Рабочая программа (АООП ООО) для детей с ОВЗ. Литература. 7 класс.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа (АООП ООО) для детей с ОВЗ. Литература. 7 класс.
Автор: Спиридонова Марина Юрьевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Ульяновска «Средняя школа №42»Рабочая программа.Наименование учебного предмета: Литература.Класс: 7, реализующий АООП ООО.Уровень общего образования: основная школа.Учитель: Спиридонова М.Ю.Срок реализации программы, учебный год: 2021 -2022 учебный год.Количество часов по учебному плану всего 68 часов в год; в неделю – 2 часа. Планирование составлено на основе:1. Программы курса «Литература». 5—9 классы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020. Учебник: Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч./ Авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: Русское слово, 2017 -2021 г. Рабочую программу составила__________Спиридонова Марина Юрьевна, учитель первой квалификационной категории.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» 7 класс 1.1. Личностные результаты обучения — формировать понимание важности процесса обучения;— формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;— формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;— формировать уважение к литературе народов многонациональной России;— формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения;— совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения;— развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста;— формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности;— формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию;— развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;— развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;— развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;— развивать и углублять восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства.1.2. Метапредметные результаты обучения — формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;— формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении курса литературы;— формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;— формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;— развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;— формировать умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;— формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Литература»;— развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;— совершенствовать владение логическими действиями сравнения (персонажей, групп персонажей, двух или нескольких произведений), умениями устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения в процессе характеристики текста;— развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;— формировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;— формировать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;— формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории;— развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием изучаемых произведений;— совершенствовать владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения внутри литературных текстов, между литературными текстами и другими видами искусств (музыка, живопись, театр, кино);— развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации личных притязаний и потребностей.1.3. Предметные результаты обученияУченик научится:— выразительно читать текст былины;— характеризовать образы былинных персонажей;— определять структурные и образно-выразительные особенности былин;— сопоставлять былину и волшебную сказку;— сопоставлять былину и предание;— сопоставлять былину и миф;— формулировать микровыводы;— определять жанровые особенности былины;— писать сочинение-описание;— сопоставлять образы былинных персонажей в литературе и живописи;— проводить самостоятельное исследование эпизода былины;— определять жанровые и родовые особенности эпоса;— определять и характеризовать жанры народной песни;— сопоставлять песенные жанры с сюжетами живописных произведений;— принимать участие в написании сценария фольклорного праздника;— участвовать в редактировании сборника «Наш песенный край»;— характеризовать тематику и жанровые особенности произведений древнерусской литературы;— определять идею изученных произведений древнерусской литературы;— сопоставлять древнерусские миниатюры с картинами русских художников ХIХ века на сюжеты произведений древнерусской литературы;— готовить краткий пересказ фрагмента изучаемого произведения;— составлять таблицу и заполнять ее;— определять структурные и образно-выразительные признаки произведений литературы Древней Руси;— характеризовать основные признаки классицизма и его жанровую систему;— определять тематику произведений классицизма;— готовить страничку в устном журнале, посвященном М.В. Ломоносову;— выразительно читать оду;— характеризовать основные положения теории М.В. Ломоносова о «трех штилях»;— характеризовать основные структурно-образные элементы оды;— выявлять общие признаки классицизма в различных видах искусства (литература, живопись, музыка, архитектура);— привлекать вспомогательный материал для создания представлений о личности писателя;— выразительно читать стихотворение;— определять тему и художественную идею произведения;— составлять тезисный план статьи учебника;— находить в тексте риторические фигуры;— сопоставлять библейский и литературный тексты;— определять роль риторических фигур в произведении;— определять тему и мотивы комедии;— характеризовать образы комедии;— выразительно читать по ролям;— находить черты классицизма в комедии;— работать с рефлексивной таблицей;— формировать микровыводы и выводы о социальной проблематике пьесы;— самостоятельно и с помощью интернет-ресурсов находить необходимый материал о жизни комедии на сцене, в кино, в изобразительном и монументальном искусстве;— характеризовать систему изобразительных средств комедии;— проводить исследовательскую работу с текстом;— по контексту или с помощью словарей определять лексическое значение непонятных слов и словосочетаний;— определять тему и художественную идею поэтического произведения;— выделять и характеризовать ключевые слова из тематической группы «чувства добрые»;— принимать участие в исследовательской работе с текстом;— участвовать в уроке-семинаре;— устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи в процессе изучения лирики и лиро-эпических произведений А.С. Пушкина;— правильно интонировать и выразительно читать поэтические произведения А.С. Пушкина.— определять и характеризовать жанры изучаемых поэтических произведений А.С. Пушкина;— проводить самостоятельный литературоведческий поиск с использованием интернет-ресурсов;— участвовать в создании компьютерной слайдовой презентации и публично представлять ее;— составлять развернутый письменный ответ на вопрос;— выявлять и характеризовать темы и мотивы поэтических произведений М.Ю. Лермонтова;— подбирать ключевые слова и на их основе составлять тезисы для рассказа о событии;— определять художественную идею «Песни про царя Ивана Васильевича…»;— определять конфликт в лиро-эпическом произведении;— сопоставлять произведения разных видов искусства с близким сюжетом (живопись, поэзия);— характеризовать жанры лирики М.