Консультация "Создание развивающий предметно-пространственной среды в ДОУ"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация "Создание развивающий предметно-пространственной среды в ДОУ"
Автор: Бикмухаметова Лилия Фаисовна
Консультация «Создание развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ ЗОЖ у детей В настоящее время общепризнанным становится тот факт, что высшей ценностью для личности является здоровый образ жизни и формирование потребности быть здоровым. ЗОЖ – это такой образ жизни, при котором поддерживаются в здоровом состоянии все органы и системы организма. Здоровый образ жизни включает в себя: настрой на здоровый образ жизни; двигательную активность; личную гигиену; умеренное и сбалансированное питание; ритмичность жизни; безопасность жизни. Важным направлением в формировании у детей основ ЗОЖ является правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда, которая должна быть: разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной (требования ФГОС ДО). При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни воспитанников, учитываются следующие факторы:индивидуальные социально-психологические особенности детей;особенности эмоционально-личностного развития ребенка; индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;особенности физического развития и здоровья детей. Поэтому уголок здоровья необходим в каждой возрастной группе детского сада и Основными компонентами уголка здоровья являются:Полезная информация для родителейИнтересная информация для дошкольниковРисунки и поделки детей по теме здоровьяПолезная информация для родителей состоит из разнообразных памяток, консультаций по медицине, здоровью детей, питаниюдля детей – это (алгоритмы мытья рук, одевания, полоскания рта и т.д.), немаловажным является организация и устройство тематических выставок рисунков детей, разнообразные конкурсы детских работ, посвященные здоровому образу жизни, размещение детской художественной литературы, раскрасок по данной теме.Поэтому материалы уголка здоровья могут располагаться в раздевалке, в группе, в разных других уголках группы (книжном, изо, ОБЖ, психологической разгрузки, физкультурном и т.д.)Рассмотрим содержание данных уголков по возрастамРанний возраст-кукла для определения частей тела (голова, ноги, руки, спина, лицо)-картинки с изображением органов чувств (нос-нюхать, глаза – смотреть, рука – хватать, язык – пробовать, ноги – ходить, голова - думать)-спортивное оборудованиеМладшая группа— Кукла-девочка, кукла-мальчик (для изучения лица, одежды мальчика и девочки в сравнении);— набор лиц человека, изображенных с разной мимикой (для фланелеграфа);— сюжетные картинки с изображением действий ребенка;— блокнот с набором пословиц, поговорок, загадок, стихов о человеке, о здоровье и т.д.;— шаблоны фигурок детей, взрослого человека;— наборы иллюстраций: о девочке — девушке — женщине — бабушке; о мальчике — юноше — мужчине — дедушке;— пластмассовые фигурки девочки и мальчика для изучения основных частей тела;— альбом фотографий каждого ребенка от новорожденного до 3-4-летнего возраста;— дидактические игры: «Угадай, кто это?» (по частям лица, головы угадать мальчика, девочку, тетю, дядю);— ростомер, «Стена здоровья» (пространство стены без плинтуса шириной 50 см);-спортивное оборудование: мячи разного размера и материала, обручи,— самодельные пособия для коррекции зрения (жуки, бабочки, елочки на палочке)— пособия для развития дыхания (снежинки, бабочки на ниточках)Средняя группа— книги: «Мойдодыр», К. Чуковский; «Уроки Мойдодыра», Г.В. Зайцев; «Познай себя сам», К.А Пармз; «Все обо всем» (Детская энциклопедия);— дидактические игры: «Составь портрет» (подобрать черты лица и описать их); «Узнай на ощупь» (развивать тактильную чувствительность); «Какую пользу приносят?» (о значении частей тела для человека); «Папа, мама, хочу все знать и уметь» (индивидуальные домашние задания по физической культуре);— ширма «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья» (о значении движений, гигиенических процедур, закаливание для здоровья);— схемы, иллюстрации: «Как правильно чистить зубы»; «Я слежу за чистотой своего тела, каждая часть тела важна, но работает по-своему»;— альбом «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах, ушибах и т.