"Азбука этики"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Азбука этики"
Автор: Васильева Елена Андреевна
Пояснительная запискаЧеловек, общество и государство нуждаются в нравственно – этическом и гражданско – правовом образовании. Данная программа является попыткой найти новые формы и содержание воспитательного аспекта работы педагога. Работа над курсом - это процесс сотрудничества детей и взрослых в неформальной обстановке с применением традиционных воспитательных методов, так и организация вне учебной деятельности, например чаепитие. В основу программы вошли положения о гуманистической школе, цели которой – формирование гармонической, всесторонне развитой личности, дать каждому школьнику базовое образование и привить элементарные навыки культурного поведения, и на их основе предоставить условия развития для тех сторон личности, для которых имеются наиболее благоприятные условия и объективные возможности семьи, школы…Логика курса от личности к социальной группе, от познания себя как индивидуальности к познанию некоторых законов общественной жизни через понимание значимости другого и признание его прав на доброе и справедливое к себе отношение оправдана, органична и продуктивна, т.к. соответствует возрастным особенностям детей.Цель программы – создание условий для воспитания нравственной культуры личности, в основе которого лежит не совокупность определенных качеств, а нравственное развитие с опорой на положительное представление о себе и усвоение общепринятых форм взаимоотношений с другими людьми.Задачи программы:Влиять на поведение ребенка, на основе «Я» - образа», который постепенно складывается в его сознании.Воспитывать не равнодушное, толерантное отношение к окружающим сверстникам и взрослым. Способствовать выработке потребности вести себя культурно и «иммунитета» к плохому поведению.Создать доброжелательный микроклимат в классе: построить взаимоотношения учащихся, классного руководителя, родителей на основе сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения. Нравственное воспитание реализуется на каждом уроке, на классных часах, во внеклассной деятельности и в постоянной жизни детского коллектива.Курс «Азбука этики» условно делится на три блока. В первом блоке ребенок получает возможность вглядеться в свой облик, задуматься о своем характере, о тех социальных ролях, которые он выполняет; осознать свои эмоции и выработать умение управлять ими; понять свою значимость для других людей. Второй блок включает осознание единственности и уникальности каждого человека, что его собственная ценность и ценность других людей определяется тем, что они способны сделать хорошего для других.В третьем блоке ребенок исследует те социальные группы, те объединения людей, в которые он сам непосредственно включен, которые для него наиболее значимы: свою семью и свой класс. Учитель старается сформировать потребность детей договариваться в проблемных ситуациях, выработать алгоритм разрешения конфликтов.Каждый урок включает в себя теоретический и практический компонент, цель которых – создать доброжелательную атмосферу, раскрепостить детей, поддержать в них взаимный интерес, помочь обрести «мы – чувство». На этих уроках нет повторения, объяснения нового материала, проверки домашнего задания, зато большое место занимают такие формы, как беседа, дискуссия, работа со словарем, выполнение заданий аналитического(понаблюдай, подумай, вспомни) и творческого(нарисуй, сочини, расскажи) характера. В практической части занятия ребенок более активно и сознательно концентрирует свое внимание на особенностях отношения к себе и другим людям. Очевидно, что на занятиях данного курса необходимо поддерживать атмосферу доброжелательности, искренности, уважение к мнению каждого, поиску истины, сотрудничества. Многие из обсуждаемых вопросов не имеют однозначного ответа, многое в суждениях и восприятия детей не прогнозируемо и индивидуально. Более того, эти уроки должны помогать уточнять ребенку свое мнение, свои чувства.Педагог своими вопросами и заданиями актуализирует жизненный опыт каждого ребенка. Он интересуется мнением всех без исключения детей. В организации же нравственного образования учитывались такие возрастные качества, как: эмоциональная восприимчивость и отзывчивость; внушаемость и подражаемость; способность живо откликаться на слово учителя, активный интерес ко всему новому; к знаниям, стремление их использовать на практике. Детей 7-10 лет отличает глубокая впечатлительность, которая откладывает отпечаток на все психическое развитие ребенка, в том числе радостное мироощущение, стремление быть лучше, что рождает волевое усилие в преодолении трудностей.Содержание материала организованно спиралевидным образом с усложнением теоретического материала и практических форм заданий. Темы курса повторяются. Но материал занятий постепенно усложняется и наполняется более глубоким содержанием и пониманием изучаемого вопроса. Если в первом классе это сказки и загадки, то в четвертом классе появляются деловые игры и групповые дискуссии.