Психологические особенности подростков с ЗПР


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психологические особенности подростков с ЗПР
Автор: Широбоков Богдан Евгеньевич

Особенности эмоционально-волевой саморегуляции: низкий уровень осознанности своих эмоциональных состояний и потребностей, низкий уровень способности регулировать аффективные состояния, депривация значимых позитивных отношений с близкими и сверстниками, депрессивные состояния, склонность Психологические особенности подростков с ЗПР, обусловливающие их рискованное поведение в Интернете
  • Недостаточный уровень развития социального интеллекта: низкая поведенческая гибкость (ригидные способы взаимодействия в трудных, конфликтных ситуациях), недостаточная способность к прогнозированию последствий взаимодействия с другим человеком, трудности в эмпатическом понимании его реакций, особенно в ситуации, когда есть только текст и знаки, выражающие состояние партнера по взаимодействию.
  • Слабо развитые регуляторные механизмы: высокая утомляемость, низкий уровень и высокая истощаемость внимания, дефицит целевой регуляции поведения.
  • Особенности развития когнитивной сферы: низкий уровень критичности, высокая внушаемость, трудности обобщения и идентификации, и, как следствие, – плохая способность к пониманию и прогнозированию поведения другого человека.
  • Особенности мотивационно-потребностной сферы: низкий уровень инициативности, бедность мотивационно-потребностной сферы, недостаточность в произвольности когнитивных процессовк необоснованному риску, трудности в нравственной оценке социальных
  • Формы профилактической работы по безопасному поведению в Интернете могут быть следующими:
  • Стендовые статьи, посты на популярных порталах и страницах сайта образовательного учреждения; видео-обращения к подросткам в популярных пабликах и чатах школьных сообществ; инфографика; записи подкастов и последующее распространение ссылок.
  • События (мероприятия): театральные постановки; дискуссионные клубы; коллективные творческие дела; конференции типа ТЕD, стендап с заданной тематикой (например: «Подросток в виртуальном мире»); тренинги; детско-подростковые наставнические программы; агитационные компании, организованные подростками совместно с НКО и ученическим самоуправлением и пр.
  • Родительский лекторий, онлайн-уроки по повышению ИКТ- компетентности.
  • Мониторинг: диагностика рискованного поведения в Интернете, профили подростков в соц.сетях (открытые данные) и психологические характеристики, повышающие вероятность небезопасного поведения подростков в Интернете.
  • Раскроем содержательные направления и задачи, которые необходимо решать в программах профилактики безопасного поведения подростков с задержкой психического развития в Интернете.
  • Просвещение подростков с ЗПР по вопросам безопасного поведения в Интернете
  • Задачи:
  • просвещение по вопросам рисков в сети Интернет, их обнаружения, предупреждения и стратегий преодоления;
  • обучение правилам безопасности и этикета при общении с людьми в Интернете (особенно выделяется категория незнакомых людей);
  • организация событий (коллективных творческих дел, дискуссий, тренингов и пр.) по проблемам информатизации (роботизации) общества и информационного общества, безопасного поведения в сети Интернет;
  • повышение ИКТ-компетентности родителей и подростков;
  • информирование подростков, педагогов, родителей об интернет- зависимости, зависимость от компьютерных игр, ее возможных последствиях; информирование о ресурсах, позволяющих развивать интеллектуальные и коммуникативные способности, Интернет- площадках и сообществах с про-социальными ценностями, которые могут быть интересны подросткам.
  • Программы просвещения подростков с ЗПР и их родителей о безопасном поведении в Интернете может включать следующие содержательные направления:
  • Опасности и угрозы в Интернете: киберпреступность. Способы защиты информации. Азбука компьютерной безопасности.
  • Воспитание чувств: нежелательный контент в сети. Зачем нужен возрастной ценз.
  • Интернет-хищники. Незнакомцы в сети, вовлечение в нежелательные сообщества. Родительский контроль: когда советы родителей все таки нужны.
  • Психологическая безопасность: кибербуллинг. Как защитить свою честь и достоинство в виртуальном пространстве.
  • Интернет-зависимость. Цифровой детокс.
  • Полезный Интернет: библиотеки ссылок на разные сайты по полезной для подростков тематике, с разными про-социальными сообществами пользователей, в том числе те, где можно узнать про безопасное поведение в Интернете.
  • Возможные формулировки проблемных вопросов для дискуссионных клубов:
  • Люди или роботы: реальна ли опасность?
