Читательская конференция


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Читательская конференция
Автор: Кадирова Фериде Нягимовна

Читательская конференция по повести Чингиза Айтматова «Первый учитель»Разработчик: учитель русского языка и литературы Кадирова Ф.Н.- Наш сегодняшний урок внеклассного чтения мы начнем со стихотворения М. Карима М.Карим Учителю. - Как это стихотворение связано с повестью Ч.Айтматова “Первый учитель”?III. Проблемные вопросы. Вспоминаете ли вы своих первых учителей? Расскажите о них, какие они? ( Ответы учащихся)Сегодняшнее мероприятие посвящено людям, о которых помнят всю жизнь. Эти люди – учителя. Они учат математике, физике, языкам, помогают найти свой путь в жизни. А главное – своими делами, словом преподают самую трудную на свете науку – быть людьми… Сегодня нам предстоит познакомиться с героями повести замечательного писателя, выяснить нравственное звучание повести и почему эпиграфом к уроку стали именно эти слова Ч.Айтматова. (Эпиграф.) (Записать тему, эпиграф в тетрадь.) Работа над эпиграфом " Добру человек у человека учится " (Ч. Айтматов)Как вы понимаете эти слова? Важны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела. Добро - это действие. Человек учится быть добрым на протяжении всей жизни. Когда человек становится добрее? (если научится сострадать, помогать другим).Человек становится добрее, отзывчивее, если научится сострадать и помогать другим.Вы дома прочитали повесть Ч.Т. Айтматова «Первый учитель», и я начну с вопроса: • Какие чувства вызвало у вас это произведение?(Трудно понять, почему память человеческая так коротка… Вызывает восхищение самоотверженность учителя Дюйшена.) • Какие из чувств вы пережили вместе с героями?(Страх за судьбу Алтынай, молодого учителя Дюйшена, чувство вины перед старым почтальоном и уже бывшим учителем Дюйшеном.
  • Где и в каком году происходят описываемые события? (1924год).
  • (Описываемые события происходят в киргизском ауле Куркуреу в 1924 году)
  • Что вам известно о жизни народов Средней Азии, в том числе женщин, до революции 1917 года? Что такое «ликвидация безграмотности» (Сообщение учащегося)
  • До революции 1917 года среди киргизов количество грамотных составляло 1–2% (семилетнее всеобщее обучение в городе и деревне на территории Средней Азии было осуществлено только к 1952–1954 годам); Народ был сплошь неграмотным.
  • После революции большинство населения Киргизии жило именно в маленьких, глухих аулах. Для них советская власть еще не означала освобождения от вековых традиций, тьмы и отсталости. Были богатые баи, муллы. Положение женщин в хозяйствах киргизов было довольно тяжелым. Они рожали и воспитывали детей, занимались домашним трудом.Какова тема? Учитель: Человек и его добрые дела, труд и совесть, любовь и надежда, самоотверженность во имя жизни на Земле, во имя будущего – вот айтматовские темы, они же главные ценности человечества.
  • От чьего лица ведется повествование? В повести два рассказчика: сам автор и бывшая ученица Дюйшена, Алтынай.)