д.);— ростомер, «Стена здоровья» (пространство стены без плинтуса шириной 50 см);— спортивное оборудование: мячи разного размера и материала, обручи, кольцебросы;— самодельные пособия для коррекции зрения (жуки, бабочки, елочки на палочке)— пособия для развития дыхания (снежинки, бабочки на ниточках)Старшая группа— дидактические игры: «Собери фигуру человека», «Угадай на ощупь», «Найди правильную осанку и опиши её», «Удивительное лицо» (мимика);— игры издательства «Весна-дизайн»: «Как избежать неприятностей дома», «Как избежать неприятностей на улице», «Как избежать неприятностей, на природе», «Здоровый малыш», «Зубы, уши, глаза», «Кожа, питание, сон», «Если малыш поранился»;— познавательные игры-лото («Полезные продукты», «Полезные и ядовитые грибы и ягоды» и др.);— книги: «От А до Я», Н.Б. Коростелев, «Тайна Анатомии» (пер.с англ. ИГ. Гуровой); «С добрым утром», Г.Андросов и др;— индивидуальные мини-тетради: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»; «Упражнение для домашней зарядки»; «Полезные упражнения для мышц»; «Точечный массаж»;— тетрадь «Хочу все уметь и знать» (индивидуальные домашние задания по физической культуре);— папка (альбом) с иллюстрациями: «Человек и его организм», «Первая помощь при травмах»;— ширмы по темам: «Можно — нельзя»; «Полезно — вредное»;— пособие — советы: «Береги зрение»; «Учись различать запахи»;— папка с материалами для определения состояния своего здоровья: «Определи остроту своего зрения», «Различи цвета», «Острота твоего слуха», «Правильна ли моя осанка», «Тесты на определение силы, ловкости, выносливости, быстроты, гибкости»,— предметы для индивидуальных занятий по профилактике плоскопостопия, нарушения осанки;— аптечка с предметами для оказания первой помощи;— микроскоп, микропрепараты, песочные часы, муляжи для проведения наблюдений, экспериментирования;— дневник настроений;— ростомер, «Стена здоровья» (пространство стены без плинтуса шириной 50 см);— спортивное оборудование: мячи разного размера и материала, скакалки, обручи, кольцебросы, игры на веревочках («Кто быстрее долетят до Луны», «Чья машина быстрее приедет» и,др.);— самодельные пособия для коррекции зрения (жуки, бабочки, елочки на палочке);— пособия для развития дыхания (снежинки, бабочки на ниточках);— плакаты о строении тела человека, продуктах питания, здоровом образе жизни«Дорожки здоровья».Подготовительная к школе группа— папка с иллюстрациями «Человек и его организм»;— дидактические игры: «Полезные и вредные продукты для твоего здоровья», «Чем можно делиться с другом» (о личных вещах), «Найди правильную осанку и опиши её», «Фоторобот» (составление из частей тела, лица, движений человека);— игры издательства «Весна-дизайн»: «Как избежать неприятностей дома», «Как избежать неприятностей на улице», «Как избежать неприятностей, на природе», «Здоровый малыш», «Зубы, уши, глаза», «Кожа, питание, сон», «Если малыш поранился»;— познавательные игры-лото («Полезные продукты», «Полезные и ядовитые грибы и ягоды» и др.);— лото «Робота сердца»;- книги: «Тело человека: загляни внутрь себя», П.Абрахаме; «Главное чудо света», Г.Юдин; «Расти здоровым», Р.Ротенберг; «Скелет», С.Паркер; «Анатомический атлас», Т.Уэстон;— плакат — сигналы «Запомни эти номера телефонов: 01, 02, 03, 04»;— схема, иллюстрации по темам: «Полезные упражнения для сердца (легких)»; «Помоги себе сам, окажи помощь другим»;— тетрадь «Хочу все уметь и знать» (индивидуальные домашние задания по физической культуре);— микроскопы, микропрепараты, песочные часы, муляжи — для проведения наблюдений, экспериментирования;— аптечка с предметами для оказания первой помощи при травмах;— анатомическая кукла;— советы родителям: «Дыхательная гимнастика», «Витамины — это всегда полезно», «Правила ухода за больным человеком», «Тренируем память», «Как ты можешь закаляться», «Правильно оказывай первую помощь»;— папка «Скоро в школу»: «Мой режим дня в школе», «Упражнения для снята утомления», «Безопасная дорога в школу», «Какие блюда я умею готовить», «Первая помощь при ожоге, уколе иголкой, ссадине и др.»;— дневник настроений.