"Зона пустынь"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Зона пустынь"
Автор: Висицкая Евгения Николаевна

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Наименование учебно-методического комплекта (УМК): Перспективная начальная школа
Предмет: окружающий мир
Класс: 4
Тип урока: урок открытия нового знания
Тема урока
Зона пустынь
Цель урока
Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь.
Задачи урока
1.Ознакомить с климатическими условиями зоны пустыни.
2. Формировать представления учащихся об особенностях животного и растительного мира пустыни.
3.Развивать умения работать с географической картой.
4. Развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- умение анализировать результаты учебной деятельности;
- желание учиться;
- интерес к изучаемому предмету, понимание его важности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Регулятивные УУД:
- уметь формулировать цель и учебную задачу урока;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы;
- адекватно оценивать собственные достижения.
Познавательные УУД:
- искать и выделять необходимую информацию из текстов и подводить под понятие;
- понимать информацию, представленную в виде презентации, карты, видео;
- добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию.
Коммуникативные УУД:
- умение работать в парах, группах;
- совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
- формулировать и объяснять задание;
- слушать и понимать речь других;
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- формирование умения ясно и четко излагать свою точку зрения.
Методы обучения
словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные, практическ, а также исследовательский метод изучения нового материала.
Формы организации познавательной деятельности
Фронтальная, групповая, работа в парах.
Учебно-методическое обеспечение
Компьютер, экран, фильм о природных зонах, слайды по теме Пустыни, карточки для выполнения заданий. Окружающий мир. 4 класс. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов. Академкнига/Учебник. 2015. Тетрадь для самостоятельной работы № 1,авт.,О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова Москва, АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2018г.
№ п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
1.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Слайд 1
– Чтоб природе другом стать
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
-Начинаем урок окружающего мира. Проверьте готовность к уроку.
Анализ погоды на …
-Выслушаем дежурного
Приветствуют учителя.
Настраиваются на работу.
Время года – …,
День недели – …,
Погода …
Личностные УУД:
- желание учиться;
- интерес к изучаемому предмету, понимание его важности.
2.
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- По какому разделу мы сейчас работаем?
-Назовите зоны в порядке их изучения?
- Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона России. - Но сначала мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны мы знаем хорошо.
Проверка домашнего задания.
- Какую природную зону мы изучали на прошлом уроке?
Проверим ваши знания о зоне степей – выполнив тест:
Тест Зона степей (ученики выполняют тест на листочках)
1. Зона степей расположена на …нашей страны:
а) севере;б) востоке; в) юге
2. На карте природных зон зона степей закрашена…цветом:
а) розовым; б) желтым; в) зеленым; г) коричневым.
3. Характерный признак зоны степей- это…
а)сплошной травянистый растительный покров;
б) отсутствие сплошного растительного покрова;
в) обилие лесов, лишайников, кустарников.
4. Для растений степи характерны:…
а) стелющиеся корни, крупные листья;
б) длинные корни, мясистые стебли, листья колючки;
в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.
5. Основным занятием населения степей является:
а) земледелие;
б) рыболовство;
в) оленеводство.
6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:
а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины;
б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей;
в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.
(После выполнения теста проводится проверка на экране: вопрос и правильный ответ)
(слайд 2) (клик 6 раз)
-Мы продолжаем изучение природных зон России.
- Арктическая или ледяная зона, тундра, лесная зона, степи
Степь
Записывают ответы на вопросы. Объясняют, доказывают правильность выбранных вариантов.
Б
Б
А
В
А
В
Коммуникативные УУД:
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- слушать и понимать речь других.
Личностные УУД:
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке.
3.
Выявление места и причины затруднения.
Постановка учебной задачи
Слайд 3
- Сейчас послушайте стихотворение о природной зоне, которую будем изучать сегодня на уроке:
Куда ни кинешь взгляд – песок,
И прямо, и наискосок.
Не знают здесь, что значит тень,
Ведь солнце жарит целый день.
Но если дождик вдруг польёт,
Пустыня мигом оживёт.
Да только в том загвоздка вот,
Что дождик льёт всего раз в год.
Но те, кто проживает тут,
Другой погоды и не ждут.
- О какой природной зоне идёт речь?
(клик)
- Какая тема нашего урока?
