"Создаем журнал зимняя сказка"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Создаем журнал зимняя сказка"
Автор: Бажан Яна Анатольевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №9 Конспект занятия по теме "Создаем журнал зимняя сказкаРазработала: педагог-психологБажан Яна АнатольевнаНовочеркасск, 2023г.Конспект занятия в старшей группе: «Создаем журнал «Зимняя сказка»Программное содержание:
  • обобщать знания детей о зиме, представление о живой и неживой природе в зимний период;
  • закреплять знания о зимних явлениях, названиях зимних месяцев, установить происхождение их названий;
  • углублять знания детей об особенностях приспособления растений, животных, птиц к изменениям в природе с наступлением холодного времени года — зимы;
  • учить видеть изменения, происходящие зимой;
  • продолжать формировать умение выделять существенные признаки в объектах природы, формировать основы экологического сознания;
  • расширять знания о зимних явлениях, животных, птицах, которые остаются на зиму — зимующих;
  •  отвечать на вопросы полным предложением, составлять описательный рассказ по схеме — плану;
  • , внимание, наблюдательность, мышление, умение опытным путем определять взаимосвязи зимних явлений;
  • воспитывать любовь и желание любоваться красотой природы в разное время года, бережное отношение к миру природы, познавательную активность, используя , мнемотаблицы, корректурные таблицы, схемы.
  • Ход занятия в старшей группе детского садаПсихолог обращает внимание детей на конверт— Дети, от кого это письмо? Кто принес это письмо?(В ходе беседы выясняется, что никто конверт в группу не приносил)— Интересно! Наверное, его поздно вечером принес почтальон, когда мы с вами уже ушли домой. На конверте написано: «Детям старшей группы 7»- то есть нам! Давайте прочитаем это письмо.(Психолог читает детям письмо)«Дорогие дети группы «7»! Это письмо специально для вас!Пишет вам редакция детского журнала «Узнавайка». Мы знаем, что вы любите принимать участие в различных конкурсах. Поэтому наш журнал предлагает вам принять участие в исследовательском путешествии, в ходе которого необходимо собрать материал для создания журнала.Не забудьте свой журнал прислать нам в редакцию. Сделайте это как можно быстрее и отправьте нам эту познавательную информацию. Читайте наш журнал! До свидания!Главный редактор журнала «Узнавайка».— Дети, посмотрите, что лежит у меня на столе? (Ручка, блокнот, микрофон)— Как вы думаете, кому нужны эти предметы? (Журналисту)— Где работают журналисты? (На радио, телевидении, в газетах, журналах)— Какими должны быть журналисты? (Умные, честные, смелые, грамотные …)— Мы сегодня будем журналистами и создадим свой журнал. А о чем будет наш журнал, мы узнаем, отгадав загадку.С каждым днем все холоднее,Греет солнце все слабее,Всюду снег, как бахрома, —Значит, к нам пришла… (зима)— О чем говорится в стихе? Как вы догадались?— Как можно назвать зиму? (Волшебница, художница…)— Какое настроение бывает у зимы?— Как вы считаете, какими природными явлениями проявляет свою радость зима? (Солнечный день, тихо падает снег, дети играют в снежки и лепят снежную бабу …)— А какими злость? (Метель, вьюга, снегопады, мороз, метель …)— Наш журнал будет о зиме. А как мы его назовем? («Зимняя сказка»)— Но, чтобы собрать нужный материал, нам необходимо отправиться в путешествие. А на чем мы можем поехать? (На машине, автобусе, самолете …)— Мы сегодня путешествуем в зимнюю сказку. А в сказку нельзя попасть на обычном транспорте. Поэтому я предлагаю создать необычный поезд, все вагоны которого соединены между собой с помощью магической связи.Упражнение «Логическая цепочка»(На столе разложены предметные картинки: елка, шишка, белка, рыжий кот, малыш, бабушка, перчатки)Образец.— Первой я ставлю картинку с изображением елки, потому что елка у нас зимой на Новый год — главный праздник зимы, елка главный символ этого праздника.(Дети по очереди берут картинки, строят логическую цепочку и объясняют свой выбор, используя ключевую фразу — Я присоединяю к елке шишку, потому что она растет на елке.