Интегрированное занятие логопеда с использованием системно-деятельностного подхода


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированное занятие логопеда с использованием системно-деятельностного подхода
Автор: Олеся Сергеевна Болкунова

Открытое интегрированное занятие логопеда с использованием системно-деятельностного подхода.Тема занятия: « Путешествие в сказку»Задача занятия:Через русскую народную сказку применить разные виды деятельности: развитие устной, диалогической речи, развитие когнитивной сферы обучающихся.Цели занятия:Образовательные: - автоматизировать в речи поставленные звуки;- отрабатывать навык выделения заданного звука в слове, определение места звука в слове; - формировать умение выделять и различать звуки и букву в слогах, словах и предложениях, опираясь на слуховой самоконтроль; - уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Русские народные сказки»; - совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными);Развивающие:азвивать пространственно-временные представления; различные виды и операции мышления; все виды внимания.орректировать и осуществлять профилактику нарушений эмоционально-личностной сферы.-повышать у детей уверенность в себе, развивать навыки позитивного социального поведения. - развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза; - развивать длительный плавный выдох, зрительное внимание, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию движения.- развивать диалогическую речь, речевой слух, общие речевые навыки (силу голоса, выразительность речи, общую моторику, координацию речи с движениями, эмоции, внимание, память, воображение.Воспитательные: - воспитывать у детей позитивное отношение к логопедическим и психологическим занятиям, культуры поведения во время их проведения.- познакомить учащихся с основными эмоциями;- помочь учащимся реагировать на негативные эмоции и заменять их позитивными;- изучение выражения эмоционального состояния в мимике;- развитие способности выражать эмоции вербально и не вербально;- научить понимать своё эмоциональное состояние и других;- обучить управлению своим эмоциональным состоянием и поведением.Оборудование: плакат «Сказочный лес»; сюжетный картинки к сказке «Теремок», индивидуальные конверты с сюжетными карточками по сказке «Теремок»; разрезная картинка «Новый теремок»; герои сказок (лиса, волк, медведь, заяц, лягушка, мышь); индивидуальные зеркала; музыкальная запись «Тень-тень по-те-тень».Ход занятий:Здравствуйте ребята!! Обратите внимание у нас сегодня гости, давайте поприветствуем их.У нас с вами сегодня необычное занятие. Мы отправимся в сказочное путешествие. Где узнаем много нового и интересного. Так хочется в холодный зимний день солнечного тепла и летнего настроения. Давай те представим, что все мы оказались на сказочной летней поляне. А сделать это очень легко, нужно лишь закрыть глаза и немного помечтать и пофантазировать.(звучит музыка)Садимся поудобнее, закрываем глазки, делаем глубокий вдох выдох. Как здесь много высоких деревьев, кустарников, разнообразных цветов. Прислушайтесь к звукам ,вы слышите пение птиц, шорохи трав, журчание ручья. А теперь мы медленно открываем глазки. Делаем глубокий вдох выдох. А перед нами картина сказочного леса. Посмотрите, какой красивый лес в этой деревне, ребята в лесу кто – то прячется, давайте найдём, кто же это?Мы разучим с вами сейчас скороговорку: Мышь в углу прогрызла норку,Тащит в норку хлеба корку.Сначала проговариваем медленно, потом быстрее. Проговорить должен каждый ученик.- Молодцы, ребята!Скачет зверушка,Не рот, а ловушка. Попадут в ловушкуИ комар, и мушка (лягушка).