Формирование читательской компетенции младших школьников, как одна из составляющих реализации ФГОС
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование читательской компетенции младших школьников, как одна из составляющих реализации ФГОС
Автор: Минетдинова Ирина Фамутдиновна
Формирование читательской компетенции младших школьников, как одна из составляющих реализации ФГОС Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Читательская компетентность определяется: владением техникой чтения; приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование универсальных учебных действий. Формирование читательской компетентности у детей младших классов является одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах. На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности, включающей в себя три этапа работы с текстом: работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения. Какие же дидактические средства может использовать учитель для формирования читательских компетенций.Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у детей должны быть сформированы специальные читательские умения. Можно выделить следующие этапы формирования умений по работе с текстом в начальной школе:В1и 2 классе: учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста, учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.3-4 классы: учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного.2.Задания для формирования компонентов функциональной грамотности.В своей работе для развития навыка чтения у младших школьников я использую определенные упражнения, с которыми хочу вас познакомить или напомнить о них.В 1 классе для формирования смыслового чтения можно предложить задания на уровне слова:- Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву РРАКЕТА РЫБА АНАНАС ДЕТИ РЕБЯТА РАК ДОМ РЯБИНА- Для смыслового обучения чтению можно предложить следующее задание: Прочитайте пословицу правильноЗдоровому - грач не нужен.Лес рубят – кепки летят.Слезами морю не поможешь.Старый круг лучше новых двух.Ус - хорошо, а два лучше.Труд кормит, а пень портитНачиная со 2 класса задание усложняется: - задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А также развивает словесную память. Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.- Приём «Чтение по частям». Для этого приема предлагается использовать повествовательный текст. Сначала обучающимся по названию текста и по иллюстрации (при ее наличии) предлагается определить, о чём пойдёт речь в произведении. Затем текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента, обучающиеся высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данный прием способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.- Прием «Создание диафильма». На уроках литературного чтения используются иллюстрирование учениками изучаемого произведения. Этот вид работы учит делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрацию. Данный вид работы хорошо подходит для работы в группах. -Прием «Реставрация текста». Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, “Текст”, “ Тема текста”. Текст разделяется на части (предложения, абзацы).Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. Для слабых учеников:Чтение с проговариванием слогов.Шепотом.Выделять посильные для себя части текста.Хоровое чтение.Групповое чтение.Выборочное чтение.Комментированное чтение.Для регуляции темпа чтения:Отстукивание темпа.Скандирующее чтение.Виды работы над выразительностью чтения:Какие звуки помогают представить, о чём говорится?Как автор передаёт в стихах различные звуки природы?Прочитайте стихотворение с разной интонацией: весело, тихо, плаксиво, грустно, зовя, вопросительно, удивляясь, восхищаясь, ехидно, грозно, крича, смеясь, гордясь, как скороговорку, быстро и т.д.Прочтите стихотворение так, как сделал бы это: уж, кошка, мышка, лягушка, собака, медведь, ёж, лиса, конь, белка, корова, поросёнок и т.д. Изменится ли ваше восприятие этого стихотворения?Прочитайте стихотворение так, словно вы: поднимаетесь по лестнице, прыгаете на скакалке, засыпаете, подсказываете кому-то, укачиваете малыша, поёте песню, копаете картошку на даче, моете пол, бежите, смеётесь, плачете и т.д. Какое чтение подходит лучше всего? Почему?Переставляйте логическое ударение на разные слова, меняйте его. Изменяется ли при этом смысл стихотворения?Постепенно ослабляем голос, понижаем от высокого до низкого и наоборот. Следим за плавностью речи.Читайте стихотворение, постепенно увеличивая скорость чтения и наоборот, постепенно уменьшая скорость чтения.Читаем стихотворение с посылом воздуха в определённую точку.Что хотел выразить автор? Зачем он написал это стихотворение? Какое у него было настроение? Почему вы так решили? Найдите слова-подтверждения.Понаблюдайте, как внутри стихотворения “играет” слово, как при помощи звукописи поэт передаёт образы, создаёт ощущенияРаспределите роли и проинсценируйте это стихотворение.В своей работе на уроках литературного чтения часто использую следующие приемы ТРКМПриемы активного чтения:Прием “Чтение с пометами”Прием “Толстые и тонкие вопросы”Прием “Чтение с остановками”Приемы активизации ранее полученных знаний:Прием “Ассоциация”Прием “Ключевые слова”Прием “Да – нетка”, или Универсальная игра для всех.Приемы графической организации учебного материала:Прием “Составление кластера”Прием “Перепутанные логические цепочки”Приемы, требующие творчества учащихся:Прием “Синквэйн” и “Диаманта”Прием “Цветопись”Прием “ Пятиминутное эссе”Методы и приемы, используемые при групповой работе:Метод “Шесть шляп критического мышленияПрием “Учебный мозговой штурм”Прием “Письмо по кругу”Давая возможность ребёнку работать с текстом, преобразовывать его, обсуждать, делать выводы, мы способствуем развитию логического мышления, письменной и устной речи, тем самым формируем читательскую грамотность.