Ю. Лермонтова;— писать рецензию на эпизод;— сопоставлять сведения о реальных исторических событиях с сюжетом художественного произведения;— выявлять и характеризовать систему изобразительных средств в художественном произведении;— проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом или его фрагментом;— выявлять историческую основу произведения и характеризовать его тематику и систему образов;— характеризовать роль отдельных эпизодов и сцен;— сопоставлять образы героев повести и формулировать выводы;— составлять план для характеристики образов;— формулировать художественную идею произведения;— пользоваться необходимыми литературоведческими терминами при характеристике повести;— сопоставлять иллюстрации художника с содержанием эпизодов повести;— писать изложение с заменой лица;— участвовать в творческом проекте;— участвовать в конкурсе знатоков;— принимать участие в дискуссии, аргументировать собственную читательскую и гражданскую позицию;— правильно интонировать речь персонажей в процессе чтения по ролям;— включать в свой ответ о произведении комментарий к картине художника;— определять лексическое значение слова по контексту и подбирать к нему синонимы и антонимы;— проводить исследовательскую работу с текстом;— выразительно читать прозаический текст;— характеризовать роль рассказчика в тексте;— характеризовать сюжет в рассказе из цикла «Записки охотника»;— формулировать художественную идею рассказа и стихотворения в прозе;— определять ведущий художественный прием и его роль в раскрытии идеи произведения;— сопоставлять произведения разных видов искусства;— отличать иллюстрации к тексту от тематически близких картин;— выразительно читать стихотворение;— находить в тексте стихотворения художественные средства, характеризовать их роль;— определять стихотворный размер поэтических произведений;— выявлять художественную идею философских стихотворений;— выразительно читать стихотворения о природе;— характеризовать образ поэта при знакомстве с его портретом и лирическими произведениями;— находить в тексте выразительные средства и характеризовать их роль;— выявлять художественную идею лирического произведения, посвященного теме природы;— составлять комментарий к картине художника и музыкальной пьесе;— выразительно читать по ролям;— составлять цитатный план и использовать его при ответе на вопрос;— проводить исследовательскую работу с текстом;— формулировать выводы о художественной идее произведения;— находить нужный иллюстративный материал и подбирать тексты к слайдовой компьютерной презентации;— готовить сообщение на историко-литературную тему;— составлять по цитатному плану тезисный план и на его основе давать развернутый ответ;— отличать иллюстрацию к тексту от произведения живописи;— готовить сообщение об идейно-тематической близости стихотворений Н.А. Некрасова и произведений художников-передвижников;— выявлять элементы сатиры в тексте;— характеризовать роль гиперболы, аллегории и сарказма в сказке «Дикий помещик»;— определять мораль и ее роль в сказке;— производить анализ сказки;— отличать сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина от фольклорной сказки;— определять идею произведения;— подбирать материал для участия в КТД «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов ХIХ века»;— определять различие между юмористическим и сатирическим произведением;— правильно интонировать и выразительно читать сатирическое произведение;— характеризовать притчевый характер сказки «Дикий помещик»;— находить иллюстративный материал для рассказа о биографии Л.Н. Толстого;— характеризовать образ писателя по фотографии;— составлять цитатный план и использовать его для развернутого ответа;— представлять устное сочинение-рассуждение;— находить и использовать в урочной и внеурочной деятельности историко-краеведческий материал;— определять специфику жанра рассказа Л.Н. Толстого «Севастополь в декабре месяце»;— определять особенности жанра сказа;— характеризовать образы произведения через детали;— выявлять языковые особенности произведения;— характеризовать особенности речи персонажей;— определять гуманистическую идею сказа «Левша»;— находить (в том числе в Интернете) материалы для исследовательского проекта;— систематизировать и характеризовать найденный материал;— оформлять материал исследовательского проекта в виде компьютерной слайдовой презентации;— выразительно читать стихотворения, посвященные родине;— выявлять идею произведения;— проводить исследовательскую работу с текстом;— характеризовать выразительные средства лирических произведений;— устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи (при сопоставлении поэтических текстов разных авторов и при объяснении ключевых понятий);— анализировать образную систему рассказа;— характеризовать сатирический образ-персонаж;— сопоставлять сатирические образы из разных рассказов А.П. Чехова;— подбирать материал для КТД («Над чем смеетесь?»);— сопоставлять сатирические произведения разных авторов (М.Е. Салтыков-Щедрин — А.П. Чехов);— сопоставлять описания природы в произведениях разных авторов (Н.В. Гоголь — А.П. Чехов);— воссоздавать образ писателя на основе изученных произведений;— определять темы и мотивы лирического стихотворения;— проводить лексический анализ лирического текста;— устанавливать межпредметные связи литературы с другими видами искусства (музыка, живопись);— выявлять художественную идею произведения;— характеризовать многоплановость мотива «дом» в рассказе;— осуществлять элементы комплексного анализа прозаического текста;— устанавливать инварианты в художественном мире произведения;— определять ведущий мотив рассказа;— характеризовать тематику произведения;— составлять цитатный план произведения;— сопоставлять изученные ранее произведения, близкие по тематике и проблематике рассказу А.И. Куприна;— проводить анализ прозаического текста;— писать сочинение-рассуждение по цитатному плану;— готовить тезисы и вопросы для дискуссии;— осуществлять художественный пересказ текста;— составлять различные типы планов и готовить по ним сообщение;— проводить анализ эпизода;— характеризовать образную систему и художественные средства «Легенды о Данко»;— выявлять и формулировать художественную идею рассказа;— устанавливать внутрипредметные связи при изучении автобиографической прозы;— проводить исследовательскую работу с текстом;— подбирать ключевые слова для характеристики героя романтического произведения;— характеризовать образы героев повести;— выявлять и формулировать тему произведения;— составлять письменный отзыв на эпизод;— определять идею произведения;— готовить художественный пересказ прочитанного фрагмента;— формулировать вывод о личности героя-романтика;— самостоятельно подбирать материал для литературной композиции «Мечты сбываются»;— готовить сообщение «Алые паруса» А. Грина в кино»;— интонировать и выразительно читать стихотворение;— выявлять специфику текста;— находить тропы и фигуры и характеризовать их роль;— определять художественную идею стихотворения;— характеризовать особенности стиха В. Маяковского;— с помощью портрета и фотографий поэта характеризовать его образ;— характеризовать личность и образ Есенина при знакомстве с его портретами, фотографиями и стихотворениями;— выразительно читать лирические стихотворения С. Есенина;— находить тропы и фигуры в тексте стихотворения и определять их роль;— создавать устный отзыв о стихотворении или рецензию;— подбирать стихотворения для сборника «Венок поэту»;— сопоставлять музыку разных композиторов на стихи С. Есенина;— редактировать вступительную статью к сборнику «Венок поэту»;— определять лексическое значение слова по контексту или с помощью словарей;— готовить сообщение о писателе на основе самостоятельно найденных материалов;— составлять устный и письменный отзыв о прочитанном;— устанавливать связи между произведениями И.С. Шмелева и изученным ранее творчеством других писателей;— составлять план статьи учебника и использовать его приответе;— отбирать в школьной библиотеке материал для книжной выставки «Малая родина в произведениях М.М. Пришвина»;— выразительно читать фрагменты текста (описание природы);— сопоставлять рассказ «Москва-река» с ранее изученными произведениями писателя и устанавливать инвариантные связи;— сопоставлять рассказ «Москва-река» с рассказом И.С. Шмелева «Русская песня» и устанавливать инвариантные связи;— давать письменный ответ на вопрос;— проводить экскурсию по книжной выставке;— определять лексическое значение слова по контексту или с помощью словаря;— выразительно читать текст;— сопоставлять рассказы из книги «Мещерская сторона» с изученными рассказами И.