— Я присоединяю к шишке белку, так как белка собирает шишки.— Я присоединяю к белке кота, потому что он такой же рыжий.— Я присоединяю к коту малыша, потому что малыш любит играть с котом.— Я присоединяю к малышу перчатки, потому что он их носит зимой.— Я присоединяю к перчаткам бабушку потому что она их связала.— А вот и первая остановка нашего путешествия.Страница 1 «Морозная»Тройка, тройка прилетела,Скакуны в той тройке белые,А в санях сидит царица-,Белокоса, белолица,Как махнула рукавом-все покрылось серебром.. (зимние месяцы- декабрь, январь, февраль)— Декабрь — первый месяц зимы. В народе говорят: «Декабрь — ворота зимы»— Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)В декабре хозяйничает зима. А помогают ей и метели, и ветры. Везде лежит пышное белое одеяло. Декабрь считают наиболее мрачным месяцем года.Народные приметы о декабре:Декабрь год кончает, зиму начинает.Декабрь снегом заметет — будет лето золотое.Снег в декабре глубокий – урожай будет высокий.Если в декабре шумит лес — жди оттепель.— Второй месяц зимы — январь, середина зимы. Его величают царем морозов, обладателем и сердцем зимы, потому что он самый холодный месяц. В январе не только снег сечет, но и моро огнем жжет, утолщается лед на реках, растут снежные сугробы.Народные приметы о январе:Январь — году начало, зиме — середина.Если в январе эхо слышно далеко-морозы будут сильнее.Если у нас январь холодный, то июль будет сухой и жаркий.— В этом месяце больше ясных, солнечных, но морозных дней. В январе земля охлаждается, каменеет, промерзает.— Как вы считаете, в реках, прудах вода промерзает до дна или нет— Чтобы убедиться, проведем опыт.Опыт.(Глубокая миска наполнена водой. Психолог кусочки льда и осторожно кладет в воду в миску)— Что происходит? (Лед не тонет, а плавает на поверхности)— Это значит, что лед легче воды благодаря этой особенности лед в водоемах появляется только на поверхности.— Что было бы, если бы лед был тяжелее воды?— Лед тонул бы в воде и постоянно опускался под воду, вследствие этого водные растения были бы скованы льдом, а рыбе и всему живому грозила бы неминуемая гибель. К счастью этого не происходит.— Третий месяц зимы — февраль. На смену январю приходит февраль. Февраль последний месяц зимы. Вокруг много снега, бывают метели. И хоть он и последний, все равно приходит к нам ветры и снежные метели. А еще люди величают «бокогреем», потому что в этом месяце солнышко хоть и стоит на небе гораздо выше, чем в январе, греет все равно лишь одну сторону, другая при этом мерзнет. Но каким бы свирепым ни был этот месяц, весна уже не за горами.Народные приметы о феврале:Если в феврале дует ветер, а инея нет — будет буря.Февраль холодный и сухой — август жаркий.Если февраля дождливый — весна и лето будут такие же.Страница 2 «Снежная»— Дети давайте вспомним, какие приметы зимы в неживой природе мы знаем.Дети называют приметы о зиме.Зимой бывает сильный мороз.Зимой день короче, а ночь длиннее.Зимой солнце светит, но не греет.Зимой часто идет снег.Зимой дует сильный ветер, бывают вьюга и метели.Зимой замерзают водоемы превращаясь в лед …Игра «Зима — это плохо, или хорошо»(Дети строят свои ответы используя мнемотаблицы)— Зима — это хорошо:…., Потому что вся земля покрыта снегом, а это хорошо для урожая.…, потому что земля отдыхает, набирается сил, готовится к весне.…, потому что прилетают зимние птицы (свиристели, снегири).…, потому что можно поиграть в снежки, покататься на санках, коньках, лыжах, слепить снежную бабу.— Зима — это плохо:…, потому что солнце светит мало, становится холодно.…, потому что небо темное, часто бывает плохое настроение.…, потому что день короткий, а ночь длиннее, раньше ложимся спать.…, потому что дует холодный ветер, сильный мороз, можно простудиться.…, потому что стало мало птиц, они не поют.Психолог. — Дети, а из чего образуется снег? Проверим?(Дети берут немного снега и держат до таяния)— Какой вывод мы можем сделать? (Снег – это вода. Снег тает и превращается в воду)— Снег зимой покрывает всю землю. Хорошо это? Почему? (Снег защищает землю от мороза. Под снегом тепло.)