НОВЫЙ ВЗГЛЯД К ПРОБЛЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЕМОГО ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: НОВЫЙ ВЗГЛЯД К ПРОБЛЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЕМОГО ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Автор: Селюкова Лариса Николаевна

НОВЫЙ ВЗГЛЯД К ПРОБЛЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЕМОГО ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕАннотация: в статье описывается новый взгляд к проблеме оценивания результатов обучаемого по русскому языку в средней школе, основанный на понятиях «отметка» и «цена». Подход предполагает выдвижение положений к продвижению балльно-рейтинговой системы, позволяющей сравнивать достижения и отслеживать динамику в течение учебного года, накопляемость отметок, средний балл, процент качества и достижений в течение учебного года; наглядно представлять картину достижений и оценивать объективность выставления отметок, сравнивая средние баллы по текущим и четвертным отметкам.Ключевые слова: оценка, отметка, оценивание, цена, критерии, русский язык, средняя школа, метод оценивания результатов, достижения обучаемогоВ новых условиях работы средней школы оценивание результатов по русскому языку, как учебному предмету, представляет особую проблему не только для учителей, но и для обучаемых. Вся система изучения русского языка выстроена на обучении речевой деятельности, т.е. чтению, говорению, слушанию, письму. Это требует создания такой системы оценивания, которая бы позволяла как можно точнее выставить конкретный балл за знание, а не просто поставить оценку.Классическая система оценивания выстроена на систематическом контроле знаний обучаемого на усвоение предшествующего и последующего учебных материалов посредством пятибалльной системы оценки. Оценка выставляется согласно установленных критериев и представляет количественную оценку как приблизительного уровня знания по выполнению задания. [2]Проблема связана с процедурой выставления оценки - единицы, двойки, тройки, четвёрки, пятёрки. Критериями выставления оценки являются хорошее или плохое выполнение посредством подсчёта ошибок по принципу «много» или «мало». Это ведёт лишь к автоматическому выставлению оценки, а не отражения детального результата работы обучаемого без учёта перспективы.Система оценивания основана на понятии «оценка», но, по своему значению, включает процесс определения количественных и качественных параметров, мнение и суждение, отзыв на выполненную работу. Каждая выполненная работа имеет свою цену, в неё вложен труд обучаемого, и поэтому нужна такая система оценивания, которая позволяет высказать суждение и дать высокую или среднюю оценку как критерий признания достижения обучаемого и его труда.Само понятие «оценивание» шире и позволяет выявить текущий уровень (не только на уровне количества, но и качества выполнения) и «увидеть» перспективу его влияния на мотивацию и активность включения обучаемого в сам процесс отслеживания качества его усвоения русского языка. Процесс оценивания результатов обучаемого по русскому языку не всегда соответствует его содержанию. Оценка отражает лишь качество процесса построения обучения и направлена на принятие мер по его улучшению.Критерием оценивания должен выступать уровень обще учебной подготовки обучаемого по русскому языку путём выявления проблем и организации целенаправленной работы над затруднениями. Способами измерения качества знаний выступают рейтинговые диагностические работы.Оценивание результата обучаемого посредством определения количественных параметров направлено на достижение конкретного уровня владения русским языком для выявления причин ошибок, определения индивидуальных возможностей и отслеживание результативности в динамике. [1]Определение качественных параметров позволяет выявлять уровень знаний, умения и навыков в начале, середине и конце учебного года. Поэтому необходима технология измерения уровня знаний, обработки и анализа результата на основе сбора информации о факторах, которые влияют на успеваемость обучаемого. Анализ результатов выполнения работы обучаемым улучшит подготовку обучаемого и усвоение материала. Условием оценивания результатов обучаемого является регулярность измерений, долгосрочность и самостоятельность выполнения заданий, объективность оценивания. Оценивание результатов происходит на основе примерной таблицы, представленной ниже.Таблица 1 - Оценивание результатов обучаемого по русскому языкуАнализ результатов обучаемого «высвечивает» динамику изменения достижений обучаемого на диаграмме и даёт возможность их сравнивания. Рисунок 1 - Пример диаграммы уровней учебных достижений обучаемого по русскому языку - начальный, средний, достаточный, высокийОценивание результатов обучаемого позволяет сделать выводы об усвоении видов речевой деятельности на начальном или достаточном уровнях, и дать рекомендации. Объективность оценивания результатов выявляет уровень достижений в каждом виде речевой деятельности или их не сформированность на должном уровне, определение причин не достижения. Оценивание результатов обучаемого по русскому языку может происходить через: диагностическое в сентябре-месяце и промежуточное – в декабре-месяце. Результаты достижений обучаемого оформляются в виде диаграммы. Главная цель оценивания результатов обучаемого по русскому языку - помочь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи. Общая информация должна быть открытой, а личная - конфиденциальной. [3]Рекомендацией может стать проведение процедуры оценивания результатов обучаемого по русскому языку в конце каждого недели, месяца, четверти, года, базируемой на понятиях «отметка» или «балл» в виде знака, сделанныого на полях учебной работы и как установленное обозначение степени знаний обучаемого педагогом.По окончании учебной четверти в балльно-рейтинговую таблицу по русскому языку заносятся количество пятёрок, четвёрок, троек и двоек и четвертным отметкам. Конечный рейтинг выставляется по двум параметрам. Каждая пятёрка вносит в рейтинговую сумму два балла, каждая четвёрка - один, тройка - не влияет на итог, а двойка - ухудшает результат на один балл. По рейтинговой сумме выставляется первичный рейтинг и следующим выставляется рейтинг по среднему баллу обучаемого. Общий рейтинг подсчитывается по среднему между первичным рейтингом и рейтингом по среднему баллу. Балльно-рейтинговая таблица заполняется по учебному плану по русскому языку. Рейтинговое место сводится в таблицу и представляется в виде диаграммы. Составление таблицы даёт возможность выявить склонности обучаемого и увидеть отдельные способности.Следовательно, балльно-рейтинговая система даёт возможность сравнивать достижения обучаемого и позволяет отслеживать: динамику достижений в течение учебного года, оценивать объективность выставления отметок, сравнивая средние баллы по текущим и по четвертным отметкам; накопляемость отметок по русскому языку, динамику среднего балла, числа отметок, процента качества и достижений в течение учебного года; наглядно представлять картину достижений обучаемого на протяжении всего курса изучения русского языка.Список литературы1. Беркалиев Т.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. - СПб.: КАРО, 2007.2. Шишов, Сергей Евгеньевич. Школа: мониторинг качества образования. [Электронный ресурс] / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - Изд. 3-е, доп. - Москва: Пед. о-во России, 2000. - 316 с3. Нежнов П.Г., Карданова Е.Ю., Эльконин Б.Д. Оценка результатов школьного. образования: структурный подход. / П.Г. Нежнов, Е.Ю. Карданова, Б.Д. Эльконин. // Вопросы образования. - 2011. - № 1. - С. 26-43.