С. Шмелева и М.М. Пришвина; устанавливать инвариантные связи;— составлять тезисный план статьи учебника;— формулировать художественную идею произведения;— характеризовать тропы и фигуры и их роль в произведении;— писать изложение с элементами рассуждения;— готовить сообщение «Образ К.Г. Паустовского» (по материалам портретов, фотографий, прочитанных произведений);— готовить художественный пересказ фрагмента текста;— выразительно читать стихотворение;— характеризовать выразительные средства стихотворения;— составлять словарь лексики стихотворения и анализировать его;— выявлять и формулировать художественную идею произведения;— проводить исследовательскую работу с текстом;— интонировать и выразительно читать лирические стихотворения А.Т. Твардовского;— готовить сообщение об истории написания поэмы «Василий Теркин»;— интонировать и выразительно читать фрагменты из поэмы «Василий Теркин»;— выявлять и характеризовать различные стилевые пласты в лексике поэмы;— определять мотивы поэмы;— характеризовать образ главного героя;— определять художественную идею поэмы;— выразительно читать стихотворения;— отбирать материал для литературно-музыкальной композиции;— готовить сообщение о жизни и судьбе поэтов, погибших во время Великой Отечественной войны;— готовить сообщение о жизни писателя;— подбирать материал для краеведческого сообщения;— выявлять конфликт в рассказе «Экспонат №…»;— участвовать в дискуссии «Оправдывает ли благородная цель любые средства?»;— выразительно читать фрагменты книги В. Коробова и фрагмент «Слова о малой родине» В.М. Шукшина;— готовить материалы для проведения заочной экскурсии по малой родине В.М. Шукшина;— готовить сообщение о творчестве В.М. Шукшина в кино;— характеризовать своеобразие персонажей рассказа «Чудик»;— участвовать в разработке сценария документального фильма «День В.М. Шукшина в школе»;— подбирать материал для литературно-музыкальной композиции и участвовать в ней;— анализировать одно стихотворение (по выбору);— подбирать материал для выставки в библиотеке по теме урока;— писать сценарий для слайдовой презентации «Поэты ХХ века о России»;— формулировать общий вывод по теме урока;— готовить сообщение об У. Шекспире на основе сведений, самостоятельно найденных в различных источниках, в том числе в Интернете;— выразительно читать наизусть сонет У. Шекспира;— прослушивать музыкальную запись, высказывать и аргументировать свое отношение к музыкальному произведению;— характеризовать сонет как устойчивую поэтическую форму;— подбирать материал о поэте;— работать со статьей учебника;— готовить сообщение о биографии М. Басё;— выразительно читать хокку;— сопоставлять гравюры японских художников и тексты хокку и формулировать выводы;— готовить сообщение об истории создания книги;— составлять компьютерную презентацию для сообщения;— выразительно читать фрагменты сатирического произведения;— находить в тексте элементы гротеска, определять аллегорию;— характеризовать авторскую позицию, объекты сатиры;— определять художественную идею произведения;— готовить сообщение о биографии Р. Бёрнса;— сопоставлять портреты Р. Бёрнса работы художников А. Нейсмита и П.Тейлора и формулировать вывод;— выразительно читать стихотворение Р. Бёрнса «Возвращение солдата»;— характеризовать иллюстрацию В.А. Фаворского, высказывать и аргументировать свое мнение;— выявлять и формулировать художественную идею произведения;— характеризовать балладные элементы;— готовить материалы для часа эстетического воспитания «С.Я. Маршак — переводчик»;— читать и художественно пересказывать главы произведения приключенческого жанра;— комментировать эпизоды романа;— готовить сообщение о художниках-иллюстраторах романа;— готовить сообщения об экранизациях романа в советском и российском кинематографе;— выразительно читать лирическую прозу;— готовить сообщение о личности и судьбе А. де Сент-Экзепюри;— художественно пересказывать фрагменты текста;— подбирать иллюстративный материал в доступных источниках, включая Интернет;— составлять комментарий к рисункам и иллюстрациям;— выразительно читать произведения гражданской лирики;— определять лексическое значение слова по контексту;— составлять план статьи учебника и отвечать по этому плану;— сопоставлять оригинал и варианты переводов произведения;— определять мотивы представленных стихотворенийЯ. Купалы;— выявлять и формулировать художественную идею стихотворения.Обучающийся получит возможность научиться: — правильно, бегло и выразительно читать художественные, публицистические и учебные тексты;— выразительно читать произведения или отрывки из них наизусть;— анализировать изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно художественное произведение (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);— определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований;— обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, готовить аргументированный отзыв о произведении;— выявлять роль героя, портрета, пейзажа, детали, авторской оценки в раскрытии содержания произведения;— составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;— объяснять роль художественных средств в произведении и пользоваться справочным аппаратом учебника;— владение монологической и диалогической речью, умение готовить сообщения, доклады, рефераты;— письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;— выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания критиков и литературоведов, делать выводы и умозаключения;— высказывать собственное суждение об иллюстрациях;— сопоставлять произведения разных видов искусства, писать сочинение по картине.КОРРЕКЦИОННЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Коррекция мышления1. Развивать речь учащихся посредством ввода новых слов.2. Учить учащихся обобщать, анализировать.3. Развивать регулирующую функцию мышления.4. Развивать последовательность мышления.5. Развивать опосредованное познание.6. Воспитывать самооценку, самоконтроль, взаимоконтроль.7. Воспитывать наблюдательность.8. Учить сравнивать, сопоставлять.9. Учить делать умозаключения.10. Развивать умение делать словесные, логические обобщения.11. Учить выделять главное, существенное.12. Учить выделять недостатки в работе, анализировать ход выполнения работы, сравнивать с образцом.13. Учить применять правила при выполнении задания.14. Развивать умения сравнивать, анализировать.15. Учить выделять сходство или различие понятий.16. Учить делать выводы.17. Развивать умение комментировать свои действия, давать словесный отчет о выполнении задания.18. Развивать целенаправленность в работе.Коррекция памяти1. Вырабатывать навыки прочного запоминания.2. Развивать логическую память.3. Развивать механическую память.4. Развивать смысловую память.5. Совершенствовать навыки прочного запоминания.6. Развивать словесно-логическую память.7. Корректировать двигательную память.8. Развивать скорость запоминания.9. Развивать полноту запоминания.10. Развивать преднамеренное запоминание.11. Развивать произвольное запоминание.12. Развивать образную память, тренировать память.13. Корректировать двигательную (моторную) память.Коррекция внимания1. Развивать целенаправленное внимание.2. Воспитывать распределительное внимание (на два, три объекта), т.е. переключение внимания с одного объекта на другой.3. Развивать сосредоточенное (концентрированное) внимание на одном объекте.4. Развивать силу внимания (не замечать посторонних раздражителей).5. Воспитывать устойчивость внимания (весь урок не отвлекаться).6. Пробуждать активность внимания.7. Развивать наблюдательность.Коррекция речи1. Создавать условия для преодоления речевой замкнутости, нерешительности.2. Расширять пассивный словарь.3. Учить последовательности выражения мысли.4. Учить осознанному чтению.5. Учить осуществлять звуковой контроль речи.6. Учить самостоятельно применять правила построения устной и письменной речи.7. Работать над развитием активного словаря.