессивная педагогика рассматривает работу над гаммами и упражнениями как важное и эффективное средство для технического развития ученика. Их значение в том, что что они дают возможность в наиболее сконцентрированном виде осваивать основные технические формулы, способствуя рационализации процесса обучения.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Козлов М. Рабочая тетрадь гитариста. Техника исполнения гамм. – «2. Композитор. Санкт-Петербург». 2009.Коломиец И. Формирование качеств как одно из направлений в технической работе музыканта. Ростов-на-Дону, 2002.3. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону. 2002. 4. Михайленко Н. Совершенствование исполнительской техники гитариста./ Как научить играть на гитаре. – М.: Классика ХХI. 2006, 200 с.5. Потехина О. Работа над гаммами. Ростов-на-Дону, 2002. 6. Примерная программа по учебной дисциплине «Музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств /сост. В.А. Кузнецов, А.Ф. Гитман. – М.; 2002. – 20 с.