конспект урока Солженицын рассказ"Один день Ивана Денисовича


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: конспект урока Солженицын рассказ"Один день Ивана Денисовича
Автор: Зубченко Татьяна Константиновна

Тема урока Образ праведника в рассказе А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»Цели урока Обучающая:- узнать о жизни и творчестве А. И. Солженицына;- раскрыть основные представления о порядочности, лжи, справедливости, государстве.Развивающая:- развивать логическое мышление учащихся, внимание к слову, учить выделять главное, обогащать речь политической терминологией.Воспитывающая:- воспитывать толерантность, чувство ответственности, прививать культурные привычки, воспитывать любовь к русской литературе, родному языку.Тип урока: урок ознакомления с новым материалом, построенный по технологии «Критическое мышление».Используемые приёмы: проблемные вопросы, лекция с презентацией. групповая работа Оборудование: портрет и фотографии А. И. Солженицына, выставка книг писателя.1 Актуализация :Слова на доске: (высказывание о писателе)«Солженицын скорее всего похож на пророка. Многое из того, что писатель говорил много лет назад, сбылось или сбывается». /Протоиерей В. Потапов – настоятель собораПрочитайте слова известного писателя Виктора Астафьева: «Солженицын стал кислородом нашего непродыхаемого времени, и если общество наше, литература, прежде всего, ещё дышат, то это потому, что работают «солженицынские меха», качают воздух в задыхающуюся, обезвоживающуюся, себя почти потерявшую Русь». /писатель Виктор Астафьев./ 2-Что вы знаете о А.И.Солженицыне? Какие цели вы перед собой ставите? (ответы могут быть такими : познакомиться с жизнью писателя ,узнать об особенностях творчества )3 Сообщение ученика о жизни А.Солженицына4 Словарь урокаПраведник(ца) –
  • у верующих, человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов.
  • человек, ни в чем не погрещающей против правил нравственности (ирон.)
  • Праведный – благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам; основанный на правде, справедливости (устар.)Тоталитарный – в политике: характеризующийся полным господством государства над всеми сторонами жизни общества, насилием, уничтожением демократических свобод и прав личности. Тоталитарный режим, тоталитарное общество, государство.Репрессия – карательная мера, исходящая от государственных органов. Подвергнуться репрессиям. Жертвы репрессий.Реабилитация –
  • восстановление прежней репутации, прав.
  • устранение последствий болезни, травмы.
  • Реабилитировать – восстановить прежнюю хорошую репутацию или в прежних правах.5 Беседа по прочитанному рассказу «Один день Ивана Денисовича» 3. Главный герой рассказа.1. Предлагерная биография. Коротко опишите её.Работал и жил Шухов в деревне Темгенёво, был женат, имел двоих детей. Но началась Великая Отечественная война, и он стал солдатом. «А было вот как: в феврале сорок второго года на Северо- Западном окружили их армию всю... И так их помалу немцы по ле сам ловили и брали... Шухов в плену побыл пару дней». Чудом к своим попал, а его обвинили в измене Родине - и за решетку. Шухов выполнял задание немецкой разведки. «Какое же задание - ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили просто - задание».2. Что ожидало героя повести, если бы он не подписал «дело»?«Не подпишешь - бушлат деревянный, подпишешь - хоть по живешь еще малость. Подписал».Шухов выбрал жизнь, подписав документы против самого себя. Хоть лагерную, мучительную и трудную, но все-таки жизнь.3. Что же это за жизнь в лагере? Как ведет себя Иван Денисович? Понаблюдаем за лагерной действительностью.
  • Работа в группах.
  • Первая группа. Нарисовать все реалии лагерной жизни.Вторая группа. Солженицын вскользь пишет о «придурках», «шестёрках», «шакалах» - всего по одному предложению, порой их фамилии или имена говорят больше: Волковой, Шкуропатенко, Фетюков. Однако писателя больше интересует не столько этот социальный «разрез» лагеря, сколько характеры заключённых, которые непосредственно связаны с главным героем.- Кто они?Третья группа. Иван Денисович Шухов. Кто он, главный герой рассказа Солженицына?Возможные варианты ответов:«…Шухову крепко заполнились слова первого бригадира Кузёмина….:- Здесь, ребята, закон – тайга. Но люди и здесь живут. В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать»« Не считая сна, лагерник живёт для себя только утром десять минут за завтраком, да за обедом пять, да пять за ужином»«..Цезарь курил…Но Шухов не стал прямо просить, а остановился рядом с Цезарем и вполоборота глядел мимо него»«Шухов уже сорок лет землю топчет, уж зубов нет половины и на голове плешь, никому никогда не давал и не брал ни с кого, и в лагере не научился…»«…а Шухов понимает жизнь и на чужое добро брюхо не распяливает…»«Тоже вот и нож – заработок. За храненье его – ведь карцер»«К Шухову деньги приходили только от частной работы: тапочки сошьёшь из тряпок давальца – два рубля, телогрейку вылатаешь – тоже по уговору…» 7 Сделаем вывод. Учитель. Что объединяет всех этих людей: бывшего крестьянина, военного, баптиста….Возможный вариант ответа:Все они вынуждены постигать дикие нравы и законы сталинской адской машины, стремясь обязательно выжить, но не утратить человеческого облика.Учитель. Что помогает им не опуститься, не превратиться в животное?Возможный вариант ответа:Каждый из них имеет свой стержень, свою нравственную основу. Они стараются не возвращаться к мыслям о несправедливости, не стонать, не задираться, не суетиться, строго рассчитывать каждый свой шаг, чтобы выжить, чтобы сохранить себя для будущей жизни, ведь надежда ещё не угасла.Учитель Что вы можете сказать о Шухове Возможный ответ(Вот уже восемь лет Иван Денисович сидит. Он знает, что следует не опускаться, сохранять достоинство, не быть «придурком», не стать «шакалом», не попасть в «шестёрки», что о себе он должен позаботиться сам, проявив и расторопность, и здравый смысл, и выдержку, и упорство, и смекалку.)Вывод. Иван Денисович продолжает плеяду героев классической русской литературы. Можно вспомнить героев Некрасова, Лескова, Толстого…чем больше выпадало на их долю испытаний, страданий, лишений, тем крепче духом они становились. Можно ли сопоставить его с праведником?«Праведник  - человек, который живет праведной жизнью, ни в чём  не погрешающий против правил -Кто же виноват в трагедии Шухова? И других тысяч людей? (Нет возможности заключенным добиться справедливости и правды. Бесполезно и бессмысленно в лагере « качать свои права». Люди начинают догадываться, что произошедшее с ними – это не просто ошибки, это продуманная система репрессий – трагедия целого поколения. Трагедия государства.)Вот уже несколько лет нет с нами великого классика современности, Александра Исаевича Солженицына. Но его жизнь, его судьба, его произведения всегда останутся для нас символом правды, справедливости, патриотизма. Он верил в свой народ. Он верил в счастливое и свободное государство.Рефлексия - я на уроке узнал …-я сожалею ..- не всё понял..Домашнее задание написать ответ на вопрос «Моё мнение о героях рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»