Коррекция восприятия, ощущения, представления1. Работать над расширением зрительного восприятия.2. Работать над ориентировкой в новой ситуации.3. Развивать представление и творческую активность.4. Развивать целенаправленное восприятие по содержанию и форме.5. Развивать глазомер.6. Расширять представления через сопоставления, сравнения.7. Развивать восприятие зрительного образа слова и моторного акта, связанного с его записыванием.8. Увеличивать скорость ориентировки взоров.9. Учить ориентироваться в таблице, задании, находить нужное (слово, дата и т.д.).Коррекция самооценки1. Вырабатывать навыки критического отношения к своим и чужим мнениям, желаниям, поступкам, делам.2. Формировать навыки, потребности в труде, в общественной оценке и самооценке, потребности занимать достойное место среди других людей.3. Устранять навыки некритичной, неустойчивой и положительной самооценки.4. Воспитывать самооценку, самоконтроль, взаимоконтроль. Содержание учебного предмета.7 класс(68ч.)ВВЕДЕНИЕ (1 час)Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения.Теория литературы: литературный род, текстология.Универсальные учебные действия: лексическая работа; составление цитатного плана статьи учебника; беседа; письменный ответ на вопрос; анкетирование.ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВАБЫЛИНЫ (2 часа)«Святогор и тяга земная», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).Теория литературы: эпос; эпические жанры в фольклоре; былина (эпическая песня), тематика былин, своеобразие центральных персонажей и особенности конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; отзыв на эпизод; подготовка сообщения; письменные ответы на вопросы; работа с репродукциями.Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(А.К. Толстой «Илья Муромец»); изобразительное искусство (репродукции картин: В.М. Васнецов «Богатыри»; Н.К. Рерих «Богатырский фриз», «Святогор»; М.А. Врубель «Вольга и Микула»; К.А. Васильев «Дар Святогора»).Метапредметные ценности: воспитание интереса к произведениям устного народного творчества.Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).Творческая работа: сочинение-описание.РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ (1 час)Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лиро-эпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в фольклорной песне.Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанров обрядовой поэзии, лироэпическая песня; эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения (развитие представлений).Универсальные учебные действия: подготовка сообщения; работа с учебником, репродукциями картин русских художников; прослушивание музыкального фрагмента.Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (лубок; А.М. Васнецов «Сжигание чучела Масленицы», Б.М. Кустодиев «Масленица», В.И. Суриков «Взятие снежного городка»); музыка (П.И. Чайковский «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года»).Метапредметные ценности: развитие нравственно-эстетических представлений при знакомстве с обрядами русского народа.Краеведение: песенный фольклор региона.Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, народные «посиделки», устная газета.Внедрение: издание сборника «Наш песенный край».ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)Из «Повести временных лет» («...И вспомнил Олег коня своего…»), Ермолай (Еразм) «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности.Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).Универсальные учебные действия: лексическая работа; подробный пересказ; изложение с элементами сочинения; викторина; подготовка сообщения; заполнение таблицы; работа с репродукциями картин.Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (сага о викинге Орваре Одле); история (время правления Олега); изобразительное искусство (иконопись; оформление памятников древнерусской литературы — миниатюра из «Радзивилловской летописи» —«Олег показывает маленького Игоря Аскольду и Диру»; Ф.А. Бруни «Олег прибивает щит к вратам Константинополя»; В.М. Васнецов «Прощание вещего Олега с конем», «Олег у костей коня»).Метапредметные ценности: формирование ценностных представлений на примере жизни Петра и Февронии Муромских.ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКАМ.В. ЛОМОНОСОВ (2 часа)Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (от-рывок), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория «трех штилей» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.Теория литературы: литературное направление, классицизм; ода; учение М.В. Ломоносова о «трех штилях»; риторические фигуры; эпиграмма; тема и мотив (развитие представлений).Универсальные учебные действия: работа с учебником; лексическая работа; сопоставительный анализ произведений разных видов искусства; прослушивание музыкального фрагмента; выразительное чтение.Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(фрагмент из книги «Юности честное зерцало»); изобразительное искусство (портрет М.В. Ломоносова — гравюра М. Шрейдера с оригинала Шульце; скульптурный портрет М.В. Ломоносова работы Ф.И. Шубина; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской Ломоносова); музыка (сочинения М.И. Глинки, П.И. Чайковского).Метапредметные ценности: формирование ценностных и нравственно-эстетических представлений.Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Петербург — Германия — Петербург.Творческая работа: сочинение с элементами рассуждения.Возможные виды внеурочной деятельности: устный журнал «М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист».Г.Р. ДЕРЖАВИН (1 час)Биография Г.Р. Державина (по страницам книги В.Ф. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям».Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти. Сопоставление стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом.Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды; тематическое разнообразие лирики; псалом; риторические фигуры (развитие представлений).Универсальные учебные действия: лексическая работа;чтение наизусть; выразительное чтение; заполнение таблицы; беседа; составление тезисного плана статьи учебника; сопоставительная характеристика 81 псалма и стихотворенияГ.Р. Державина; работа с иллюстрациями.Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (В.Ф. Ходасевич «Державин»; «Наказ…» Екатерины II); скульптура (М.И. Козловский «Императрица Екатерина IIв образе Фемиды»).Метапредметные ценности: формирование представлений о гражданской позиции.Д.И. ФОНВИЗИН (2 часа)Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; ремарка; литературное направление, классицизм (развитиепредставлений).Универсальные учебные действия: лексическая работа; чтение по ролям; работа с рефлексивной таблицей; исследовательская работа с текстом; работа с учебником; рассказ о персонажах.Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Н.А. Некрасов «Пестрый галстук с черным фраком…»); история (закон «О вольности дворян» 18 февраля 1752 года); изобразительное искусство (иллюстрации Н.И. Калиты «Помещица Простакова чинит суд и расправу», Н. Муратова); скульптура (Д.И. Фонвизин на памятнике скульптора М.О. Микешина«Тысячелетие России» в Великом Новгороде); театр (театральные профессии, авторский замысел и исполнение; актер и режиссер; режиссер и художник; первое представление о комедии); кино («Господа Скотинины», 1927, режиссер Г. Рошаль, по мотивам комедии «Недоросль»).Метапредметные ценности: формирование и развитие этических представлений.Творческая работа: устное сочинение.Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКАА.С. ПУШКИН (6 часов)Тема дружбы и долга, свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Деревня», «Во глубине сибирских руд...». Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам…». Человек и природа: «Туча». Тема власти, жестокости, зла: «Анчар». «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение, провидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история произведений.