- Под каким цветочком она сидит?- Найдите на столе у себя картинку, где нарисована лягушка и обведите зелёным цветом.Что за зверь такой лесной:Встал как столбик под соснойИ стоит среди травыУши больше головы? (Заяц)- Из-за какого пенёчка он выглядывает?Ребята, а шубка у зайца всегда одного цвета?Тогда давайте обведем ее голубым цветом. И не белый и не серый.А какой зайка бывает в русских народных сказках (трусливый, хвастливый, быстрый, ловкий, длинноухий). А кого боится зайка в лесу? (боится всех, даже шороха)Кто осенью холоднойХодит хмурый и голодный?(Волк)- Из-за какого дерева он выглядывает?-Найдите его на картинке и обведите черным цветом. А какой волк? (голодный, злой, глупый)Хитрая плутовка,  рыжая головка,хвост пушистый - краса! А зовут её... (Лиса)- Из-за какого кустарника она выглядывает?- Найдите на столе у себя картинку, где нарисована лиса и обведите оранжевым цветом.А какая лисичка по характеру (хитрая, плутовка, быстрая, ловкая, вредная)Хозяин леснойПросыпается весной,А зимой под вьюжный войСпит в избушке снеговой.(Медведь)- Из-за какого дерева он выглядывает?-Найдите его на картинке и обведите коричневым цветом. А какой бывает мишка? (косолапый, неуклюжий, большой…)- Молодцы, все загадки отгадали. Ребята, а кто-нибудь догадался из какой сказки все эти герои??? (Если не догадались, загадываю загадку)В поле дом стоит,он не низок, не высок.Всех зверей он соберетИ зовется....(теремок) А теперь давайте посмотрим эту сказку, а помогут нам в этом наши помощники. Вот послушайте, ребята,Сказку я вам расскажу.В сказке много приключений,очень радостных волнений,Побеждает в ней добро,Ведь, оно сильней чем зло.- Есть на свете чудный терем.Вот он, чудо-теремок,Он ни низок, ни высок.Вот по полю, полюБежит мимо мышка - нарушка.Увидела теремок, остановилась и спрашивает:Мышка: Пи-пи-пи.-Терем-теремок! Кто в тереме живет? - Каждый должен где-то житьИ зимой и летом.Как же мышке не тужить,Если дома нету.Каждый долженГде-то спатьИ обедать где-то.Как же ей не горевать,Если дома нету.Мышка: Что за славный теремок!Ни большой, ни маленький.Он не заперт на замок,Не закрыты ставенки.- Флюгерочек стоит на крыше.Под окном сирень цветёт.Мы подскажем мышке,Что никто тут не живёт.Мышки: Я готовить мастерица,Шить могу и вышивать.Я хочу здесь поселиться,Чтобы жить и поживать.- В домик тот лишь попадёт,Кто сюрприз в пшене найдётИ словечко назовёт.В теремок тогда войдёшь,Когда все слова со звуком [ш] в тексте назовёшь.«Шура шубку надевала,Шарф и шапку потеряла».Медведь выполняет задание.- А теперь измени слово «медведь» так, чтобы в нём появился звук [ш].МЫШКАЫШОНОК,МЫША.- Стала она жить в теремке.Слышит, кто-то к теремку скачет.Лягушка: Что за славный теремок!Ах, какое чудо!Он ни низок, ни высок,Рядышком запруда.Из трубы дымок идёт.Дверь нам отворите.Кто тут в тереме живёт?Ну-ка, говорите.Мышка: Мышка здесь живет – норушка.Ну, а ты кто?Лягушка: Я лягушка-квакушка.Будем пить мы с вами чай.Я умею плавать брасом.Воду из реки носить.Со своим пришла матросом.Прошу меня скорей пустить.Пошла лягушка за водицей заглянула в колодец и увидела в нем свое отражение. Отражение, в которое она улыбалась. Ребята скажите, а если мы улыбаемся, то какие эмоции при этом испытываем? Правильно: радость, счастье. Давайте мы возьмем в руки зеркало и встретимся с эмоциями, которые мы испытываем в повседневной жизни. Посмотрите пожалуйста на картинке (перед ребятами различные виды эмоции) давайте мы с вами попробуем их изобразить, а помогут нам в этом зеркала. - Стали все вместе жить.Живут себе не тужат,Крепко дружат.