Основным критерием успеха воспитательной работы служит уровень воспитанности школьников, развитие их взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и формирование их отношений к выполнению своих обязанностей в школе и дома в самостоятельной деятельности (самоконтроль). РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 1 КЛАСС Введение+. Этика – наука о морали Плохое и хорошее поведение. Культурный человек. Вежливость. Вежливое отношение к окружающим. Дать понятие «этика», прояснить различие его с понятием «этикетка». Этика как правило поведения и отношения к другим людям и к себе.Игра «Вежливо или невежливо». Тема 1. Как я выгляжу Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Значение для человека внешнего вида. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте в школе и дома. Отличие поведения мальчиков и девочек.Игра «Зеркало». Тема 2. Школьный этикет Понятия «этикет» и «правила поведения на уроке». Показать необходимость этих правил для организации урока. Сюжетно – ролевая игра «Я – на уроке». Тема 3. Зачем быть вежливым Понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение, «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». Вежливость – самая нужная и необходимая привычка человека.Инсценировка стихотворений А. Барто, Б. Заходера, В. Маяковский. Тема 4. Сказка о вежливости Понятия «сказка», «вежливость», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека».Игры «Путники и камни», «Обезьяна и собаки». Тема 5. Добро и зло в сказках Объяснить понятия «добро – хорошо», «сказка». Показать, что добро всегда побеждает зло, потому что этой победе помогает природа, звери, люди.Стихи – загадки про сказочных героев. Тема 6. Твои поступки и твои родители Объяснить понятия «родители», «уважение к родителям». Показать, почему людям важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям.Просмотр и беседа по мультфильму «Мамонтенок» Тема 7. Обязанности ученика в школе и дома Понятие «обязанность». Обязанности в школе и дома. Показать необходимость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу.Инсценировка стихотворения «Разговор книжек». Тема 8. Чем богат человек Объяснить понятия «богатство», «характер», «сундучок». Богатство человека – в его знаниях, готовности и умении помогать людям, своей стране.Игра «Сундучок». Тема 9. Ты и твое здоровье Понятия «здоровье», «режим дня», «личная гигиена». Режим дня и укрепление здоровья человека. Советы доктора Айболита. Тема 10. Праздничный этикет Дать понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека. Пантомима «Мои чувства», игра «Давайте говорить друг другу комплименты». Тема 11. Наш класс Дать понятия «класс», «коллектив класса». Необходимость вежливого общения и взаимопомощи в классе.Игра «Шалтай-болтай». Тема 12. Моя мама – самая лучшая Дать понятия «внимание», «забота», «чуткость», «сострадание». Доказать необходимость обращать внимание на настроение и состояние мамы.Инсценировка стихотворения «Мама пришла с работы».Портрет мамы( рисунок, коллаж). Тема 13. День рожденияДать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя. Правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарка. Сюжетно – ролевая игра «мы на дне рождения».Просмотр серии «Гость» мультфильма «Лунтик» и беседа по нему. Тема 14. Учись общаться Дать понятия «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении со взрослыми. Сюжетно – ролевые игры («Магазин», «Библиотека», «Почта» и др.). Тема 15. Сказки в нашей жизни Дать понятие «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Этикет в сказках и отношения между людьми.Просмотр мультфильма «Крокодил Гена и его друзья» беседа о герое Шепокляк. Тематический план 1 класс 1 класс Должен знать: правила этикета и социального быта. Вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой, в транспорте, на улице. Понимать сущность этических понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, Родине. Должен уметь: для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену, беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок, употреблять вежливые слова и соблюдать правила этикета. 2 классВведение. Я среди людей Что такое человек. Формирование человека и окружающая среда. Понятия «я», «мы», «они». Общее и отличительное в этих понятиях. Сюжетно – ролевая игра «Я и другие люди». Тема 1. Кто я и как я выгляжу? Нравственные понятия «я», «внешний вид». Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга. Лицо, одежда, мимика, жесты, речь. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.Рисунок, коллаж автопортрет. Тема 2. Я – личность Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость». Внешний и внутренний мир человека. Я – мой характер, мои знания. Мое поведение зависит от меня самого.