Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения качества образовательного процесса


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения качества образовательного процесса
Автор: Наталья Николаевна Колотилина

Педсовет: Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения качества образовательного процессаЦель: раскрыть сущность понятия «Цифровая образовательная среда»Задачи:            1. Знакомство с теоретическими положениями понятия ЦОС.2. Определить пути повышения ИКТ-компетентности учителя как одной из составляющих профессионализма педагогов.3. Проанализировать опыт работы коллег в использовании ЦОР и ЭОР и программных средств.4. Выявить группы цифровых ресурсов, опираясь на опыт коллег, применение которых позволяет повысить качество преподавания. «Научить человека жить в информационном мире- важнейшая задача современного образования»должна стать определяющим в работе каждогосовременного педагога».Академик Андрей Петрович Семёнов Уважаемые коллеги! Мы с вами все прекрасно понимаем, что Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Система образования в таком обществе так же должна изменяться и совершенствоваться, чтобы соответствовать запросам со стороны общества и государства. Указом президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» определены 5 национальных целей развития, одна из них – цифровая трансформация. Цифровая трансформация системы образования предполагает действия по 5 направлениям: 1. Формирование современной инфраструктуры образовательных организаций (компьютерные классы, средства визуализации, Интернет и др.) 2. Реализация в электронной форме услуг в сфере образования (запись в школу, на участие в ГИА, отслеживание текущей успеваемости и др.) 3. Реализация в электронной форме функций в сфере образования (реестры кадров, контингента, электронный журнал и дневник и др.) 4. Современное управление на основе данных (типовые сайты, мониторинг использования оборудования, автоматизированная подготовка отчетов и др.) 5. Подготовка кадров для работы в цифровой образовательной среде.В век информационных технологий и продвинутых учеников педагогам необходимо наполнять свои уроки новыми современными цифровыми формами работы. Но как это сделать, чтобы урок оставался информативным, а учащийся в итоге показал результат? Мнения разделяются, и не все педагоги готовы использовать цифровые ресурсы, считая их не эффективными. Эта проблема и станет предметом обсуждения в рамках данного педагогического совета. Цифровая образовательная среда не подменяет собой живое общение с педагогом на уроках, а дает учителю новые инструменты и ресурсы. Это подчеркивает министр просвещения России Сергей Кравцов: «Речь идет не о замене одного вида обучения, очного, другим, дистанционным, а о возможностях использования в очном образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ». С 2019 по 2024 год в нашей стране реализуется Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», который направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.ЦОС — это всероссийская информационная система, призванная создать в стране электронную образовательную среду. Федеральный проект ЦОС поможет оптимизировать систему школьного образования и позволит эффективно использовать современные технологии в процессе обучения. При этом об отмене традиционной классно-урочной системы речь не идет.Что же такое цифровая образовательная среда?Итак, цифровая образовательная среда (ЦОС) – это цифровое пространство, состоящее из открытой совокупности информационных систем, которые объединяют всех участников образовательного процесса – администрацию школы, учителей, учеников и их родителей.Цифровая образовательная среда включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение. Цифровая образовательная среда образовательной организации удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию условий реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, способствует достижению обучающимися планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов обучения.Цифровая образовательная среда направлена в первую очередь на то, чтобы расширить интерактивность процесса обучения, а не подменить собой живое общение с педагогом. ЦОС дает учащимся и педагогам следующие преимущества: доступ к высокоскоростному интернету в школе;  доступ к различным образовательным сайтам и порталам, при помощи которых можно будет улучшить знания по предметам;  возможность дистанционного освоения учебного материала детьми, которые по тем или иным причинами, например, из-за болезни, не могут ходить в школу;  возможность проведения онлайн тестирования учащихся по подготовке к ГИА и ВПР;  получение доступа к видеотрансляциям лучших уроков;  автоматизация процессов, которая избавит педагогов от лишней бумажной работы с отчетами — предполагается, что специальные программы будут самостоятельно анализировать данные обо всех учениках, что существенно облегчит работу по сбору информации об успешности образовательного процесса. ЦОС создаст условия для применения в традиционной классно-урочной системе возможностей электронного образования, дистанционных обучающих технологий и ресурсов. Также будет разработан единый для всей страны перечень материальных и технических условий, которым должна соответствовать современная школа. Какого результата ждут от всего этогоГлавная цель — чтобы школьникам во всех регионах России стал доступен качественный и, что очень важно, верифицированный (Верификация это технология проверки информации на достоверность, правильность, точность) цифровой образовательный контент, а также сопутствующие сервисы. Ожидается, что все образовательные программы общего образования можно будет реализовывать с применением электронного обучения через единую систему Минпросвещения, интегрированную с региональными ресурсами. Школьники смогут использовать цифровой контент для персонализированного развития. У учителей станет в несколько раз меньше рутинной работы за счёт автоматизированной проверки домашних заданий, электронного расписания и документооборота, а возможностей для повышения квалификации — больше. Цифровая образовательная среда позволит сделать образование более индивидуальным. Учитель обычно вынужден давать что-то среднее, в результате одни все равно не до конца понимают материал, а вторым становится скучно. В цифровой образовательной среде учитель сможет работать и с продвинутыми учениками, и с отстающими, учитывая их уровень знаний и способностей. Цифровая образовательная среда вводится не вместо обычного обучения, а вместе с ним. Учитель во время урока тоже может пользоваться материалами платформы, созданными с применением самых современных инструментов: 3D-графики, спецэффектов, видео, анимации. На образовательной платформе будет собран самый разнообразный обучающий контент по всем предметам и темам, одобренный экспертами.Цифровая образовательная среда — это не только материалы основной образовательной программы, но и дополнительные знания. Государство получит электронную отчётность и выйдет на новый уровень управления образовательной системой на основе объективных данных и удобных для граждан сервисов. Школы смогут реализовывать индивидуальные траектории развития учащихся, применяя передовые цифровые технологии.ЦОС для участников образовательных отношений - это:для обучающихся
  • расширение возможностей построения образовательной траектории;
  • доступ к самым современным образовательным ресурсам;
  • повышение интереса к обучению;
  • улучшение результатов освоения образовательной программы;
  • развитие проектно-исследовательской деятельности;
  • формирование осознанного выбора профессии на основании полученных   цифровых компетенций.
  • растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.
  • для родителей (законных представителей) обучающихся:
  • расширение образовательных возможностей для ребенка;
  • повышение прозрачности образовательного процесса.
  • для учителей:
  • снижение нагрузки по контролю выполнения заданий обучающимися за счет автоматизации процесса;
  • формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
  • формирование новых условий для мотивации обучающихся при создании и выполнении заданий;
  • формирование новых условий для расширения спектра активностей обучающихся;
  • возможность системного автоматизированного учета динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся.
  • Методика обучения на основе информационных технологий способна обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям, возможностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов ит.д.С помощью программных средств можно представлять на экране в различной форме учебную информацию:
  • инициировать процессы усвоения знаний, приобретения компетенций учебной и практической деятельности;
  • эффективно осуществлять контроль результатов обучения, организовывать повторение;
  • активизировать познавательную деятельность обучаемых;
  • формировать и развивать определенные виды мышления.
  • Современные мультимедийные продукты являются составляющими в современном обучении.Современный преподаватель в области цифровой образовательной среды:-умеет находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из электронных учебников, Интернета в соответствии с поставленными образовательными задачами;-может устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеет методами создания электронного дидактического материала;-умеет преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные;-умеет выбирать и использовать программное обеспечение (ссылки, текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентаций) для оптимального представления материалов, необходимых для образовательного процесса;-эффективно применяет инструменты организации учебной деятельности обучающегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, и т.д.);-умеет формировать личное электронное портфолио и портфолио обучающегося;-организует работу обучающихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины и др.), дистанционно поддерживает учебный процесс.Приобретение данных компетенций возможно только на практике. Следовательно, большее внимание необходимо уделять практической направленности учебных материалов. Задача педагога сегодня: попробовать шире взглянуть на содержание и методы обучения по своему предмету. Постараться совместить традиционные умения по предмету и умения, составляющие IT-компетентность.В настоящее время педагоги с помощью ЦОС имеют свободный доступ к учебникам и профессиональной литературе, к современным обучающим материалам и дополнительной информации через интернет и электронные библиотеки.Цифровая среда делает учебный процесс более современным и увлекательным. Коллективные виртуальные доски, книги и плакаты, мультимедийные коллекции, геосервисы и мобильные сервисы позволяют устанавливать сетевое общение между учителями и учениками. Особенности развития цифрового общества, активное включение во все сферы жизнедеятельности облачных и телекоммуникационных технологий вносят значительные изменения в организацию образовательного процесса, применяемые при этом педагогические и информационные технологии, приемы обучения, а также средства обучения, ориентированные на цифровизацию образования.IT-технологии используемые в образовании разнообразны, их использование приводит к появлению у обучающихся интереса к предмету, желанию узнать новое, а следовательно приводит к повышению качества образовательного процесса.Одним из примеров сервисов персонализации образования обучающихся является платформа «Российская электронная школа» (), которая разработана как программа в рамках приоритетного проекта «Создание современной образовательной среды». Программа направлена на «…создание завершенного курса интерактивных уроков по всей совокупности общеобразовательных учебных предметов, полностью соответствующего федеральным государственным образовательным стандартам и примерным основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования». На платформе «Российская электронная школа» размещены интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс: более 100000 уникальных задач, почти 5000 учебных материалов: тестов, виртуальных лабораторий, обучающих видео и аудио.Онлайн-платформа «Цифровой Образовательный Контент» предоставляет единый бесплатный доступ к материалам ведущих образовательных онлайн-сервисов России Возможности сервиса:
  • помощь с выполнением домашнего задания;
  • отслеживание успеваемости;
  • подготовка к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ;
  • подготовка к олимпиадам и проектным конкурсам;
  • сбор цифрового портфолио;
  • единый вход во все образовательные платформы.