Слышат, кто-то бежит к теремку.Зайка: Что за славный теремок!Вырос среди леса.Заяц-принц здесь жить бы могС заячьей принцессой.Мы посадим огородРядом на лужайке.Кто тут в теремке живёт?Ну, скажите зайке.Мышка: Мышка здесь живёт – норушка.Лягушка: И лягушка-квакушка.Вместе: А ты кто?ЗайкаОткрывайте, это я,Зайка-побегайчик,Чуткие ушки,Быстрые ножки.- В теремок лишь тот войдёт,Кто нам покажет, как нужно спортом заниматься.Физминутка:На красивую полянку зайки прискакалиВысоко-высоко зайки прыгать сталиНа красивую полянку подошла лисичкаПокружилась на носочках рыжая сестричкаНа красивую полянку вышел бурый мишкаСтал ногами топать мишка-шалунишкаНа красивую полянку детки прибежалиДетки прибежали, громко хлопать сталиВыполняют движения соответственно тексту вместе с жителями теремка.- Заходи зайка в теремок.Стали они в теремке жить.Живут себе, не тужат,Крепко дружат.Вдруг слышат, кто-то к теремку крадётся.Лиса: Что за чудный теремок?Теремок нарядный.Чую яблочный пирог.Где тут вход парадный?Кто здесь в теремке живёт?Отворяйте двери.Мышка: я – мышка-норушка.Лягушка: я – лягушка-квакушка.Зайка: я – зайка - побегайчик.Вместе: А ты кто?Лиса: Про красавицу лисуСлух давно ведётся.Знают все меня в лесу.Место здесь найдётся?-В теремок лишь тот войдёт,Кто поиграет в игру «Один-много».Педагог называет слова в единственном числе, а лиса называет их во множественном числе. РУБАШКА, ШЛЯПА, ШАРФ, ГРУША, ВИШНЯ, ШКАФ и тд.-Заходи, лиса, смелей,Вместе будет веселей.И стали они жить вместе.Живут себе, живут,Песенки поют.Вдруг слышат, кто-то спешит к теремку.Волк: Вот хоромы, так хоромы.Здесь простора хватит всем.Что молчите?Есть кто дома?Да не бойтесь вы! Не съем.Мышка: я – мышка-норушка.Лягушка: я – лягушка-квакушка.Зайка: я – зайки - побегайчик.Лиса: И лиса-хозяйка.- Не возьмём мы в толкКто ты?Волк: Я – охотник серый волк.В дом меня пустите.Я совсем не страшный волк,Сами посмотрите.- В теремок лишь тот войдёт,Кто назовёт всех жителей теремка ласково.Игра «Скажи ласково». ЛЯГУШКА – ЛЯГУШЕЧКА, МЫШЬ – МЫШКА, ЗАЯЦ – ЗАИНЬКА, ЛИСА – ЛИСОНЬКА, ВОЛК – ВОЛЧОК.- Ладно, серый, заходи.Только не кусайся.Сразу выгоним, учти,Коль обидишь Зайца.И стали они жить-поживать.Все теперь одна семьяИ гостям все рады.Только слышат хруст стоитК теремку медведь спешит.Медведь: Что за чудо теремок?Из трубы идёт дымок.Кто здесь в домике живёт?Кто мне дверь отопрёт?Мышка: я – мышка-норушка.Лягушка: я – лягушка-квакушка.Зайка: я – зайчик - побегайчик.Лиса: И лиса-хозяйка.Волк: Я – охотник серый волк.Вместе: А ты кто?Медведь: Я – мишка-медведь.Я умею песни петь.А ещё я с давних порЗамечательный танцор.С вами жить хочу и я.Мы поместимся, друзья?А звери ему и отвечают: Тесно мишенька, нет места.Да я уж с краюшку, да я уж где-нибудь.Медведь лез-лез, и развалил теремок.Огорчились звери, отвернулись от медведя. Не хотят с ним дружить. Плохо, мишке одному, одиноко, понял он что плохо поступил, прощенья попросил.Подумали звери, что каждый может ошибиться, а вот прощенья попросить не каждому дано. Простили медведя. И стали все вместе строить новый Теремок.Логопед:- Спасибо вам ребята за сказку присаживайтесь.Разломал медведь наш теремок, давайте вместе построим новый теремок.Игра «Построим теремок» (Дети собирают разрезную картинку «Теремок»)Ребята, а кто у нас живет на верхнем этаже, а кто на нижнем. Кто живет рядом с лягушкой, а с лисой, а с зайцем? А кто справа от того, слева…….Игра «Построим теремок»Разрушил медведь теремок, и не куда бедным зверушкам деваться. Чем мы можем их помочь? Кто догадался, что нужно построить? (Теремок новый)-Давайте поможем нашим героям построить новый теремок, где места хватит всем, и сказочные звери будут жить в нем дружно.