— ростомер, «Стена здоровья» (пространство стены без плинтуса шириной 50 см;— спортивное оборудование: мячи разного размера и материала, скакалки, обручи, кольцебросы, игры на веревочках («Кто быстрее долетят до Луны», «Чья машина быстрее приедет» и,др.);— плакаты о строении тела человека, продуктах питания, здоровом образе жизни— «Дорожки здоровья»Наличие в уголках разнообразных дидактических игр и дидактических пособий, лэпбуков, пособий на развитие правильного дыхания:«Стаканчик с сюрпризом», «Воздушный футбол», Пособий на развитие двигательных навыков: «Балансир», «Змейка – шагайка», «Веселый осьминог», Можно использовать разные виды терапий:Песочная терапия (это инновационный метод, который объединяет множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания и усидчивости)Сказкатерапия (это именно то общение с ребенком, которое ему больше всего понятно, тот способ, в результате которого без всяких истерик, порой ругани и каждодневных нотаций сможете помочь ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества, сформировать умение и желание быть добрым, отзывчивым, вежливым, порядочным, сформируется желание прийти на помощь в трудную минуту.)Цветотерапия (это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Каждый цвет оказывает свое специфическое воздействие на организм человека, в том числе на его психоэмоциональное и физиологическое состояние.)Музыкотерапия (Экспериментально доказано, что музыкальнее звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания.) поэтому необходимо иметь фонотеку с записями:весёлых, задорных, детских песен, такая музыка помогает при сердечных недугах, способствует долголетиюзвуки флейты, игра на скрипке и фортепиано обладают расслабляющим действием;звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти) носят успокаивающий эффект;народная музыка помогает обрести временную безопасностьклассика: Бах «Кантата 2» и «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор» уменьшает раздражительность, нервное возбуждение, снимает депрессивные настроения. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – “эффект Моцарта”. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца;различные марши повышают нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие;духовная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Сеансы цветотерапии хорошо сочетаются с музыкотерапиейФитотерапия (это метод лечения с использованием частей растений, обладающих целебными свойствами, — лекарственных трав, листьев кустарников, коры деревьев и т. п. )Комнатные растения улучшают воздушную среду, выделяя фитонциды. Фитонциды – это летучие вещества, которые способны подавлять жизнедеятельность вредных организмов. Все эти растения можно объединить в 3 группы:1 группа – фитонцидные растения, которые обладают антибактериальной, антивирусной активностью. Они подавляют жизнедеятельность стрептококков, стафилококков, сарцинов, плесневых грибов. Это герань, алоэ, толстянка, гибискус.2 группа – растения, которые обладают лечебными действиями: повышают иммунитет, улучшают сердечную деятельность, успокаивают, обладают противовоспалительными действиями. Это монстера, лимон, герань, мирт.3 группа – растения, фильтры которых поглощают из воздуха вредные газы: формальдегид, фенол, бензол, гексан. Это фикус, циссус, хлорофитум. Так, хлорофитум очищает воздух гораздо лучше, чем специальные технические устройства. Для очистки квартиры средней величины от вредных газов потребуется примерно 10 хлорофитумов.В настоящее время набирает обороты такая педагогическая технология как музейная педагогика. Поэтому в уголках ЗОЖ могут быть представлены разные мини-музеи.А также инновационная технология макетирования должна широко применяется педагогами в организации РППС.