Объединение детей в группы (по цвету волос по росту) и нахождение между ними отличий. Тема 3. Что в нашем имени? Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку.Игра «Эхо». Тема 4. Добро и зло в сказках Добрые и злые поступки, их последствия. Ложь, выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, преуменьшение). Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом.Игра «Хорошо ли быть злым?» Тема 5. Что за прелесть эти сказки! Отличие сказки от рассказа. Духовный смысл сказок. Красота героев сказок – их поступки во имя добра и красоты. Отношение героев сказок к природе, к людям. Зачем людям нужны сказки.Викторина по сказкам.Тема 6. Сказки – волшебство, чудо и правда Волшебство, чудо и правда в сказках. Волшебные, чудесные, правдивые отношения между людьми. Что в них общего и в чем их различие. Волшебство, чудо в сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.Игра «Наши мечты». Тема 7. Сказка ложь – да в ней намек Выдумка, фантазия в сказках. Добрая ложь («святая ложь», ложь во спасение). Лгать, врать, говорить неправду – тоже зло. Победа правды над кривдой в сказках.Игра «Фантазеры». Тема 8. Кто сочиняет сказки А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, братья Гримм, Г.Х.Андерсен, Ш.Перро и другие писали сказки для детей. Сказки слагает народ. Зачем сочиняют сказки для детей. Надо ли и можно ли учиться у героев сказок?Коллективное сочинение сказки.Тема 9. Русские народные сказки Русские сказки – это представление народа о добре и зле, надежды и мечтания о будущей жизни. Волшебные сказки – предания старины глубокой. Сказка – это знакомство с бытом русского народа, его мечтами, а также душевной красотой простых людей, их готовностью и умением постоять за добро против зла.Инсценировки группами русских народных сказок. Тема 10. Праздники в жизни человека Понятия «праздник», «праздничный». Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их значение в жизни человека. Церковные праздники и традиции их проведения. Как вести себя в храме. Тема 11. Отношения к старшим Семья, родители, родные (братья, сестры, бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать старшее поколение? Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию. Русские и кавказские традиции отношения к старшим.Игра «Мои родные в цвете». Тема 12. Отношение к учителю Учитель и его обязанности в школе. Как должны относиться ученики к учителю и почему? Этикет в общении с учителем. Национальные традиции России в общении с учителем. Национальные традиции России в общении учителя и ученика.Игра «Общение». Тема 13. Плохо одному Необходимость человека в общении и жестокость одиночества. Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения.Просмотр мультфильма «Первый раз».Слушание песни Водяного из мультфильма «Летучий корабль». Рисование друзей Водяному. Тема 14. Речевой этикет Понятия «тон голоса», «речь», «общение». Специфика речевого общения. Отличие устной речи от письменной. Речь и отношение человека к людям. Уважительное речевое общение. Шутки. Отражение характера в речи. Мимика, жесты, поза и поведение человека. Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям.Игра- проект «Клоун в цирке». Тема 15. Вежливость и этикет Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении.Игра «Сотрудничество»(составление кроссворда в паре).Тема 16. Товарищи и друзья Понятия «товарищ», «друг», «господин». Особенности их использования в общении между людьми. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в дружбе.Игра «Взаимодействие»(лепка из пластилина одного животного группой). Тема 17. Я и мои роли Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня – кто я в этом мире. Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе, на улице.Игра «Это я». Тема 18. Удовольствие – в игреПонятия «игра», «играющие», «интерес», «азарт». Основные этические правила поведения в игре. Делу – время, а потехе час. Играй, а дело не забывай. В здоровом теле – здоровый дух.Подвижные игры.Тематический план 2 класс Должен усвоить сущность понятий: интерес, любовь к ближним, любовь к труду, вежливость, самолюбие, себялюбие, грубость, наушничество, подлость, обман, щедрость души. Должен знать: как помочь товарищу в учебе и как принять эту помощь, как вести себя в кинотеатре, театре, клубе, музее, библиотеке. Гигиенические требования к еде, жилищу, одежде. Основные средства связи. Должен уметь: достойно вести себя в кинотеатре, театре, музее, библиотеке. Правильно выбирать книгу. Уметь закаливать свой организм. Следить за результатами. Производить мелкий ремонт одежды. Знать состав своей семьи и уметь с ним общаться. Знать основные средства связи. Записать адрес на конверте. Находить по справочнику индекс. 3 класс Введение. Азбука этики. Основные понятия этики Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Познакомить и изучить правила этикета в школе. Деловая игра и ее правила.