Педагогическая технология "Портфолио дошкольника"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогическая технология "Портфолио дошкольника"
Автор: Шаховая Светлана Сергеевна
Педагогическая технология «Портфолио дошкольника» С особым трепетом родители предвкушают тот день, когда малыш пойдет первый раз в первый класс. И вот, когда настает этот момент, все поздравляют дорогого первоклашку, в поздравлении непременно отмечают, что "начинается новая жизнь" и "теперь ты будешь учиться", "пройдет время, и ты многого достигнешь"… А ведь ребенок растет, развивается, умножает свои знания и умения уже с первых недель жизни! Родители снимают его на видеокамеру, фотографируют, т. е. всячески стараются сохранить для истории драгоценные мгновения. Но как-то так получается, в основном фиксируются физический рост и внешние изменения детей. А их внутренний мир? Их интересы, их удивительные открытия, их забавные словечки и смешные высказывания? Жаль, но порой остаются "за кадром" творческие работы детей: рисунки, поделки, пластилиновые фигурки и так далее. А с ними и впечатления от прогулок, путешествий, походов в цирк или на праздник и многое-многое другое. Хорошим решением для исправления этой "печальной ситуации" вполне может стать детское портфолио.Что такое портфолио и для чего оно предназначено.Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.Портфолио дошкольника — это первый шаг в открытии малышом своего Я.Это не только папка, в которой отражены достижения ребенка за определенный период, это еще и сотрудничество педагога и родителей по изучению и отражению в динамике способностей малыша, его физического развития. При составлении портфолио родители могут показать условия жизни и творчества ребенка дома, а педагог – успехи своего воспитанника в детском саду.Стоит подойти к этой непростой задаче ответственно, потому что с этим самым портфолио вы будете в недалеком будущем поступать в первый класс. При составлении портфолио нужно исходить из того, что это – своего рода визитная карточка ребенка, ознакомившись с которой, совершенно посторонний человек должен будет составить мнение о вашем ребенке, его уровне развития и способностях. Соответственно, главная задача педагогов и родителей – постараться сделать так, чтобы это мнение оказалось правильным.Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливых детских годах. Портфолио воспитанника ДОУ является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при зачислении ребенка в 1 класс начальной школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения. Портфолио дошкольника способствует установлению преемственных связей между ДОУ и начальной школой.Цель портфолио – увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, показать его способность практически применять приобретённые знания и умения.Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:Создание для каждого воспитанника ситуации переживания успеха;Поддержка интереса ребенка к определенному виду деятельности;Поощрение его самостоятельности и активности;Формирование навыков учебной деятельности;Содействие индивидуализации образования дошкольника;Укрепление взаимодействия с семьей воспитанника, повышение заинтересован-ности родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ. Создание портфолио дошкольника - это пока ещё мало освоенная технология. Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:для сбора достижений, например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения.накопительной, когда информация собирается за определённый период и можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени.тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, моё домашнее животное, я путешествую.Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).Определены основные функции портфолио: диагностическая – фиксирует динамику развития ребенка; целеполагающая – поддерживает учебные цели;мотивационная – поощряет достигнутые ребенком результаты;содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ;социообразующая – формирует и развивает детско-взрослый коллектив совместной деятельности;развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году;рейтинговая - показывает диапазон навыков и уменийПортфолио можно разделить на несколько видов:Электронный портфолио. Портфолио-раскраска. Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, как у нас, картотек. Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Таким образом, работа над созданием портфолио - это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. И я уверена, что работа над созданием портфолио – это продвижение вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.Критерии оцениванияТрудно подвести итоги работы с портфолио с помощью цифр, т.к. она нацелена на долгосрочный результат, который, возможно, найдет отклик в душе ребенка, когда он станет старше и начнет оценивать себя с позиции успешности и реальных жизненных достижений. Вот тогда, мысленно вернувшись в детство, он поймет, что первые шаги к воспитанию своей уверенности он заложил еще в дошкольном возрасте под руководством близких и любящих взрослых – родителей, педагогов. Тем не менее, оценивая портфолио дошкольника, следует обратить внимание на:творческий подход к оформлению;интерес и желание ребенка;значимость для ребенка, его родителей, педагогов.Алгоритм работы по составлению портфолио. Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио. Определение вида портфолио: вид портфолио может быть предложен педагогом, родителем или выбран по желанию детей.Определение временного отрезка, во время которого будет собираться информация.Определение структуры портфолио: общее количество рубрик, из них часть – обязательные, которые должны быть у каждого, часть - по выбору автора.Определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с родителями, детьми и педагогом (наличие всех обязательных рубрик, аккуратность выполнения работы и т.п.)Презентация.Четкой структуры создания портфолио не существует. Она подбирается исходя из индивидуальных возможностей и интересов ребенка. Разделы портфолио также могут быть разные, например, такие: Это Я Моя семья Мой детский сад Мои лучшие друзья Мои домашние животные Мои увлечения Я мечтаю Мои путешествия Мое творчество Мои достижения