Здоровьесберегающие технологии в дошкольных учреждениях


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Здоровьесберегающие технологии в дошкольных учреждениях
Автор: Зубко Ирина Владимировна

Нет задачи важнее и сложнее, чем вырастить здорового ребенка. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения.Здоровьесберегающий процесс в дошкольном учреждении организуется и развивается в рамках определенной образовательной системы взаимодействия детей и педагогов. Оздоровление детей происходит во всех режимных моментах. Укрепление здоровья ребенка интегрируются в здоровьесберегающих технологиях, которые выступают основой здоровьесберегающей педагогики. «Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.Виды здоровьесберегающих технологий используемых в дошкольных учреждениях:
  • медико-профuлактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  • образовательные здоровьесберегающие технологии;
  • технологии валеологического просвещения родителей.
  • Медико-профилактические технологии.Направлены на сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.К медико-профилактическим технологиям в ДОУ относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.Физкультурно-оздоровительные технологии.Направлены на развитие физических качествмений и навыков, реализацию потребности ребенка в двигательной активности и приобщение к спорту и физической культуре.К таким технологиям относятся: закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка Направлены на комфортное и позитивное пребывание ребенка в дошкольном учреждении.К таким технологиям относятся: игротерапия, сказкотерапия, куклотерапия, анималотерапия, музыкотерапия, арт-терапия.Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования Направлены на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.Образовательные здоровьесберегающие технологии Направлены на воспитание осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье, обретение валеологической компетентности.Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.Технологии валеологического просвещения родителейНаправлены на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности.Технологии используются следующим образом:
  • Информационные стенды для родителей: в каждой возрастной группе;
  • Информационные стенды медицинского работника о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
  • Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, дни и недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
  • Родительские собрания, консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
  • При разработке и использовании здоровьесберегающих технологий важно обратить внимание на такие свойства, как оптимальность, результативность, применимость и воспроизводимость. Результат применения технологии — это изменения в развитии, обученности и воспитанности ребенка, произошедшие под доминирующим влиянием данной технологии за определенное время.