"Музыкально-ритмические композиции с детьми ОВЗ на музыкальных занятиях"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Музыкально-ритмические композиции с детьми ОВЗ на музыкальных занятиях"
Автор: Ирина Васильевна Нерсесян
Музыкально-ритмическая деятельность детей с ОВЗ, в рамках здоровьесберегающих музыкально-образовательных технологий.(консультация для воспитателей)Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, определяют необходимость оказания им своевременной психолого-педагогической помощи с использованием эффективных арттехнологий. Современная специальная педагогика и психология в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе искусства как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития.Ритмика является одним из предметов, входящих в систему музыкального воспитания. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Важная задача - научить детей двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности. Точной, выразительной передачей посредством движений характера музыки достигается воплощение образного содержания музыкального произведения.С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Музыкально – ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Многие исследователи (С.М. Миловский, И.В. Евтушенко, Е.А. Медведева, Е.М. Мастюкова и др.) в своих работах показали, что музыкально – ритмические уроки имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно психического склада, эмоционально - волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребёнка, свойственными ритмике.Коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии, средством специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально – волевой сферы детей с ограниченными возможностями, средствами музыкально – ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Основными её целями являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребёнка.Развитие музыкально-ритмических способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо возможно раньше начать развивать эти умения в доступной форме: ритмических упражнениях, музыкальных играх, танцах, хороводах. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа – все это может отражаться в движении.Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок, песен, хороводов, упражнений. Особое значение в развитии моторики, ритма, внимания и слуха уделяется игровым песням, так как они являются одним из основных видов деятельности детей и важным средством их воспитания.Детей застенчивых, робких следует вовлекать в более активные действия. Например, в игровой песне «Как у наших у ворот», дети изображают: муху, стрекозу, комара, выполняют различные имитационные движения (муха машет крылышками, комар играет на дудочке и т.д.). Такие игровые песни развивают детское воображение, память, речь, движения. Дети, участвовавшие в танце, в дальнейшем проявляют больше уверенности, сообразительности, смелости.В методике обучения ритмике и пению много общего. Во-первых, применяются сходные методы: наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом), наглядно-зрительный, двигательный (показ игр, плясок, отдельных их элементов), словесный (образный рассказ руководителя о новой игре, танце, пояснения в ходе выполнения движений, напоминания об их приемах и т.д.), упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала). Во-вторых, в пении и ритмике применяются последовательное разучивание репертуара с учетом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка. Однако есть и отличия, которые свойственны только этому виду музыкальной деятельности. Музыкальное произведение для успешности ритмической требует полного целостного восприятия. Они ярки по характеру, но имеют определенное содержание, но невелики по объему, в обучении ритмике всегда связаны с движением, определенным действием, иногда со словами. Поэтому восприятие музыкальной игры - целостное восприятие единства музыки и движения. Целостное восприятие приобретает особый смысл, если ребенок способен улавливать и удерживать в своем сознании отдельные компоненты произведения: характер развития музыкальных образов, темповые, динамические изменения. Поэтому, обучая детей, следует выбирать такие приемы, которые помогут ребенку почувствовать богатство «языка музыки» и передать его в движениях. Необходимо приучать детей к самостоятельному творчеству, предлагать детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей. Например, послушав «Песенку Красной Шапочки», можно с детьми придумывать, как показать крокодила, обезьяну, попугая, используя танцевальные движения.Занятия должны быть построены таким образом, чтобы активные движения чередовались с ходьбой или упражнениями, успокаивающими дыхание.Обязательно нужно проводить релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия, для чего следует использовать такую «музыку» для релаксации, как пение птиц, журчание ручья, шум моря и т. д.