  • Чтение вступления Прочитаем начало повести и ответим на вопрос.История изображает широкое полотно жизни, нравов и обычаев народов Средней Азии в 20-е годы XX века через картины быта маленького аула Куркуреу, историческую драму столкновения старого и нового, участниками и жертвами которой стали Дюйшен и Алтынай.- Девушка уехала и рассталась с тем, кто её. спас, своим учителем, своей первой любовью. Теперь, когда она многого достигла, ей стыдно встретиться с ним. Таково, на первый взгляд, нравственное содержание повести.- На самом деле автор ставит здесь гораздо более глубокую проблему – проблему исторической памяти и благодарности, которую должен испытывать народ по отношению к тем, кто бескорыстно и самоотверженно трудился ради него. Нельзя забывать таких, как учитель Дюйшен.Как вы думаете, зачем автор включает в повесть рассказ о тополях? Работаем с текстом, находим ключевые слова.(Эти тополя посадили Дюйшен и Алтынай. Автор говорит о тополях как о части своей жизни: «…для меня они всегда ощутимы». Тополя эти особенные, у них есть «своя душа», «свой язык». Эти деревья открывают аульским ребятишкам «величие земли». Рассказчик с сожалением говорит о том, что не задумывался он о том, кто посадил эти деревья, «о чем мечтал, о чем говорил этот неизвестный, опуская в землю корни деревцев, с какой надеждой растил он их здесь, на взгорье?». - Тополя помогают маленьким людям открыть новые горизонты. Для этого всегда нужна какая-то опора, как твёрдый ствол дерева, как его ветви, на которые можно опереться. Для этого нужна какая-то вершина, на которую можно забраться. - Эти тополя – символ. . Они – маяки на дороге. Маяки аула, символ жизни. Больше всех они дороги Дюйшену, который посадил их как символ веры в победу света и добра над злом. - Так и Дюйшен был опорой для своих учеников, открывал им новый, неведомый мир знаний.- Память человеческая короткая, но добрые дела, как бы их не пытались вычеркнуть, забыть, – бессмертны.)Чтение отрывка«Кто такой Дюйшен? Да тот самый, что и сейчас тут живет, из рода Хромой овцы. Давно это было, Дюйшен в ту пору комсомольцем был. На бугре том стоял чей-то заброшенный сарай. А Дюйшен там школу открыл, детей учил. Да разве же то школа была, название одно. • Чему может научить Дюйшен, который сам знает не все буквы алфавита? Чем силен этот юноша-подвижник, так упорно добивающийся заветной цели: научить детей грамоте?(Все свои силы он отдает защите человеческих прав учеников. Он верит в светлое будущее этих детей и своей страны. Неграмотных, голодных, босых и полураздетых ребят он мужественно ведет к тому свету и добру, которые открылись ему. Он учит новой жизни так, как сам ее понимал. Он был первым учителем не только потому, что учил читать и писать, а потому, что дал первый толчок человеческому сознанию, утверждал дорогу, которая вела в будущее.)Какие моменты в произведении можно считать кульминационным ?Ответ : момент прощания учителя со своей ученицей у поезда.1 группа – Что сказано о работе Дюйшена как учителя?Терпеливый, внимательный, упорный, он учил детей всему, что знал сам, увлечённо объясняя непонятное. Когда наступили холода , переносил ребятишек на себе через ручей . Переживал всякий раз , когда кто – нибудь не мог посещать занятия .Как был терпелив.(И действительно , он учил нас всему , что знал сам , проявлял при этом удивительное терпение . Склоняясь над каждым учеником , он показывал , как нужно держать карандаш , а потом с увлечением объяснял нам непонятные слова ) .- В чем сила и красота Дюйшена? (Он учил не только читать и писать, он дал уроки человечности, учил делать добро, отдавать все самое лучшее, что у него было, все, что он знал, не скупился на щедрость. Дюйшен не останавливался ни перед какими лишениями и трудом. Какой нужно было обладать верой, сколько надо было иметь сил, чтобы довести начатое им дело до конца. Ведь он был там один, наедине с баями, с темными крестьянами, которые никогда не учились и детям которых, по их мнению, учеба тоже была ни к чему. Он создал школу, не отступив перед насмешками и угрозами, рассказал детям о новой жизни, о неведомых дальних странах и больших городах. Малограмотный Дюйшен сумел своей убежденностью, своей богатой натурой завоевать любовь детей, посеять в их детских душах семена стремления к познанию, к хорошей жизни).2 группа В чём же причина героического, самоотверженного поведения Дюйшена? Каковы истоки его подвига?