Тему урока определили.
- Какова же цель нашего урока?
слайд 4
- Какие задачи мы перед собой поставим?
слайд 5
Анализируют, формулируют выводы наблюдений.
Высказывают предположения
Зона пустыни
Познакомиться с зоной пустыни.
Задачи урока: выяснить, где расположена зона пустыни. Какие растения и животные есть в этой зоне и как приспособились растения и животные к жизни в пустыни.
Познавательные УУД:
- осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию;
- извлекают необходимую информацию из текстов и подводят под понятие.
Регулятивные УУД:
- уметь формулировать цель и учебную задачу урока.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения ясно и четко излагать свою точку зрения.
4.
Построение проекта выхода из затруднения.
- Какие умения для успешной работы вам пригодятся?
- умение работать с картой;
- умение работать с учебником и дополнительной литературой;
- умение работать в группе;
- умение правильно высказывать
своё мнение, аргументировать ответ.
Регулятивные УУД:
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
5.
Реализация построенного проекта.
Вспомните, каким планом мы пользовались, когда изучали предыдущие зоны?
Зону пустынь будем исследовать по плану:
1. Местоположение зоны на карте и климатические условия.
2.Растения
3.Животные.
4.Деятельность человека.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения ясно и четко излагать свою точку зрения.
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
6.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Физминутка
Через 20 мин от начала урока
Слайд 6
Покинув степные просторы, мы с вами оказались на юго-западе нашей страны, на берегах Каспийского моря и примыкают к степной зоне. Пустыня на карте обозначена оранжевым цветом, а полупустыни – светло-оранжевым. Это небольшая по площади природная зона. (Показ на карте) слайд 7
( видео 2.10)
Слайд 7
Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях.
Работать будем в группах:
Географы - расскажут нам о климате зоны пустыни, и покажут расположение на карте.
Ботаники - поможет разобраться с особенностями растений.
Зоологи - Познакомят нас с особенностями животных, которые обитают в пустынях.
Экологи - Познакомят нас с жизнью человека в пустыне, и как это влияет на природу пустынь и полупустынь.
Я раздаю вам карточки – помогайки, географическая карта на стене и в учебнике стр.60-61, текст в учебнике стр. 104-111.
Карточка - помогайка для Географов (уч. стр. 104)
1. Расположение на карте пустыни и полупустыни (какой цвет на карте)
(учебник стр. 60-61)
2. Климат.
3. Осадки.
4. Времена года (зима, весна, а про лето подробнее – температура днём, ночью и т.д.)
Карточка – помогайка для Ботаников (уч. стр. 105)
1. Как приспособились растения к условиям недостатка воды? (саксаул, верблюжья колючка) (учебник стр. 176)
2. Ценные растения пустыни.
Катрочка – помогайка для Зоологов (уч. стр. 108-109)
1. Перечислить всех.
2. Как приспособились разные животные:
- первая проблема – палящие лучи солнца,
- вторая проблема – недостаток воды, (Верблюд – корабль пустыни, учебник стр. 174-175)
3. Быстроногие копытные – сайгаки и джейраны.
Карточка – помогайка для Экологов (уч. стр. 110-111)
толковый словарик - оазис
1. Земледелие.
2. Главное животное – верблюд.
3. Под угрозой исчезновения.
4. Неумеренное орошение …
Итак, слово предоставляется географам…
(Выступление групп в сопровождении презентации) слайд 8-21
Просмотр видео
Дети работают в группах, о готовности сообщают учителю.
Выступление групп
Познавательные УУД:
- понимать информацию, представленную в виде презентации, карты, видео;
- добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию.
Личностные УУД:
- умение анализировать результаты учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
-оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные УУД:
- умение работать в парах, группах;
- совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
- формулировать и объяснять задание;
- слушать и понимать речь других.
7.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа с картой
Слайд 22
Закрась в тетради на карте (на печатной основе стр. 46-47) зону пустынь.
Поменяйтесь с соседом тетрадями.
Индивидуальная работа с взаимопроверкой
Регулятивные УУД:
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные УУД:
- умение работать в парах, группах.
8.
Включение в систему знаний.
Посмотрим, как мы запомнили новый материал.