Деловая игра «Суд над поступком». Тема 1. Как я выгляжу Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека. Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих.Игра «Шеренга» Тема 2. Я – личность, мои роли Понятия «личность», «индивидуальность». Назначение человека в жизни. Мои роли. Особенности развития мальчика и девочки и их общественные роли.Игра «дочки-матери». Тема 3. Нравственный мир сказок Понятия «зло», «добро», «жизнь», «обычаи», «традиции». Показать, как в сказках отражается жизнь людей. Сказки народов Кавказа. Сказки – «рецепты поведения» во имя добра и справедливости на земле. Герои сказок и герои жизни, сходство и различие.Беседа «История волка в сказках». Тема 4. Устав – основной закон школы Понятия «закон», «Устав», «Устав школы», «права», «обязанности». Права и обязанности, зачем они нужны. Обязанности в школе. Права и обязанности ученика.Игра «Непослушные мышата», игры с правилами. Тема 5. Человек и его имя Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Не имя красит человека, а дела и поступки. Нравственный поступок, каким он может и должен быть. Безнравственный поступок.Работа со значением имени. Тема 6. Я и мои друзья Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе – нам веселей, вместе мы вдвое сильней.Игра «Рукавички», «Волшебные ожерелья» Тема 7. Верность слову Понятия «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как черта характера. Можно ли (и нужно ли) всегда быть верным данному тобой слову. Рассказ «Честное слово». (Обсудить с учениками.) Тема 8. Речевой этикет Понятия «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить понятия «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза).Игра – пантомима «Молчаливая сказка»; игра «Сломанный телефон» Тема 9. Умение общаться Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения при обмене мнениями. Обмен мнениями о спортивных занятиях и экскурсиях. Тема 10. Этикет в общественных местах Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино. Деловая игра «Ты в театре и музее». Тема 11. Библиотека – хранительница знаний Книга – твой вечный друг. Понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знания». Правила пользования и поведения в библиотеке.Экскурсия в библиотеку. Тема 12. Отзывчивость и доброта Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло?Игра «Цветик – семицветик»; деловая игра «Суд над Бабой – Ягой». Тема 13. Я познаю себя и других Понятие «потребности человека». Биологические, социальные и духовные потребности. Способности: наследственные и приобретенные. Разбор ситуации: «Если я что – то хочу, то поступаю так». Тема 14. Формы моральной оценки и самооценки Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скандал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей.Игры «Дружба начинается с улыбки»; игра «Хорошо – плохо». Беседа о понятиях физическая и эмоциональная боль. Тема 15. Культура поведения человека Понятия «культура», «культура поведения», «правила приличия», «культурное», и «некультурное» поведение. Деловая игра «Учимся культуре поведения». Тема 16. Праздничный этикет Понятие «праздник». Праздник в школе и в классе. Правила этикета на празднике.Деловая игра «Рыцари и дамы».Тематический план 3 класс Должен усвоить сущность понятий: доверие, верность, взаимопомощь, вранье, мужество, обязанность, поведение, поступок, смелость, сочувствие, страх, трудолюбие, честность, семья, труд. Должен знать: как помочь товарищу в учебе, труде. Как вести себя за столом и как едят разную пищу. Санитарно-гигиенические требования и техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Должен уметь: оказывать внимание и проявлять чуткость к товарищу и учителю. Пользоваться столовыми приборами и есть разные виды пищи. Правильно играть и вести себя во время любой игры. Выполнять правила этикета в школе и обязанности ученика. Рабочая программа4 класс Тема 1. Азбука этики. Культура поведения и такт. Внешний вид человека. Внутренний мир человека. Культура поведения. Такт. Познакомить с правилами этикета и золотыми правилами этики. Обсуждения выражения О. Бисмарка: «Этика – это разум для тех, у кого его нет». Организация дискуссии. Тема 2. Культура общения Дать понятия «общение», «чувства», «настроение», показать, что каждый человек индивидуален, но он живет среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома зависят от них самих и выражается в их общении с другими людьми.Пантомима «Угадай-ка». Тема 3. Человек и его имя Дать понятия «имя», «имена мужские и женские», «русские имена и православные», «значение имен», что означает «уважать имя человека», показать необходимость уважать имя любого человека и с уважением относиться к своему имени, показать, что человек красит свое имя своими поступками.Игра «Несуществующее животное»; игра «Обзывалка». Тема 4. Моя малая Родина Дать понятия «Родина», «патриотизм», любовь к Родине, подвиг во имя Родины, «малая Родина». Родина и твой дом. Война – проверка любви к Родине у всего народа, живущего в стране.