Вероятно, Дюйшен сам не осознавал, что совершает подвиг, не ждал он и награды за свой труд. Но в нём жило то нравственное начало, которое во многом определяет сложившуюся личность: любовь к родному краю и чувство долга перед ним. Он искренне хотел сделать жизнь своего народа лучше, чем она была: «Мы бедняки, – уже тихо проговорил Дюйшен. – Нас всю жизнь топтали и унижали. Мы жили в темноте. А теперь советская власть хочет, чтобы мы увидели свет, чтобы мы научились читать и писать. А для этого надо учить детей…» Когда началась война, Дюйшен ушёл на фронт. Он воевал, считался пропавшим без вести, потом жил на Украине, но умирать, как он говорил, приехал на родину. Но и теперь, будучи почтальоном, он остался таким же упорным и ответственным тружеником: «Вы не знаете нашего Дюйшена! – говорит о нём директор школы. – Он человек закона. Пока дела не выполнит, никуда не завернёт».Почему он её отпускает?Ответ : Потому что «... не имею права мешать тебе учиться. А ведь я не очень-то грамотен. Уезжай, так лучше будет» Он мечтает, чтобы она стала настоящим учителем. Почему он не уезжает вместе с ней?Ответ :1. Наверное , потому, что в ауле остались другие дети. Кто их учить будет ? Он в ответе за них не только перед родителями, но и перед их будущем , перед своей совестью.2. А ещё он понимает, что Алтынай добьётся в жизни большего, чем сможет дать он .И может быть, не хотел ставить её в неловкое положение. Ему кажется , что она будет его стесняться.Чего достигла в жизни Алтынай? Алтынай Сулайманова – она академик, доктор наук, прославила родной аул. Ей и общее уважение, и место в президиуме при открытии новой школы, и почёт в доме директора. И никто не знает, а кто знал, тот давно забыл, что сделал Дюйшен для аула, для Алтынай и других таких, как онаНа какие мысли наводят Алтынай сбрасывающие листву тополя?
  • Когда Алтынай смотрит на облетающие тополя, когда-то посаженные ею и Дюйшеном, она размышляет о быстротечности времени, чувствует, что и в её жизни наступает осень и что нужно, пока не поздно, рассказать людям о подвиге Дюйшена, о его великом и скромном самопожертвовании.
  • Что в личности первого учителя привлекает вас больше всего? 1 . Уважение, доброта , доброжелательность , ответственность терпение, вера, искренность . Любовь к родине, стремление помочь людям, чувство долга и ответственности, активная доброта, бескорыстие и скромность.УЧИТЕЛЬн был малограмотным , но смог внушать уважение к учебе , к науке . Все его ученики стали хорошими людьми , образованными .
  • Какую проблему ставит Ч. Айтматов в своей повести?
  • Народ не имеет права забывать таких, как Дюйшен, – вот что хочет сказать своей повестью Ч. Айтматов. Виновна в забвении и неблагодарности не одна Алтынай. Она лучше других: она не смеялась над памятью учителя, её мучили угрызения совести, она когда-то пыталась найти его, она решилась поведать людям правду. Алтынай выдержала испытание временем . Она , академик , знаменитый человек , достигший всего сама , благодарна своему учителю .«Я ещё приеду к своему учителю и буду держать ответ .Попрошу прощение , я хочу поехать в Куркуреу и предложить там людям назвать новую школу – интернат «школой Дюйшена» .Да , именно этого простого колхозника , ныне почтальона» .
  • Каково значение повести Ч. Айтматова для тех, кто сегодня вступает в жизнь? (Повесть обращена ко всем нам, молодому поколению. Мы должны помнить тех, кому обязаны всем – жизнью, миром, счастьем. Отсутствие исторической памяти, чувства благодарности к старшему поколению делает человека лишенным корней, прерывает эстафету поколений.
  • V. Итоги урока.
  • - Что вам показалось интересным в этом произведении Ч. Айтматова? - О чём заставило задуматься ? - Меня поразила история Дюйшена ! Дело не в образовании и даже не в профессиональных качествах героя . Он настоящий учитель ! Как он борется за каждого ученика !-  Понравилось , как автор описывает то далёкое время.  Я поняла , что не готова отвечать за других , как это делал герой . Это очень сложно !- Мне понравился герой , и героиня понравилась . Читать было очень легко , захотелось познакомиться с другими произведениями писателя.Учитель: ТРУД УЧИТЕЛЯ – это ежедневный ПОДВИГ, но мы этого, к сожалению, не замечаем. Какой бы ни был учитель по своим личностным качествам, он все-таки сеет в ваших душах доброе и разумное. Любому человеку приятно внимание, тем более учителю. Ведь в свое дело он вкладывает всю душу. И на всю жизнь вы остаетесь их детьми, их учениками.