Теория литературы: поэма, баллада; образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип; тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора); жанровое образование — дружеское послание.Универсальные учебные действия: лексическая работа; различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения; самостоятельная исследовательская работа со вспомогательным справочным и литературоведческим материалом; подготовка сообщения; беседа; работа с учебником; слайдовая презентация.Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (А.И. Одоевский «Струн вещих пламенные звуки…»; Вс. Рождественский «Баловень лицейской легкой славы…»); история (Отечественная война 1812 года; П.Я. Чаадаев); изобразительное искусство (иллюстрации; Н. Бестужев «Портреты декабристов», мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской М.В. Ломоносова; портрет Петра I; рисунки учащихся); музыка (И.Ф. Стравинский «Туча»).Метапредметные ценности: формирование и развитие нравственно-эстетических представлений при характеристике «чувств добрых» в поэзии А.С. Пушкина.Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».Творческая работа: исследовательский проект «Тайна пушкинского послания».Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».Внедрение: создание и тиражирование слайдовой презентации «Тайна пушкинского послания».М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (4 часа)Стихотворения: «Три пальмы (Восточное сказание)», «Родина». «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные образы поэмы и художественные приемы их создания; речевая характеристика героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».Теория литературы: жанры лирики; сюжет и композиция лирического произведения (углубление и расширение понятий); фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; контраст; вымысел и верность исторической правде; градация.Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; исследовательская работа с текстом; рассказ о событии; работа со статьей учебника; работа с иллюстрациями; подготовка сообщения; составление письменного ответа на вопрос.Внутрипредметные и межпредметные связи: история (Смутное время, опричнина); изобразительное искусство (акварели, рисунки, пейзажи М.Ю. Лермонтова; В.М. Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», «Встреча Алены Дмитриевны с Кирибеевичем», «Бой Кирибеевича с Калашниковым»,«Прощание с братьями (казнь)»; И.Е. Репин «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года»; Н.В. Неврев «Опричники»); музыка (музыкальные произведения на сюжеты произведений М.Ю. Лермонтова).Метапредметные ценности: формирование нравственно-эстетических представлений.Творческая работа: устное рисование; рецензия.Возможные виды внеурочной деятельности: день в историко-литературном музее «Москва Ивана Грозного».Н.В. ГОГОЛЬ (4 часа)Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с героическим эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля.Теория литературы: героическая повесть, героический эпос; разнообразие лексических пластов; тропы (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).Универсальные учебные действия: лексическая работа; изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа, в том числе художественный пересказ; письменный отзыв на эпизод; исторический экскурс в изображаемую Гоголем эпоху; работа с таблицей; работа с иллюстрациями; работа с учебником; подготовка сообщения; участие в дискуссии; самостоятельная исследовательская работа с текстом.Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (русский героический эпос); изобразительное искусство (Т.Г. Шевченко «Встреча Тараса с сыновьями»; И.Е. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»; П.П. Соколов «Возвращение из бурсы»; иллюстрации Е.А. Кибрика); подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.Метапредметные ценности: развитие интереса к отечественной истории; развитие нравственно-эстетических представлений; воспитание патриотизма.Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Украинскими дорогами Н.В. Гоголя».Творческая работа: творческий проект «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс знатоков; подбор литературы и организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны».Внедрение: создание компьютерной презентации по итогам работы над творческим проектом.И.С. ТУРГЕНЕВ (3 часа)Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство произведения.Теория литературы: цикл; портрет и характер; рассказчик; эпилог; стихотворение в прозе (углубление представлений).Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; подготовка сообщения; формулировка микровыводов и выводов; работа с иллюстрациями; исследовательская работа с текстом; заполнение таблицы.Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (А.Н. Нахимов — поэт-сатирик; А.А. Марков «Пинва»); география (Болховский и Жиздринский уезды); изобразительное искусство (В.В. Пукирев «Яков Турок поет»; иллюстрации к «Запискам охотника» Б.М. Кустодиева; В.М. Васнецов «Нищие певцы»; В.Г. Перов «Чаепитие в Мытищах»).Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих представлений в процессе выявления семантики слова раболепство; развитие нравственно-эстетических представлений при проведении сравнительного анализа тематически близких произведений разных видов искусства.Краеведение: заочная литературная экскурсия «По тургеневским местам».Ф.И. ТЮТЧЕВ (1 час)Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан». Величие и бессилие человеческого разума.Теория литературы: философская лирика; строфа; стопа; ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий; деталь; антитеза, олицетворение, сравнение, эпитет, метафора; художественная идея.Универсальные учебные действия: работа с учебником; выразительное чтение; лексическая работа; беседа; работа с репродукцией картины.Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (репродукция картины).Метапредметные ценности: развитие представлений о мире и человеке.А.А. ФЕТ (1 час)Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.Теория литературы: лирика природы; тропы и фигуры (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, бессоюзие — развитие представлений).Универсальные учебные действия: выразительное чтение; составление цитатного плана; составление комментариев к портретам А.А. Фета; работа с учебником и репродукциями; индивидуальные задания: комментарии к картинам И.И. Шишкина «Рожь», А.К. Саврасова «Рожь», к пьесе П.И. Чайковского «Август» из цикла «Времена года».Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (И.Е. Репин «Портрет поэта А.А. Фета»; И.И. Шишкин «Рожь», А.К. Саврасов «Рожь»); музыка(П.И. Чайковский «Август» из цикла «Времена года»).Метапредметные ценности: формирование бережного отношения к природе; развитие представлений о красоте окружающего мира.Н.А. НЕКРАСОВ (4 часа)Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, достоинство; чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.Теория литературы: поэма (развитие представлений); диалог.Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение наизусть и по ролям; цитатный план, элементы тезисного плана; подготовка сообщения; работа силлюстрациями и репродукциями картин; исследовательская работа с текстом.Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(Н.А. Некрасов «Безвестен я. Я вами не стяжал…»); изобразительное искусство (Н.А. Некрасов и художники-передвижники; Г.Н. Мясоедов «Земство обедает»; К.А. Савицкий «Ремонтные работы на железной дороге»; иллюстрации учебника).Метапредметные ценности: формирование гражданской позиции.Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок».Внедрение: создание и тиражирование компьютерной слайдовой презентации «Сибирскими дорогами декабристок».