Интегрированный урок


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированный урок
Автор: Юлия Ивановна Аксенова

Учебно-методическая разработка интегрированного урока
Литературы и курса Основы религиозных культур и светской этики
учителя русского языка и литературы МОУ-СОШ п. Колос Марксовского района Саратовской области
Пояснительная записка
Класс: 5
Название модуля: Основы духовно-нравственной культуры народов России
Тема урока: Актуальность религиозной притчи на протяжении веков
Количество часов: 1
Цель урока: знать определение и значение притчи, уметь отследить актуальность нравственных законов на протяжении веков;
Задачи урока: 1) умение рассуждать, высказывать и обосновывать мысли;
2) формирование представления об истинной любви в Библии;
3) развитие речи, живого образного мышления, умения находить нужную информацию в тексте, работать в группе.
Используемые методы и технологии обучения: аналитическая беседа, визуализация изучаемого материала, просмотр видео.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная и групповая
Необходимые технические средства наглядности: компьютер, экран, акустические колонки.
Ожидаемые учебные результаты
Конспект урока
Оргмомент.
Проверка домашнего задания
Актуализация опорных знаний. Введение понятия притча, запись в тетрадь (слайды №2,3)
Притча – краткий иносказательный поучительный рассказ.
Иносказательный – содержащий иной, срытый смысл.
Поучительный – тот, который учит чему-то, советует.
Особенности библейской притчи:
Воспитывает самые главные качества: доброту, терпение, смирение, мудрость.
Почти нет назидательных нравоучений
Необычные, иногда непонятные сюжеты, неожиданные вопросы и ответы, благодаря чему притчи хорошо запоминаются.
За внешней легкостью повествования скрывается глубокая мудрость.
Большинство библейских притч требуют пояснений, что связано с отсутствием религиозного воспитания и изменениями в языке.
Анализ притчи.
А) Просмотр видео Суд Соломона (слайд №4)
Б) Аналитическая беседа: (слайд №5)
- Как Соломон определил настоящую мать ребенка?
- Почему мать соглашается отдать своего ребенка другой женщине?
- Чем она жертвует?
В) Вывод (слайд №6): эта маленькая притча показывает нам, как мать, по-настоящему любящая свое дитя, готова жертвовать своим счастьем, готова уступить обманщице, подавить в себе злобу и обиду ради жизни своего ребенка. Истинно любящий человек всегда готов к самопожертвованию.
Анализ рассказа И.А.Бунина Лапти.
А) Выразительное чтение рассказа учителем (слайды №7,8).
Б) Аналитическая беседа: (слайд №9)
- Красные лапти могли победить болезнь ребенка, это было лекарство?
- Почему же Нефед идет за этим, казалось бы, бесполезным средством?
В) Вывод: (слайд №10) рассказ И.А.Бунина Лапти соотносится с библейской притчей Суд Соломона. Мы видим, что Нефед жертвует своей жизнью, чтобы хоть чем-то помочь тяжело больному ребенку. Красные лапти – не лекарство, и Нефед это понимает, но он идет в страшную метель, потому что истинно любит ребенка, жалобно бредящего красными лаптями. И еще, наверное, Нефед думает, что если мальчик не выживет, он не простит себя до конца жизни, что не выполнил последнее желание ребенка.
6. Обобщение.
Слово учителя: Мы с вами сегодня изучили притчу, которой несколько тысяч лет, и рассказ, написанный 100 лет назад, и нашли общий, очень важный смысл. В библейской притче Суд Соломона мать не задумываясь жертвует своим я ради любимого дитя. И Нефед у Бунина идет навстречу опасности, чтобы облегчить страдания чужого ребенка. И в притче, и в рассказе речь идет об одном и том же – самопожертвовании. (слайд № 11)
- Скажите, а в нашей жизни, в 21 веке встречаются ли истории, когда люди жертвуют собой ради того, кого по-настоящему любят?
7. Домашнее задание (слайд №12)
Создать групповую творческую работу Нравственные уроки библейской притчи на протяжении веков (группы формируются по усмотрению учителя).
Материал для создания проекта:
Прочитать притчу О добром самарянине и рассказ А.И.Куприна Чудесный доктор.
Соотнести прочитанные произведения и выявить общие нравственные ценности.
Сделать выводы по прочитанным произведениям.