Дискуссии о патриотах России. Тема 5. Устав – основной закон школы Дать понятия «закон», «общество», «государство», показать, что права, предоставленные государством, накладывают на человека определенные обязанности.Составление классных и школьных законов. Работа с Конвенцией по правам ребенка.Тема 6. Речевой этикет Дать понятия «общение», «речь», показать, что в общении главным является не столько речь, сколько тон голоса, позы, жесты, которые придают речи особые оттенки, выражающие отношение одного человека к другому и к себе.Деловая игра «Прием на работу». Тема 7. Чувство, настроение, характер человека Дать понятия «воля», «сила воли», «характер» (положительный и отрицательный), «настроение», «чувство». Человек должен владеть своими чувствами и своим настроением, стараться понимать чувства и настроение других.Беседа «Учимся понимать чувства других людей», «Учимся управлять своими эмоциями». Тема 8. Школьный этикет Дать понятия «этикет в общественных местах», «этикет в столовой», «этикет на перемене».Деловые игры «мы в столовой», «мы на перемене», «мы в школе». Тема 9. Праздники в жизни человека Дать понятия «праздник», особенности праздников в школе, в коллективе класса, «в стране».Игра «Праздник в племени Тумба – юмба». Тема 10. Цветы в жизни человека Роль цветов в жизни человека, легенды о цветах. Правила дарения цветов.Игра «Садовник и цветы». Тема 11. Поступки человека и его характер Дать понятия «сильный характер», «слабый характер», вредные и нужные привычки, «поступок», роль поступков в формировании характера.Чтение и анализ рассказа Л. Осеевой «Трус». Тема 12. Нравственные отношения в коллективе Дать понятия «уважение», отношения между людьми, «виды отношений между людьми» (знакомые, приятельские, товарищеские, дружеские), золотое правило Библии.Игра «Я хотел бы быть таким как ты». Тема 13. Мода и школьная одежда Дать понятия «мода», «одежда», «форма», как рождается мода. Является ли модная одежда показателем культуры и знаний человека. Мода и этикет. Модная одежда и отношения ребят в классе.Конкурс хвастунов; игра «Подиум»; беседа о Золушке. Тема 14. Приветствия и знакомство Дать понятия «приветствие», «знакомство». Формы приветствия, приветствия у народов разных стран; общение будет приятным только тогда, когда правила знакомства и приветствия выполняются доброжелательно.Беседа «Учимся доброжелательности». Тема 15. Поведение в общественных местах Дать понятия «улица», «транспорт», «кафе». Основные правила этикета и отношение человека к людям на улице, в транспорте, кафе, местах отдыха. Основные правила этикета в кафе. Что и как едят.Деловая игра «в кафе», «общественном транспорте, «на улице». Тема 16. Человек в природе и его здоровье Дать понятия «природа», «здоровье», «экология», «охрана природы». Правила поведения в походе, на отдыхе, на пляже. Отношение к животным.Изготовление экологических плакатов. Тема 17. Нравственные отношения в семье Дать понятия «семья», «родители», «бабушка», «дедушка», «сестры», «братья», «родословное дерево». Правила общения в семье. Ответственность друг за друга.Анализ понятия семья.Тематический план 4 классДолжен усвоить сущность понятий: бережливость, героизм и герой, оценка поступков товарищей и своих, малодушие, ненависть, привычки, сострадание, характер человека, физическая культура человека.. Обращение и его формы.Должен знать: как и в чем помочь другу. Правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизора. Какая обувь должна быть у человека по сезону. Как дарить подарки. Как вести себя за столом. Правила в походе, на экскурсии, при отдыхе на природе. Правила этикета в общении.Должен уметь: выбрать себе прическу. Подбирать себе одежду, головной убор, обувь в зависимости от сезона и необходимости(повседневная, праздничная, спортивная). Чистить, сушить обувь. Следить за походкой и жестикуляцией. Культурно вести себя в гостях. Изготовить подарок своими руками, дружить со сверстниками, помогать дома, учителю, однокласснику, младшему. Методические рекомендации по проведению игр.Школьники действуют не в соответствии с норами и представлениями, а на основе собственных чувственных впечатлений и непосредственного опыта. Именно поэтому данная программа основана не на объяснениях, не на поощрениях или порицаниях, а на организации непосредственных взаимоотношений между детьми. При проведении всех игр следует по возможности избегать инструкций, нравоучений и приведения положительных образцов. Следует исключить также замечания и разделение детей на хороших и плохих игроков. Гораздо важнее и эффективнее поддерживать каждого ребенка, показывать ему. Что другие дети не противники и не конкуренты, а близкие , тесно связанные с ним и во многом похожие на него люди.