  • Сколько образовательных платформ может использовать преподаватель в своей работе?Без ограничений.Ведущие образовательные онлайн-сервисы России, представленные на платформе ЦОК:«1С – урок» - электронные учебные материалы для учителей и школьников 1-11 классов по учебным предметам школьной программы;«Просвещение» - облачная платформа отображения верифицированного (подтвержденного) цифрового образовательного контента и сервисов АО «Издательство «Просвещение»;«Мобильное электронное образование» - цифровая образовательная среда с интерактивными онлайн-курсами;«Новая школа» - онлайн-школа подготовки к ЕГЭ по всем предметам;«Новый диск» - цифровая образовательная платформа. Учебные материалы для педагогов и школьников. Интерактивный Конструктор уроков и упражнений;«Облако знаний» - интерактивные уроки и цифровые домашние задания, рабочие тетради, функциональная грамотность, подготовка к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР;«Фоксфорд» - крупнейшая онлайн-школа России;«Я-класс» - полнофункциональная цифровая система для образовательных организаций;«Globallab» - цифровая образовательная среда совместной проектной и исследовательской деятельности;«IBLS» - интеллектуальная образовательная платформа для учеников и педагогов с библиотекой образовательного контента по ФГОС, семейное, заочное обучение;«iSMART» - умный тренажёр для повышения оценок – материалы по русскому языку и математикае (1-4 класс);«NativeClass» - cистема цифровых уроков по английскому языку, обеспечивает успех ребёнка в школе, учит говорить и понимать английский как родной язык;«Stratum – интеллектуальная школа» - цифровая образовательная платформа (математика, физика). Интерактивные модели. Индивидуальная траектория обучения;«UCHi.ru» - интерактивная образовательная онлайн-платформа (математика, русский язык, английский язык).С 1 сентября 2022 года работает единый доступ к образовательным сервисам и цифровым учебным материалам для учеников, родителей и учителей –федеральная государственная информационная система Министерства просвещения Российской Федерации «Моя школа». Доступ к образовательному сервису может быть осуществлен с помощью портала Госуслуг В системе представлены такие сервисы как Мои файлы. Электронный дневник. Библиотека. Сферум. РЭШ. В настоящее время система работает проходит апробацию в школах 15 регионов России.Многие преподаватели понимают и четко осознают, что сегодня необходимо иметь в наличии не только современное оборудование и программное обеспечение, электронные средства учебного и образовательного назначения, но и то, что они сами должны постоянно учиться использовать электронные образовательные ресурсы в педагогической деятельности. Современный преподаватель должен не только обладать фундаментальными знаниями в своей предметной области, не только уметь донести эти знания до обучающихся, но и знать об уникальных возможностях ЦОС и уметь применять их в учебном процессе, использовать их в качестве средства обучения. А в условиях масштабной цифровизации особенно актуально поделиться опытом с коллегами. Обратимся к практическому опыту использования возможностей ЦОС для повышения качества образовательного процесса. Итак, коллеги, предлагаю начать обсуждение данных сложившихся стереотипов, которые мы или разрушим или согласимся с ними. Сегодня мы услышим мнение коллег, оценим опыт использования цифровых ресурсов в работе коллег, а также познакомимся с новыми формами получения объективной информации по качеству преподавания предмета.Мы видим, что цифровая информационная среда дает педагогам большие возможности по использованию ЦОР в образовательном процессе, что способствует повышению качества образования.Эффективность использования информационных технологий в школе  может быть достигнута при выполнении следующих условий:
  • направление информатизации обучения на все компоненты обучения, а не только на внедрение компьютерных средств обучения;
  • направление информационных технологий прежде всего на развитие личности обучаемого.
  • Таким образом, основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно образовательная среда. Её создание и развитие – технически сложная задача, требующая больших материальных затрат. Но именно ее решение позволит системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей современным требованиям.Повестка:
  • Итоги 2 четверти (Колотилина Н.Н.)
  • Результаты муниципального этапа ВСОШ (Нырненко А.А.)
  • Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения качества образовательного процесса (Колотилина Н.Н.).
  • Докладчики:
  • Михайлова И.В.
  • Нырненко А.А.
  • Кувикина Н.А.
  • Разное
  • Решение педсовета:
  • Использовать в образовательной деятельности представленный опыт использования ЦОС (постоянно)
  • Транслировать свой опыт о работе на цифровых образовательных платформах и использовании ЦОРов на заседаниях ШМО (Отв. руководители ШМО, февраль – март 2023г.)
  • Создать единый банк данных методических материалов по реализации ЦОС в учебно-воспитательной работе (Отв. Нырненко А.А., март 2023г.)
  • Учителям-наставникам провести открытые уроки по теме «Интерактивные средства обучения в работе педагога» (Отв. учителя-наставники, срок до апреля 2023г.)