Игра «Расселим героев»Ребята, теремок вы построили, давайте теперь расселим наших героев по комнатам.-Медведь будет жить на нижнем (первом) этаже в центре.-Заяц будет жить слева от медведя.-Лягушка справа от медведя.-Лиса будет жить на втором этаже слева.-Волк справа от лисы.-Ну а мышка будет жить выше всех. На третьем этаже.Ребята, скажите, кто живет справа от медведя? Кто живет слева от медведя? Кто живет в центре? Кто живет на втором этаже справа? Кто живет слева от волка? Кто живет выше всех? Ребята, а как вы думаете, каким образом герои сказки отпразднуют новоселье? Правильно, звери пригласят друзей и сядут пить чай. Давайте и мы с вами присоединимся к ним.. Атикуляционная гимнастика – сказка Жила – была божья коровка. Вышла она однажды из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидало божью коровку, и они улыбнулись друг другу (улыбка). Пошла божья коровка по дорожке и увидела лопаточку (лопаточка). Хотела поиграть, но на небо набежала тучка, и пошел дождик. Божья коровка взяла большую чашку (чашечка) и набрала водички для чая. Накрыла стол под грибком (грибок) и позвала гостей: жука (как он жужжит?), змейку (как она шипит?), комарика (как он звенит?) и лошадку (как скачет лошадка?). Лошадка чуть не проскакала мимо домика божьей коровки, остановим ее (останови лошадку). На соседнем дереве дятел играл на барабане (барабан). Все гости пили чай с вареньем и аккуратно облизывали верхнюю губу (вкусное варенье с верхней губы). А потом лошадка показывала фокусы: подняв язычок наверх дула на свою челку (фокус).Самомассаж:(звучит ритмичная музыка)В круг скорее становитесь,Крепче за руки беритесь.И теперь мы вместе с вамиПоиграем уже руками.Ручки растираем и разогреваем.И лицо теплом своим нежно умываем.Пальчики сгребают все плохие мысли.Ушки растираем сверху вниз мы быстро,Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,А потом руками трогаем мы щечки.Упражнение в употреблении существительных в творительном падеже. Логопед показывает «угощение», дети отдают персонажу (морковка - зайцу, зерно - мышке, муха - лягушке, малину - медведю) Логопед. Кому не досталось угощения? В нашей сказке волки лиса добрые, ни кого не обижают, дадим им конфеты – в форме зайца.У вас на столе лежат картинки. Разложите из в той последовательности событий, как в сказке.- Ребята посмотрите на доску, правильно ли расставлены картинки давайте разложим их по порядку и к каждой картинке составим предложение. Ребята, а давайте теперь повторим сказку. (Проговаривание предложений)Рефлексия:Ребята, мы же с вами в сказочном лесу, хорошая у нас сказка получилась, такая знакомая, но проиграли мы ее по своему, по новому, теперь нам пора возвращаться в класс. «Сядьте так, чтобы вам было удобно. Закройте глазки. Расслабьтесь, прислушайтесь к ритму вашего дыхания. Сделаем глубокий вдох, выдох. аз, два, три , четыре, пять – возвратились мы назад. Вот мы и вернулись домой из сказочного леса. А теперь давайте расскажем друг другу о своих впечатлениях. Понравилось ли вам наша сказка?? У каждого из вас на столе лежит ромашка. В серединке цветочка должен появиться смайлик. (Показать варианты, может быть вы были чем то огорчены, удивлены, вам понравилось и вы остались довольны своей работой.) нарисуйте пожалуйста, один из таких смайликов. (Я рисую вместе с детьми).Мне тоже хотелось бы поделиться с вами своими впечатлениями. Я увидела сегодня какие вы все добрые и умные, какие вы замечательные! Я рада, что отправилась в путешествие именно с такими ребятами как вы.