  • Общение онлайн: возможности или риски? Может ли общение в Интернете заменить живое общение офлайн?
  • Люди, живущие в сети: прогрессоры, ведущие в будущее или убегающие от реальности?
  • Реальна ли угроза: агрессия в виртуальном пространстве (на примере компьютерных игр со сценами агрессии, угрозы в Интернет- пространстве, опасные сообщества, призывы к экстремизму).
  • Право на самовыражение и цензура в Интернет-пространстве: имеет ли право государство ограничивать активность в сети.
  • Знакомства в Интернете: опасность или широта возможностей.
  • Этикет в Интернете: нужны ли старые правила в новом пространстве?
  • Мониторинг активности подростков с ЗПР в Интернете со стороны взрослых
  • Задачи:
  • диагностика факторов риска небезопасного поведения подростка в ЗПР в Интернете; формирование «групп риска» для последующей развивающей работы с ее участниками;
  • контроль продолжительности и содержания Интернет-активности подростка: организация перехода контроля от внешнего к внутреннему, развитие навыков саморегуляции в Интернет- активности подростка;
  • определение компетентного значимого взрослого, к которому обучающийся может обратиться за помощью, в случае возникновения проблем в сети Интернет;
  • работа с родителями: помощь в налаживании конструктивного взаимодействия с подростком в ситуации установления и удержания правил безопасного поведения в Интернете; развернутая аргументация необходимости ограничений со стороны взрослых; понимания поведенческих «маркеров» неблагополучия интерес к
  • «виртуальной» жизни ребенка, «незнакомым друзьям», возникающим переживаниям, связанным с событиями в сети, время в сети, изменения настроения, психофизиологические показатели стресса.Определение подростков группы риска по небезопасному поведению в ИнтернетеИнтернет-анамнез: время в сети, характер занятий в сети, качество общения в сети (количество друзей, содержание личных страниц, активность коммуникации), содержание интересов содержание публичных постов и переписок, комментариев, посещаемые сайты, ценностное содержание сообществ, игр, другой Интернет-активности.Психологический анамнез: склонность к рискованному поведению, уровень социального интеллекта и эмоционально-волевой саморегуляции, проявления симптомов депрессивных состояний, особенности детско- родительских и семейных отношений наличие позитивных связей, доверительного общения и пр.Типы родительской медиации активности подростков в сети Интернет
  • Активное сопровождение подростка в сети: подросток овладевает навыками поведения в сети Интернет вместе с родителем, который активно помогает ему, направляет его активность.
  • Активная медиация безопасности подростка в сети: родитель беседует с подростком о том, как безопасно вести себя в сети; демонстрирует возможные последствия рискованного поведения.
  • Ограниченная медиация: родитель создает правила и ограничения использования Интернета.
  • Мониторинг: периодическая проверка истории посещений, контактов, сообщений, профилей в соцсетях, с которыми взаимодействует подросток.
  • Техническое ограничение: использование специальных программ родительского контроля.
  • Выбор типа родительской медиации может зависеть от возраста подростка, уровня социальных навыков, навыков продуктивного социального взаимодействия.
  • Организация технических средств безопасности
  • Задачи:
  • установление и настройка антивирусных программ, средств фильтрации контента на девайсах с выходом в Интернет;
  • установление и настройка программ контроля деятельности подростка в Интернете;
  • установление менеджера паролей на ключевом домашнем компьютере, с контролем родителей: важно обеспечить отсутствие используемых паролей доступа простых и в открытом виде.
  • В заключении необходимо отметить тот факт, что развитие информационной цивилизации идет такими быстрыми темпами, что подростки (в том числе с задержкой психического развития) часто быстрее взрослых осваивают правила и нормы поведения в виртуальной реальности. Важно сохранить совместность взрослого, как носителя культуры, и подростка, активно создающего собственную субкультуру в новом пространстве виртуальной реальности. Это требует от взрослого (родителя, учителя, психолога) принимающей открытой позиции в общении с подростком с ЗПР, готовность к сотрудничеству во взаимодействии.Полезный Интернет: библиотеки ссылок на разные сайты по полезной для подростков тематике, с разными про-социальными сообществами пользователей, в том числе те, где можно узнать про безопасное поведение в Интернете:Порталы для педагогов, подростков, родителей
  • Центр Безопасного Интернета в России .
  • Справочник Google по детской безопасности в Интернете