М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (2 часа)Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-вы-разительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория — развитие представлений).Универсальные учебные действия: лексическая работа; составление цитатного плана статьи учебника и сказки; различные виды пересказа; письменный отзыв; работа с иллюстрациями.Внутрипредметные и межпредметные связи: история (газета «Весть»; табель о рангах); изобразительное искусство (И.Н. Крамской. Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина; иллюстрации).Метапредметные ценности: формирование нравственно-эстетических представлений при характеристике сюжета сказки и при установлении семантики слова дикий.Творческая работа: устное рисование.Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов ХIХ века»:А.В. Кольцов «Песня пахаря», «Горькая доля»;Н.П. Огарев «Сторона моя родимая...»;И.С. Никитин «Пахарь»;А.Н. Плещеев «Скучная картина!..»;А.Н. Майков «Сенокос», «Нива»;М.Л. Михайлов «Груня», «Те же всё унылые картины...» и др.Л.Н. ТОЛСТОЙ (1 час)Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек на войне, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.Теория литературы: рассказ, книга (цикл) рассказов (развитие представлений).Универсальные учебные действия: рассказ о писателе (образ Л.Н. Толстого по фотографии 1856 года); подбор материалов для ответа по плану; составление цитатного плана; выразительное чтение; устное сочинение-рассуждение.Внутрипредметные и межпредметные связи: история (Севастополь — город русской славы); изобразительное искусство (работа с иллюстрациями; панорама Ф. Рубо «Оборона Севастополя»).Метапредметные ценности: развитие ценностных представлений (патриотизм, героизм, защита Отечества).Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».Н.С. ЛЕСКОВ (2 часа)Краткие биографические сведения. «Лесков — писатель будущего» (Л.Н. Толстой). Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. Образный мир произведения.Теория литературы: сказ, рассказчик (развитие представлений); своеобразие стиля.Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; работа с иллюстрациями учебника; письменный ответ на вопрос.Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (В.А. Серов «Портрет писателя Н.С. Лескова»; иллюстрации к сказу «Левша» в учебнике); сюжет «Левши» в других видах искусства (кинематограф, анимация).Метапредметные ценности: формирование ценностных представлений при характеристике гуманистического содержания сказа.Творческая работа: исследовательский проект «Образ Левши в русском искусстве (кинематограф, мультипликация, изобразительное искусство)».Внедрение: создание компьютерной слайдовой презентации «Образ Левши в русском искусстве (кинематограф, мультипликация, изобразительное искусство)».ПОЭЗИЯ XIX ВЕКА О РОССИИ (1 час)Н.М. Языков «Песня»; И.С. Никитин «Русь»; А.Н. Майков «Нива»; А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край!..»Теория литературы: инверсия, риторический вопрос, восклицание, обращение (развитие представлений).Универсальные учебные действия: выразительное чтение; подготовка сообщения; исследовательская работа с текстом; работа с иллюстрациями.Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (А.С. Пушкин «Роман в письмах»); история (происхождение названия «Русь»); музыка (композитор А. Алябьев, стихи Н. Языкова. Романс «Песня»).Метапредметные ценности: формирование и развитие ценностных представлений в процессе работы над понятиями животворящий, святыня, алтарь, самостоянье, Русь; воспитание чувства гордости за Отечество.А.П. ЧЕХОВ (2 часа)Рассказы «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Степь» (фрагмент). Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.Теория литературы: психологический портрет; сюжет; сатира (развитие представлений).Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа; исследовательская работа с текстом; работа с иллюстрациями.Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина; М.М. Зощенко «Нервные люди», А.Т. Аверченко «Открытие Америки»,Н.А. Тэффи «Воротник»); изобразительное искусство (П. Пинкисевич «Хамелеон», С. Алимов «Хамелеон»; иллюстрации в учебнике; рисунки учащихся; репродукция картины П.А. Федотова «Свежий кавалер»).Метапредметные ценности: формирование ценностных представлений (свобода, рабство, личность) при характеристике сатирических произведений А.П. Чехова.Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора«Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например:М.М. Зощенко «Нервные люди»;А.Т. Аверченко «Открытие Америки»;Н.А. Тэффи «Воротник» и др.ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКАИ.А. БУНИН (2 часа)Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И.А. Бунина. Размышления о своеобразии поэзии: «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смыслназвания; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные мотивы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и их значение в раскрытии художественной идеи рассказа.Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении; поэтический образ; художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.Универсальные учебные действия: подготовка вопросов для дискуссии; выразительное чтение; различные виды пересказа; работа с учебником; прослушивание музыкальныхзаписей; работа с репродукциями; исследовательская работа с текстом.Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (И.И. Левитан «Весна. Большая вода»; И.Е. Репин «Мужичок из робких»); музыка (П.И. Чайковский «Подснежник. Апрель» из цикла «Времена года»).Метапредметные ценности: формирование нравственно-эстетических представлений при характеристике мотива «дом».А.И. КУПРИН (1 час)Рассказ «Чудесный доктор». Основная сюжетная линия и подтекст; художественная идея.Теория литературы: рождественский рассказ; диалог; прототип; мотив (развитие представлений); кульминация.Универсальные учебные действия: лексическая работа; подготовка вопросов для дискуссии; отзыв на эпизод; составление плана статьи учебника; художественный пересказ; подготовка сообщения; самостоятельная исследовательская работа с текстом.Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (дети и взрослые в прочитанных ранее произведениях; традиция рождественских рассказов в русской и зарубежной литературе); изобразительное искусство (репродукции картин, портрет Н.И. Пирогова).Метапредметные ценности: формирование ценностныхпредставлений (доброта, жертвенность, сочувствие, сострадание).Творческая работа: сочинение-рассуждение.Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть доброта?» — по материалам изученных и самостоятельнопрочитанных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.М. ГОРЬКИЙ (2 часа)Повесть «Детство» (главы по выбору); «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе; становление характера юного героя; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость); авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия идеи.Теория литературы: автобиографическая проза; трилогия; контраст (развитие представлений); герой-романтик.Универсальные учебные действия: лексическая работа; различные виды пересказа, в том числе художественный пересказ; цитатный план произведения; выразительное чтение; подготовка сообщения; исследовательская работа с текстом.Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(автобиографические произведения); изобразительное искусство (В.А. Серов. Портрет М. Горького; Б.А. Дехтерев. Иллюстрации к произведениям М. Горького); фотографии писателя.Метапредметные ценности: формирование ценностных представлений в процессе выявления гуманистического содержания произведений Горького.Творческая работа: исследовательский проект «М. Горький в фотографиях».Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов)».Внедрение: создание слайдовой компьютерной презентации по результатам выполнения исследовательского проекта; создание и тиражирование сборника докладов учащихся на конференции.А.