Если в вашем классе есть проблемные дети, которые мешают другим играть, необходимо вводить таких детей в игру через собственное общение с ними6 подойти к ребенку и начать играть с ним в паре и лишь после того. Как ребенок примет воображаемую ситуацию, переключить его на игру с другими детьми. В наиболее трудных случаях проблемного ребенка можно мягко вывести из игры. Предложив ему индивидуальную игру, задание. Как показывает практика. Через некоторое время эти дети вновь присоединяются к общей игре, но на этот раз стараясь не нарушить правил.Ни в коем случае нельзя насильственно (запретами. Угрозами) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет или к чему ещё не готов. Принуждениями можно только отбить интерес к игре, сделать ее бессмысленной. Задача воспитателя – заинтересовать ребенка, увлечь его игрой, поддержать его малейшие проявления внимания к другому. Все это требует особой эмоциональности, выразительности и артистизма. Именно в этом и заключается искусство воспитания, в особенности это важно для педагога начального звена. Доброжелательность, установка на сюрприз и разного рода неожиданности, ваше удивление или восхищение в общем, ваше эмоциональная выразительность и заразительность – вот главные средства в работе с детьми.Очень важный момент – выбор игры. Далеко не все игры могут приниматься детьми. А некоторые могут вызвать затруднения у педагога. Поэтому можно выбрать именно те игры, которые соответствуют возможностям и интересам конкретных детей.При проведении игр не надо бояться повторений. Многократное повторение одних и тех же игр является важным условием их развивающего эффекта. Младшие школьники по-разному и в разном темпе усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают лучше понимать её содержание и получать удовольствие от выполнение игровых действий. Сами дети очень любят играть в знакомые игры и не редко просят повторит какую - нибудь игру. Заканчивать каждую игру нужно в тот момент, когда вы замечаете. Что дети устали от неё начинают разбредаться по классу, отступают от правил игры. Необходимо собрать детей вокруг себя и сообщив, что игра закончена. Предложить попрощаться. В качестве прощания лучше всего использовать какой-нибудь прощальный ритуал, которым будет заканчиваться каждое занятие.Можно вносить в игры варианты, которые зависят как от конкретных обстоятельств, так и от фантазии педагога. Все это потребует определенной гибкости и тонкости. Умение не следовать за программой, а импровизировать и творить, исходя из особенностей конкретной группы и ситуации.Предварительный опыт проведения игр и занятий показал, что климат в группе заметно улучшился. По словам родителей и педагогов, дети стали больше взаимодействовать, самостоятельно решали многие конфликты. Список использованной литературы.В. Максакова, С. Полякова. Учимся договариваться (Я – Ты – Мы): Методическое пособие для учителя начальной школы. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. – 132с.Семенака С.И. Уроки добра :Корекционно-развивающая программа для детей 5 – 7 лет. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 80 с.Сирнова Е. О. Межличностные отношения младших школьников: диагностика, проблемы, коррекция/ Е.Щ. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.Приложения.Игры.Игра «Вежливо или невежливо». Детям предлагаются ситуации, в которые они должны разрешить: вежливо так поступать или невежливо. В игре можно использовать ситуации ловушки. Например, пропустить бабушку вперед при выходе из магазина, чтоб посмотреть скользко ли на крыльце.Игра «Зеркало». Дети делятся на пары. Один ребенок становится зеркалом, другой выполняет любые действия. Задача «зеркала» точно повторить все движения. Затем участники игры меняются. Игра «Путники и камни». Играющие делятся на две группы: одна группа - камни, другая – путники. Камни приседают на игровом поле. Путники идут между камнями. По команде ведущего путники присаживаются на камни. Важно, присаживаться аккуратно так, чтоб не обидеть «камни». Затем команды меняются.Игра «Обезьяна и собаки». Выбирается один человек – обезьяна, она встает на стул, остальные дети – собаки. Задача собак облаять обезьяну. Важно проводить игру в маленькой группе так, чтоб все побывали на месте «облаянной» обезьяны. Таким образом, детям показываем, каково быть изгоем. После игры обязательно провести беседу - рефлексию с детьми.Игра «Сундучок». Каждому учащемуся предлагается найти в себе самое достойное качество. Это качество записывается на листок бумаги и складывается в «сундучок». Затем по желанию предлагается всем учащимся в классе найти в каждом ребенке хорошие качества и вложить их в сундучки. Важно показать каждому учащемуся, что у него много таких качеств за которые его уважают.Игра «Давайте говорить друг другу комплименты». Учащиеся встают в круг. У одного в руках мяч. Необходимо передавать мяч по кругу и говорить при этом комплименты.Игра «Шалтай - Болтай». Один ребенок встает в круг (водящий), остальные дети вокруг него. Все приговаривают стих «Шалтай – Болтай». На последних строках водящий падает, а остальные должны поймать его. В игре развивается доверие.