— А кому плохо в парках и лесах от того, что много снега? (Птицы, животные)— Почему? (Им плохо добывать пищу)— Кто им может помочь и как? (Ответы детей)— Дети, вот мы и собрали материал для первой страницы.(Дети заполняют вторую страницу «Снежную»)Страница 3 «Жизнь животных зимой»Дидактическая игра «Сравни и расскажи».(Психолог предлагает для сравнения два сюжетных рисунка «Осенний лес» и «Зимний лес». Дети находят общее и отличное)— Представьте себе, что вы попали в зимний лес и стали животными. Подумайте, ком бы вы хотели стать и расскажите о себе.(Ребенок подходит к столу, составляет загадку о животном не называя его, дети отгадывают. Потом показывает картинку с изображением животного и рассказывает о животном от первого лица)Упражнение «Рисование пейзажа в воображении»(Дети закрывают глаза, звучит музыка П.И.Чайковского «Зима»)— Дети, закройте глаза и послушайте мелодию. Нарисуйте пейзаж в своем воображении в сопровождении этой волшебной музыки.(Дети коротко рассказывают о мнимых картинах)Дидактическая игра «Следы на снегу»(Дети рассматривают картинку с изображением следов зверей, выясняют где чьи следы (кабана, белки, зайца, волка, лисы, мыши)— А почему в лесу не видно следов медведя (Осенью приготовил берлогу и лег спать)— Дети, вот мы и собрали материал третьей страницы.(Дети заполняют третью страницу «Жизнь животных зимой»)Страница 4 «Птичья столовая»— Дети, а кто еще кроме животных живет в лесу? (Птицы)— Каких птиц вы знаете? Как их можно назвать одним словом?— Почему их называют зимующими?— Дети, а вы слышали, чтобы птицы пели в мороз или метель?— Но часто птички погибают от голода.— Как можно помочь птичкам? (Сделать кормушки, насыпать корм)Дидактическая игра «Накорми птичку»(Психолог описывает птиц, дети отгадывают птиц, берут картинку с изображением птички и сажают ее на кормушку, называют корм для птицы).— Посчитайте птиц, которые слетелись к птичьей столовой.— Назовите самую маленькую и самую большую птичку.(Психолог предлагает план — схему для описания птички и предлагает составить описательный рассказ. Вспоминает значение каждой картинки по порядку)Образец.— Эта птичка небольшая. Называют ее воробей. Перья в него коричневые. Воробей — зимующая птичка. Летом он ест насекомых, осенью и зимой — семена, зерно, крошки. Гнезда строит под крышами домов, в скворечниках. Воробей полезен, потому что уничтожает гусениц.— Дети, вот мы и собрали материал четвертой страницы.(Дети заполняют четвертую страницу)Страница 5 «Зимние забавы и праздники»Очень я люблю, когда,Снова к нам идет зима.Можно много чем заняться,И на саночках кататься.Бегать быстро по лыжне,И кататься по лыжне.Можно всем играть в снежки.Все довольны и дружны.— Дети, чему радуется детвора?(Работа с корректурной таблицей)Упражнение «Соедини»— Дети, по картинкам, которые я назову, нужно составить небольшой рассказ:(1 — коньки, каток, сугробы;2 — санки, игра в снежки, снежная баба;3 — елка, Дед Мороз, Снегурочка, подарки, хоровод)— Дети, а какие зимние праздники вы знаете? (Ответы детей)Упражнение «Зимняя картина» (Коллективная работа)— Дети, вы много знаете о зиме, умеете рисовать снег, описывать пейзажи, наверняка сможете создать свою картину.(Психолог раздает плоскостные изображения и просит найти для них место на картине по его указанию)Задание:— Дом размести в нижнем правом углу картины. Елку размести в нижнем левом углу картины.— Куст размести между домом и елкой.— Снежная туча над домом.— Солнце в верхнем левом углу картины.— Снежная баба в центре картины.(Дети любуются картиной. Заполняют страницу журнала «Зимние забавы и праздники»)Итог. Рефлексия(Психолог приглашает детей к столу, на котором лежат снежинки и проводит рефлексию, выясняет уровень заинтересованности детей материалом занятия. Дети выбирают снежинки по такому принципу:белая снежинка — путешествие понравилась, было интересно;серая снежинка — не очень понравилось;фиолетовая снежинка — путешествие не понравилась, было неинтересно.Психолог хвалит детей, подводит итог— Вот и закончилась наша работа по созданию журнала. Теперь можно наш журнал отсылать в редакцию.— Понравилось вам быть журналистами? Было интересно?