С. ГРИН (1 час)Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения. Своеобразие образного мира повести. Экранизация повести.Теория литературы: развитие представлений о герое-романтике.Универсальные учебные действия: художественный пересказ; выразительное чтение; характеристика образов; письменный отзыв на эпизод; литературная композиция «Мечтысбываются».Внутрипредметные и межпредметные связи: фотографии А. Грина; изобразительное искусство (иллюстрации С. Бродского к повести «Алые паруса», репродукция картины В. Фалилеева «Волна»); кино (кинофильм «Алые паруса», режиссер А. Птушко, 1961).Метапредметные ценности: развитие ценностных представлений (мечта, вера, искренность, любовь, романтический идеал, чудо).В.В. МАЯКОВСКИЙ (1 час)Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы созданияобразов. Художественное своеобразие стихотворения.Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея; рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора, синтаксические фигуры и интонация конца предложения, аллитерация).Универсальные учебные действия: выразительное чтение; подготовка сообщения; работа с портретом В. Маяковского и иллюстрациями; работа с учебником.Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (портрет В. Маяковского работы художников П. Келина, Н. Соколова, И. Бройдо; иллюстрации Д. Бурлюка, Е.Г. Дорфман, Н.А. Долгорукова).Метапредметные ценности: развитие ценностных представлений (работа с понятием служение).С.А. ЕСЕНИН (2 часа)Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача!..», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Я покинул родимый дом...», «Отговорила роща золотая...».Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.Теория литературы: образ-пейзаж; тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, метафора, поэтический синтаксис — развитие представлений); неологизм.Универсальные учебные действия: чтение наизусть; работа с учебником и иллюстративным материалом; подготовка сообщения.Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (Б. Григорьев. Портрет С. Есенина; М. Володин «Есенин в Константиново»; А. Бакулевский. Гравюра «С. Есенин»; иллюстрации в учебнике); фотографии поэта; музыка (Г. Пономаренко «Отговорила роща золотая…», Н. Кадышева «Отговорила роща золотая…»).Метапредметные ценности: развитие ценностных представлений (чувство родной природы, родина).Творческая работа: устная рецензия или отзыв о стихотворении.Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».Внедрение: сборник стихотворений, посвященных С. Есенину («Венок поэту»).И.С. ШМЕЛЕВ (1 час)Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»). Автобиографические мотивы. Роль эпиграфа. Сказовая манера. Сопоставление с «Левшой» Н.С. Лескова.Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка; антитеза; художественная деталь, выразительные средства; сказ.Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; подготовка сообщения; устный и письменный отзыв о прочитанном; работа со словарями.Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстративный материал учебника).Метапредметные ценности: развитие ценностных представлений в процессе выявления художественной идеи произведения.М.М. ПРИШВИН (1 час)Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.Теория литературы: подтекст; выразительные средства художественной речи: градация.Универсальные учебные действия: составление плана статьи учебника; отбор материала для книжной выставки; подготовка сообщения; выразительное чтение; письменный ответ на вопрос; подбор материалов для книжной выставки «Малая родина в произведениях М.М. Пришвина».Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (образ родины в изученных произведениях М.М. Пришвина); изобразительное искусство (Р.Н. Зелинская. ПортретМ.М. Пришвина; С.В. Скриченко. Портрет М.М. Пришвина; иллюстративный материал учебника).Метапредметные ценности: развитие мировоззренческихпредставлений при работе над понятием малая родина.К.Г. ПАУСТОВСКИЙ (2 часа)Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение — развитие представлений); пейзаж как сюжетообразующий фактор (развитие представлений).Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; художественный пересказ; составление тезисного плана статьи учебника; работа с иллюстрациями; составление комментария к картине И.И. Левитана.Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (сопоставление рассказов И.С. Шмелева, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского); изобразительное искусство (Л.А. Усов.Портрет К.Г. Паустовского; И.И. Левитан «Над вечным покоем»; иллюстрации).Метапредметные ценности: развитие мировоззренческих представлений при работе над понятием малая родина.Творческая работа: изложение с элементами рассуждения.Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальная композиция «Каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине)».Внедрение: создание слайдовой компьютерной презентации «Каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине)».Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ (1 час)Стихотворение «Не позволяй душе лениться!..». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, труд — основные нравственные достоинства человека.Теория литературы: выразительные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений); эссе.Универсальные учебные действия: лексическая работа; чтение наизусть; составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике; работа с рефлексивной таблицей; работа с учебником.Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (репродукции картин А. Пластова «Родник» и Т. Яблонской «Утро»).А.Т. ТВАРДОВСКИЙ (2 часа)Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом,сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).Универсальные учебные действия: различные виды чтения, чтение наизусть; исследовательская работа с текстом; подготовка сообщения; работа с иллюстрациями.Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (О.Г. Верейский. Портрет А.Т. Твардовского; иллюстрации к поэме «Василий Теркин»); скульптура (А. Сергеев «Памятник А.Т. Твардовскому и Василию Теркину» в Смоленске).Метапредметные ценности: развитие ценностных представлений при работе над мотивами лирических стихотворений и поэмы «Василий Теркин».Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне»: К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»;А.А. Сурков «В землянке»;М.В. Исаковский «Огонек», «Ой, туманы мои...» и др.ЛИРИКА ПОЭТОВ — УЧАСТНИКОВВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1 час)Н.П. Майоров «Творчество»; Б.А. Богатков «Повестка»;М. Джалиль «Последняя песня»; В.Н. Лобода «Начало».Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.Универсальные учебные действия: лексическая работа; подготовка сообщения; выразительное чтение.Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (сопоставление с ранее изученными стихотворениями о войне).Метапредметные ценности: развитие мировоззренческих представлений учащихся при работе над понятиями патриотизм, романтика, чувство долга, жизнь и смерть.Творческая работа: составление и исполнение литературно- музыкальной композиции.Возможные виды внеурочной деятельности: устный литературный журнал «Имена на поверке».Б.Л. ВАСИЛЬЕВ (1час)«Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль в раскрытии художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.Универсальные учебные действия: выразительное чтение; подготовка плана для участия в диспуте; комментирование эпизода; работа со статьей учебника; подготовка сообщения (экранизации произведений Б.Л. Васильева); работа с иллюстрациями в учебнике; дискуссия.Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (С. Зубцов. Портрет Б.Л. Васильева; иллюстрации к произведениям); кино (экранизации произведений Б.Л. Васильева).Метапредметные ценности: формирование ценностных представлений при анализе рассказа «Экспонат №…».Краеведение: смоленские страницы в жизни и произведениях Б.