Игра «Эхо». Учащихся можно поделить на несколько маленьких групп и разместить их в разных углах кабинета. Затем одна из групп должна выкрикнуть имя или слово, а группа, которая наиболее удалена от неё, должна повторить. В игре развивается умение слушать друг друга, уважать.Игра «Хорошо ли быть злым?». Для игры выбирается 2 человека: волк, (медведица) и ребенок. Ребенок прячется на дереве (стуле). Волк ждет, когда ребенок захочет пить и спрыгнет на землю. Тогда он его съест. Волк приходит в ярость, если кто-то приближается к дереву, желая помочь ребенку. После игры важно провести беседу – рефлексию.Игра «Наши мечты». Начать игру следует с просмотра мультфильма «Осенние корабли». Затем провести беседу по содержанию. После беседы детям предлагается нарисовать свою мечту. Закончить игру необходимо беседой о том, кто поможет сбыться этой мечте.Игра «Фантазеры». Игра начинается с чтения рассказа Н. Носова «Фантазеры». Проводится беседа, анализ произведения. Затем учащимся предлагается придумать свои истории. Выбирается самая лучшая история всем классом.Игра «Мои родные в цвете». Детям раздается лист бумаги, на котором они пишут имена своих близких. Затем дети выбирают для каждого из родных цвет и обводит имя цветным карандашом.Игра «Общение». Игра проводится в паре. Учащимся выдаются листы в клетку. Необходимо составить кроссворд из слов-обращений таких как: сударыня, милорд, господин, товарищ. После составления кроссворда проводится беседа, в ходе которой учитель просит чаще пользоваться вежливыми обращениями.Игра – проект «Клоун в цирке». Заранее детям раздают роли и слова. Ребятам предлагается стать клоунами. Рассказывается о том, что клоун вышел погулять по городу и проигрываются ситуации на улице, в общественном транспорте, в кинотеатре, в кафе, в поликлинике и т.д. Важно чтоб клоуны разговаривали в свойственной им манере, а педагог в конце игры подвел итог, что в цирке такое общение уместно, а в жизни нет.Игра «Взаимодействие». На партах лежит пластилин. Учащиеся делятся на группы не более пяти человек и получают задание вылепить фигуру какого-нибудь животного. Они сами договариваются какое животное будут лепить и какую его часть. Затем каждый лепит часть, неподсматривая, как это делает другой. Затем части соединяются. В конце делается вывод, что это за животное и как было сложно делать одно общее дело.Игра «Сотрудничество». Игра проводится в паре. Учащимся раздаются листы в клетку. За 10 – 15 минут они должны составить кроссворд. По завершению игры определяется самая эффективная пара. При этом учитывается количество слов, оформление кроссворда, формулировка вопросов, время, затраченное на составление кроссворда.Игра «Это я». Ведущий, отвернувшись от класса, называет качества характера или внешности. Остальные дети, если могут соотнести это качество с собой, кричат: «Это я». Учитель фиксирует ответы. В конце игры у ведущего спрашивают, кто кричал на конкретные высказывания: «Это я». В конце игры учитель подводит итог, что не всегда наше представление о себе совпадает с представлением о нас другого человека. В нас есть схожие черты, но мы все разные.Игра «Шеренга». Класс делится на две команды. Детям предлагается в течении одной минуты построиться в шеренгу сначала по росту, а затем – по цвету волос – от самых темных до самых светлых, по размеру обуви и т.п. Команды взаимно оценивают друг друга. Важно сформировать навык соотносить себя с другими.Игра «Непослушные мышата». «Непослушные мышата маму слушать не хотят», - учитель обращается к детям – «мышата делают все наоборот. Если скажу потопать, вы не топайте, если скажу не хлопать – вы хлопайте». После этого предлагаются задания, а дети выполняют их наоборот. В конце игры проводится рефлексия, в ходе которой ребята приходят к выводу, что запреты нельзя нарушать. Затем любая игра с правилами.Игра «Рукавички». Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным незакрашенным узором. Количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар участников игры. Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару. Т.е. рукавичку с точно таким же узором. Одинаковых половинок две, они образуют пару. Дети ходят по комнате и ищут свою пару. После того как каждая пара рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее раскрасить одинаково рукавички, причем им дается только три карандаша разного цвета.Игра «Волшебные ожерелья». Дети сидят по кругу. У каждого – набор пластилина. «Сегодня мы с вами будем делать ожерелья друг для друга. Сначала каждый из вас сделает столько бусинок. Сколько человек в нашей группе, а потом мы нанижем ваши бусинки на ожерелья каждого. У каждого из вас будет ожерелье, состоящее из бусинок, которые сделали все ваши друзья, а ваши бусинки будут в ожерельях всех ваших друзей. Но ваши ожерелья не простые, а волшебные. Нанизывая свою бусинку на ожерелье товарища, вы пожелаете ему что-нибудь.»