« Развитие текстовой деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы в контексте ФГОС »
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: « Развитие текстовой деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы в контексте ФГОС »
Автор: ГАДУН ЕЛЕНА ПЕТРОВНА
« Развитие текстовой деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы в контексте ФГОС » Гадун Елена Петровна,учитель русского языка и литературы,МОБУСОШ № 16 им. В.В. Горбатко п. Восход Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им. ( Г. Гегель) Во все времена большим авторитетом пользовались люди, умеющие грамотно писать и говорить. Сегодня условием развития всех сфер общества является наличие компетентного, конкурентоспособного специалиста, умеющего работать с людьми, строить диалог. Стремление быть признанным в обществе, оцененным им, а также когнетивная потребность в информации и в знаниях могут быть реализованы лишь через речевую деятельность и зависят от умений и навыков, связанных с владением устной и письменной речью. Таким образом, воспитание культуры доказательного, аргументированного ответа рассматривается как важнейшая задача всей системы образования. В связи с обновлением лингвистического школьного образования представляется особенно важной работа с текстом на уроках русского языка. Учитывая особенности построения экзаменационных работ ОГЭ и ЕГЭ, которые нацелены на проверку всех компетенций выпускника с обязательно опорой на текст, следует особое внимание уделять сформированности речевых умений и навыков выпускников: чтению и пониманию текста, оценке его содержания и языкового воплощения (элементы лингвистического анализа), созданию собственного высказывания на основе предложенного текста. Ярко выраженная речевая направленность современного школьного курса русского языка нацелена на развитие коммуникативной компетенции. Восстановление, сохранение и обеспечение роста интеллектуального богатства России в интересах настоящего и будущего поколений - это первостепенная задача, которая возлагается на систему образования. В связи с этим, чтобы выжить, добиться успеха, необходим достаточно высокий уровень интеллекта и способностей. Сама по себе методическая тема, конечно, не является новой, но хорошо забытое «старое» несомненно, может предстать перед нами совершенно по – другому. Слайд 2 Давайте обратим внимание на актульность моего личного вклада Прежде всего у меня возникла идея, но в любой идеи есть противоречия - + и -. Я, и все мы, без сомнения, организуем работу с текстом на своих уроках. Однако модернизация российского образования ставит перед учителем задачу переосмысления своей педагогической деятельности. Одним из направлений современной методики преподавания русского языка и является текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста. И вновь я хочу вас к тому, какие же цели и задачи я ставлю на 1 место в своей профессиональной деятельностиСлайд 3 Я планомерно и кропотливо развиваю текстовую деятельность обучающихся за счёт их коммуникативных умений, освоения социокультурного пространства, привлечение внимания к изучению культуры родного края, воспитания любви к Родине, благодаря чему у учащихся вырабатываются моральные качества и обогащается духовный мир. Слайд 4 (Зачитать слайд) Да, действительно так, сегодня на уроках актуальным стало использование исследовательского подхода к обучению, ученик сам должен «открывать» знания, а не получать их в готовом виде. Немаловажную роль в решении этой задачи играет освоение стратегии работы с текстом. Давайте вернемся к нашим образовательным стандартам, требования ФГОС Слайд 5 На уроки русского языка отводится больше часов, часы на уроки литературы сокращены. Это не справедливо. Ведь работа с текстом – это основа …. Слайд 6 Работа с текстом имеет определённые трудности, о главной из которых образно сказал писатель Михаил Пришвин: «С детства на зелёный росток нашего таланта, как сухие листья осени в осеннем лесу, наваливаются чужие мысли, и их мы должны усвоить, чтобы личный зелёный росток мог выше подняться. Но как трудно среди тлеющих мыслей других людей находить свою собственную». В своей работе, в тяжёлых условиях постоянного информационного взрыва ученику действительно сложно сохранить и прорастить свой зелёный росток мысли. Поэтому текст и стратегия работы с ним должны занять приоритетное положение в обучении на уроках различных школьных предметов.Слайд 7 В своей работе с текстом на уроках русского языка и литературы я работаю по определенной системе и требованиям. Начиная с 5 класса, где дети быстро привыкают и работают с удовольствием. Слайд 8 Моя педагогическая практика показала, что кроме положительных моментов, существуют и проблемы, без решения которых невозможно обеспечить продуктивное развитие творческих, интеллектуальных способностей ребенка в работе с текстом.1. Что сейчас является источником информации – учебник. А в нем «сухой» научный и научно-популярный язык не всегда выглядит в глазах ребенка выигрышно по сравнению с обширной мультимедийной информацией. Как следствие – снижение интереса к предмету и к уроку в целом.2. При анализе и работе с текстом я использую проблемную ситуацию, чтобы школьник самостоятельно находил пути решения. Как результат – перегруженность детей, бессистемность знаний, недостаточно высокий (а порой низкий) уровень культуры лингвистического и литературоведческого мышления. Поэтому в работе необхома теоретическая база.Слайд 9 Прежде всего я опираюсь на технологию развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, где основное внимание обращается на развитие интеллектуальных способностей и познавательного интереса ребенка; на теорию поэтапного формирования умственных действий, созданную в работах П.Я. Гальперина и его последователей; на личностно-ориентированное обучения (И.С. Якиманская), что помогает максимально использовать, «окультурить» субъектный опыт ребенка и помочь личности познать себя, самореализоваться.Слайд 10 Я упоминала уже о том, что методика работы с текстом не так то и нова, есть и плюсы и минусы, но есть и неопровержимые доказательства успешного использования наработок с обязательным выходом на «результат». Слайд 11, 12 (зачитать) Любые наработки должны сопровождаться результатами профессиональной деятельностиСлайд 13 Вывод: результаты исследований показывают, что уровень интеллектуального и творческого развития учащихся имеет тенденцию к повышению.Слайд 14 Транслирование моих достижений.Заключение Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по использованию текстоцентрического подхода с целью развития интеллектуальных способностей учащихся в процессе изучения русского языка и литературы.Слайд 15