Л. Васильева.Внедрение: слайдовая компьютерная презентация «Смоленские страницы в жизни и произведениях Б.Л. Васильева».В.М. ШУКШИН (1 час)Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Чудик».Простота и нравственная высота героя.Теория литературы: способы создания характера; художественная идея рассказа.Универсальные учебные действия: составление словаря языка персонажей; письменный отзыв; сочинение-рассуждение.Внутрипредметные и межпредметные связи: скульптура (памятники В.М. Шукшину скульпторов В.М. Клыкова, М.А. Кульгачева, Н.В. Звонкова, В.Ф. Рублева); прикладноеискусство (фестиваль деревянных скульптур «Шукшинские чудики» в Сростках); кино (В.М. Шукшин в киноискусстве: сценарист, режиссер, актер).Метапредметные ценности: развитие представлений о нравственных ценностях при лексической работе со словом чудик.Краеведение: Сростки — малая родина писателя.Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шукшина в школе.Внедрение: создание документального фильма по материалам дня В.М. Шукшина в школе.ПОЭЗИЯ XX ВЕКА О РОССИИ (1 час)Г. Тукай «Родная деревня»; А.А. Ахматова «Мне голос был. Он звал утешно...»; М.И. Цветаева «Рябину рубили зорькою...»; И. Северянин «Запевка»; Н.М. Рубцов «В горнице»; Я.В. Смеляков «История»; А.И. Фатьянов «Давно мы дома не были»; А.Я. Яшин «Не разучился ль...»; К.Ш. Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»; Р.Г. Гамзатов «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан»; А.А. Вознесенский «Муромский сруб»; А.Д. Дементьев «Волга».Своеобразие раскрытия темы Родины в стихах поэтов XX века.Теория литературы: сравнение, риторические фигуры (развитие представлений).Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; подготовка сообщения; развернутая характеристика одного из стихотворных текстов; чтение стихотворения наизусть; литературно-музыкальная композиция; обобщение и систематизация.Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (стихи о России поэтов ХIХ века); изобразительное искусство (И. Глазунов «Русская земля», «Русский мужик»; А. Смирнов «Лето красное»; Е. Лисовская «Протянула руку. Мои губы дотронулись…»; В. Мишин. Иллюстрации к книге М. Цветаевой «Лирика»; Л.Д. Киркач-Осипова. Иллюстрации к лирике И. Северянина; В. Сергеев. Иллюстрации к стихотворениям Н. Рубцова; Г. и Н. Буршагины. Иллюстрации к стихотворениям Н. Рубцова; фотограф А. Фирсов. Дагестанский город Дербент. Ханские башни, XVII век; «Тутаев над рекой»; Р. Галимуллин «Мир Г. Тукая»; Г. Паштов «Ночь и рассвет» и др.).Метапредметные ценности: развитие ценностных представлений при работе над темой «малая» и «большая» родина.Возможные виды внеурочной деятельности: выставка в библиотеке.Внедрение: слайдовая компьютерная презентация «Поэты ХХ века о России».ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫУ. ШЕКСПИР (1 час)Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...», «Ее глаза на звезды не похожи…».Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).Универсальные учебные действия: составление плана; выразительное чтение, чтение наизусть; прослушивание музыкальных произведений; сопоставление портретов У. Шекспира; составление вопросов к статье учебника.Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (М. Друшаут. Портрет У. Шекспира; Э. Улан. Портрет У. Шекспира); музыка (М. Таривердиев «Люблю, — но реже говорю об этом...»).Метапредметные ценности: формирование эмоциональной культуры; развитие представлений о «вечных» темах (любовь).МАЦУО БАСЁ (1 час)Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой, своеобразием образов и структуры.Теория литературы: хокку (хайку).Универсальные учебные действия: сообщение о жизни М. Басё; чтение хокку; работа со статьей учебника; характеристика иллюстраций; сопоставление иллюстраций и текстовхокку.Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (Ёса Бусон. Портрет Мацуо Басё; гравюры японских художников; японский пейзаж).Метапредметные ценности: развитие ассоциативного мышления.Творческая работа: сочинение собственных хокку.ДЖ. СВИФТ (1 час)Краткие сведения о Дж. Свифте. История написания книги «Путешествия Гулливера». Характеристика структуры книги, определение объектов сатиры. Разоблачение человеческих пороков и общественных недостатков. Переводы книги на русский язык.Теория литературы: приключенческая литература; сказка, притча, роман; сатира, ирония, гротеск, аллегория, фантастика.Универсальные учебные действия: ответы на статьи учебника; составление слайдовой презентации, подготовка сообщения; беседа, дискуссия; работа с иллюстрациями.Р. БЁРНС (1 час)Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору). Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.Теория литературы: лиро-эпическая песня, баллада; аллегория; перевод стихотворений.Универсальные учебные действия: составление плана статьи учебника; работа с иллюстрациями; сообщение «Р. Бёрнс и музыка»; прослушивание музыкальных произведений; заполнение таблицы; беседа.Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (стихи о войне советских поэтов); изобразительное искусство (А. Нейсмит. Портрет Р. Бёрнса, П. Тейлор. Портрет Р. Бёрнса; В.А. Фаворский. Иллюстрация к стихотворению «Возвращение солдата»).Метапредметные ценности: развитие мировоззренческих представлений при анализе темы и мотивов стихотворения «Возвращение солдата».Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «С.Я. Маршак — переводчик».Р.Л. СТИВЕНСОН (1 час)Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболеепривлекательные качества героя.Теория литературы: приключенческая литература.Универсальные учебные действия: чтение и различные способы комментирования; подготовка сообщения; художественный пересказ глав романа; просмотр фрагментов мультфильма «Остров сокровищ» 1999 года.Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации российских и зарубежных художников: У.Н. Конверса, Ф. Годвина, Г.М. Брока, Р. Ингпена, И.И. Пчелко, И.А. Ильинского, В.Б. Остапенко, П.И. Луганского); кино (мультфильмы 1988 и 1999 годов).Метапредметные ценности: формирование интереса к приключенческой литературе.Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «“Остров сокровищ” в живописи и киноискусстве».Внедрение: слайдовая компьютерная презентация по материалам конференции.А. ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ (1 час)Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей» (в сокращении), сказка «Маленький принц». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Основные события и позицияавтора.Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений); правда и вымысел; образы-символы; афоризмы.Универсальные учебные действия: лексическая работа; составление вопросов к статье учебника; выразительное чтение; художественный пересказ эпизодов; подготовка сообщения.Внутрипредметные и межпредметные связи: фотографии писателя; сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств: кино, изобразительное искусство, музыка; иллюстрации автора; рисунки детей по мотивам «Маленького принца» (Ким Мин Жи. Рисунки к «Маленькому принцу»; Леону Верту. Иллюстрации к «Маленькому принцу»).Метапредметные ценности: развитие мировоззренческих представлений при анализе лексического значения слова духовность.Я. КУПАЛА (1 час)Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; составление плана статьи учебника; подготовка сообщения; сопоставительная характеристика оригинала и переводов.Внутрипредметные и межпредметные связи: музыка(«А кто там идет?», стихи Я. Купалы, муз. С. Кортеса); изобразительное искусство (А. Бразер. Портрет Я. Купалы; иллюстрации к стихотворению «А кто там идет?»); скульптура (памятник Я. Купале в Минске).Метапредметные ценности: развитие мировоззренческих представлений (национальное самосознание).Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. (2 часа в неделю, всего 68 часов)ПРИЛОЖЕНИЕКАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС(68 ЧАСОВ)