Игра – пантомима «Молчаливая сказка». Дети делятся на команды и получают задание: показать без слов отрывок любой сказки. Остальные команды должны угадать сказку.Игра «Сломанный телефон». Игра для 5 – 6 человек. Дети садятся в линию. Ведущий шепотом спрашивает первого ребенка, как он провел выходные дни, а после этого ребенок рассказывает шепотом тоже самое своему соседу. И так по цепочке все узнают о том, что делал первый ребенок. Последний громко объявляет, что ему сказали и как он понял. Все дети сравнивают, насколько изменился смысл передаваемой информации.Игра «Цветик-семицветик». Для игры понадобятся цветик-семицветик такой, чтоб лепестки отрывались, а так же красные и желтые фишки. Каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток «облетит весь свет». По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными: Лети, лети лепесток…Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей – ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную. Собрав в конце игры все фишки, педагог предлагает обсудить, какие желания понравились всем детям и почему.Деловая игра «Суд над Бабой-Ягой». Класс делится на две команды: обвинители и адвокаты. Задача: обвинители – обвиняют Бабу-Ягу в совершенных, адвокаты – защищают подсудимую, ищут оправдание ей. Важно в ходе игры показать детям, что судить нужно его поступки, а не самого сказочного героя, человека.Игра «Дружба начинается с улыбки». Сидящие по кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку (по очереди).Игра «Хорошо - плохо». Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо? Педагог раздает детям фишки двух цветов – красного и зеленого цвета, с помощью которых они будут оценивать поступки. Ведущий называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке. После нескольких простых примеров, можно предложить детям сложные ситуации.Деловая игра «Рыцари и дамы». Проиграть с учащимися нормы поведения разных веков. Игра заканчивается разъяснением и уточнением норм и правил поведения в наши дни.Игра – пантомима «Угадай-ка». На столе учителя лежат надписью вниз листочки. На них написаны слова: нежность, озабоченность, тревога, удовольствие, усталость. Дети (5 человек) по одному подходят к столу, берут какой-нибудь листочек и мимически выражают определенное настроение. Класс должен определить, что изображается.Игра «Несуществующее животное». Детям раздаются листы, которых написаны названия несуществующих животных. Например, зверодинозавровая бабочка, слонопух, змеерыб. Задача – изобразить данное животное. Важно после игры провести беседу о имени, о том как мы называем собеседника.Игра «Обзывалки». «Пусть один из вас будет Обзывашкой. Его задача придумать и сказать как можно больше обидных прозвищ. Другой пусть будет грустным и обиженным ребенком. Все остальные должны утешить его, придумывая ему добрые прозвища, говоря о том, какой он хороший. Потом мы поменяемся ролями». На роль Обзывашки лучше всего назначить наиболее проблемных и агрессивных детей. После игры проводится рефлексия.Игра – проект «Праздник в племени Тумба – Юмба». Игра проводится в 2 этапа. На первом этапе – беседа о существующих праздниках в нашей стране и традициях празднования его. Так же ребятам предлагается придумать праздник и его традиции в вымышленном племени Тумба-Юмба. На втором этапе – проводится этот праздник.Игра «Садовник и цветы». Класс делится на две подгруппы. Педагог объясняет содержание игры: «Если цветы долго не поливать водой они завянут. А сегодня мы отправляемся в необыкновенный сад, там растут цветы, которым не надо воды. Они увядают , если не слышат о себе добрых и ласковых слов. Пусть одна группа будет цветами, которые увяли, потому, что их давно не поливали добрыми словами, а другая – садовниками, которых вызвали на помощь погибающим цветам. Садовники должны ходить по саду и обращаться к каждому цветку с ласковыми словами, и тогда цветы будут постепенно оживать и распускаться. Потом мы поменяемся ролями.Игра «Я хотел бы быть таким как ты». « В каждом человеке есть много прекрасных черт, - обращается учитель к детям. – Давайте подумаем. Какими достоинствами обладает каждый из ребят класса и в чем бы вы хотели быть на него похожи. А теперь по кругу подходите к каждому и говорите ему: «Я хотел бы быть таким же… , как ты».Конкурс хвастунов. Дети сидят в кругу. Задача – похвастаться соседом. При этом совершенно не важна объективность оценки – реальные эти достоинства или придуманные. Неважен также и масштаб этих достоинств – это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтоб дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости педагог может высказать свое мнение. Игра «Подиум». Ребятам предлагается продемонстрировать каждому свою школьную форму. При проведении игры важны и комментарии к одежде, которые придумают сами учащиеся.