Графический диктант (+,-)
Графический диктант:
1. Пустыня – это место, где много солнца и горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)
2. У растений ствол длиннее корня.(-)
3. Самая большая драгоценность в пустыне – это пресная вода. (+)
4. Места с довольно пышной растительностью называются барханы. (-)
5. Зимой в пустыне никогда не выпадает снег. (-)
6. Люди селятся вдоль рек и озер, около оазисов. (+)
7. В пустыне только два времени года: зима и лето. (+)
8. Верблюд не может долгое время обходиться без воды и пищи. (-)
9. Растения появляются только когда идут дожди, а затем быстро засыхают. (+)
10. В зоне пустынь выращивают хлопок. (+)
Поменялись с соседом. Сверяем с доской. Слайд 23
Поднимите руки те, у кого не ошибок? 1-2 ошибки
+ - + - - + + - + +
Регулятивные УУД:
- оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные УУД:
- умение работать в парах, группах.
Личностные УУД:
- умение анализировать результаты учебной деятельности;
9.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Слайд 24
Учебник стр. 104-111 читать.
Составить кроссворд на тему пустыни из 6-8 слов.
10.
Рефлексия учебной деятельности.
Наш урок подошёл к концу.
- Какую природную зону сегодня исследовали?
- Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися
Слайд 25
Хозяин в пустыне солнце. У вас на столе три солнышка -
Если урок понравился – оранжевое,
если понравился, но остались вопросы - жёлтое, урок не понятен – розовое.
(Объясните свой выбор)
Высказывают свои суждения, доказывают точку зрения.
Объясняют свой выбор.
Коммуникативные УУД:
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- адекватно оценивать собственные достижения;
Тест Зона степей (ученики выполняют тест на листочках)
1. Зона степей расположена на …нашей страны:
а) севере;б) востоке; в) юге
2. На карте природных зон зона степей закрашена…цветом:
а) розовым; б) желтым; в) зеленым; г) коричневым.
3. Характерный признак зоны степей- это…
а)сплошной травянистый растительный покров;
б) отсутствие сплошного растительного покрова;
в) обилие лесов, лишайников, кустарников.
4. Для растений степи характерны:…
а) стелющиеся корни, крупные листья;
б) длинные корни, мясистые стебли, листья колючки;
в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.
5. Основным занятием населения степей является:
а) земледелие;
б) рыболовство;
в) оленеводство.
6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:
а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины;
б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей;
в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.
Тест Зона степей (ученики выполняют тест на листочках)
1. Зона степей расположена на …нашей страны:
а) севере;б) востоке; в) юге
2. На карте природных зон зона степей закрашена…цветом:
а) розовым; б) желтым; в) зеленым; г) коричневым.
3. Характерный признак зоны степей- это…
а)сплошной травянистый растительный покров;
б) отсутствие сплошного растительного покрова;
в) обилие лесов, лишайников, кустарников.
4. Для растений степи характерны:…
а) стелющиеся корни, крупные листья;
б) длинные корни, мясистые стебли, листья колючки;
в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.
5. Основным занятием населения степей является:
а) земледелие;
б) рыболовство;
в) оленеводство.
6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:
а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины;
б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей;
в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство
Карточка - помогайка для Географов
(уч. стр. 104)
1. Расположение на карте пустыни и полупустыни (какой цвет на карте)
(учебник стр. 60-61)
2. Климат.
3. Осадки.
4. Времена года (зима, весна, а про лето подробнее – температура днём, ночью и т.д.)
Карточка – помогайка для Ботаников
(уч. стр. 105)
1. Как приспособились растения к условиям недостатка воды? (саксаул, верблюжья колючка) (учебник стр. 176)
2. Ценные растения пустыни.
Катрочка – помогайка для Зоологов
(уч. стр. 108-109)
1. Перечислить всех.
2. Как приспособились разные животные:
- первая проблема – палящие лучи солнца,
- вторая проблема – недостаток воды, (Верблюд – корабль пустыни, учебник стр. 174-175)
3. Быстроногие копытные – сайгаки и джейраны.
Карточка – помогайка для Экологов
(уч. стр. 110-111)
толковый словарик - оазис
1. Земледелие.
2. Главное животное – верблюд.
3. Под угрозой исчезновения.
4. Неумеренное орошение …