«Народные праздники и традиции как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Народные праздники и традиции как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников»
Автор: Игнатова Анастасия Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик»г. Мичуринск, Тамбовская областьГПОпо социально – коммуникативному развитиюТворческая мастерская «Народные праздники и традиции как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников»Тема: «Значение народных праздников в духовно – нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Подготовила: Игнатова Анастасия Александровна, воспитательг. Мичуринск, 2022 г.«Воспитание, лишенное народных корней, - бессильно»К. Д. УшинскийДуховно-нравственное воспитание детей средствами народной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями, которые сложились в обществе.Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало.Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам.Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» – это формирование духовно-нравственной личности.Русские народные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания. И особая роль в решении этой задачи отводится детскому саду, в котором должны быть созданы условия для восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа.Основная цель духовно-нравственного воспитания в ДОУ - формирование нравственной личности, содействие духовному опыту и приобщение к ценностям русской традиционной культуры, включающей гуманность, культуру поведения.Фольклорный праздник – это всегда яркое действие, наполненное эмоциональным общением детей и взрослых.Народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми; воспитывают уважение к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.В нашем дошкольном образовательном учреждении систематически проводятся мероприятия по ознакомлению дошкольников с сезонными народными праздниками, что обогащает чувственный опыт дошкольников к культурному наследию народа.Осенью отмечаем праздник «Осенины». Осенины - это древний праздник прощания с летом и встречи осени. Этот праздник воспитывает у детей бережное и заботливое отношение к природе, уважение, интерес к обычаям. На осеннинах дети знакомятся с народными играми и хороводами, заучивают пословицы и поговорки. У воспитанников формируются такие нравственные качества, как доброта, взаимопонимание, отзывчивость, бережливость, общительность, душевность.В зимнее время проводим праздник «Рождество». На Рождество дети разучивают рождественские колядки, играют в русские народные игры, водят хороводы. Этот праздник воспитывает у детей доброту, скромность, любовь к ближнему, вежливость. У воспитанников формируются такие нравственные ориентиры, как доброта, отзывчивость, искренность, коллективизм, общительность, душевность.Весной проводится народный праздник «Сороки», на котором дети заучивают заклички о встрече весны, птицах, пословицы, народные игры: «Ручеек», «Гори, гори, ясно», «Скакалки», «Заря-зарница», «Перетягивание каната».Главное в празднике – это выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков. Совместно с родителями дети пекут булочки символ – весны. Жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах. Этот праздник воспитывает у детей любовь к природе, бережное отношение к птицам. К этому празднику дети изготавливают кормушки. У воспитанников формируются такие нравственные качества, как доброта, любознательность, душевность, общительность, бережливость.Православный праздник «Пасха» знакомит детей с обрядами и обычаями проведения православного праздника, к ходе чего развивается интерес к культуре предков, воспитываются патриотические чувства, любовь и уважение к ближнему. Дети водят хороводы «Солнышко-ведрышко», «По кругу пойди - себе друга найди». Дети совместно с родителями делают пасхальные поделки. Летом проводится праздник «Троица». Троица - это праздник берёзки - символа чистоты, света. Воспитанники знакомятся с традициями: уборки домов, приготовления угощений, «завивания» берёзы. Этот праздник воспитывает у детей бережное и заботливое отношение к природе – источнику красоты и мудрости. У воспитанников формируются такие нравственные ориентиры, как доброта, взаимопонимание, отзывчивость, бережливость, вежливость, трудолюбие.Использование этих праздников в воспитательной системе дошкольного образовательного учреждения позволяет воспитателям формировать у детей дошкольного возраста систему общечеловеческих ценностей, правила поведения в социуме и семье. Очень важное условие нравственного воспитания – тесная взаимосвязь с родителями. В семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в данном обществе. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням.В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, поскольку в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.Детский сад пытается восполнить пробел в знаниях родителей о прошлом русского народа, с опытом воспитания детей в русской семье, используя групповые родительские собрания, консультации, оформление выставок, а также им предлагается список литературы, рекомендуемой для чтения детям по той или иной теме.Таким образом, приобщение детей к русским народным традициям в нашем детском саду происходит в доступной, системной форме, что позволяет создать яркие образы, воспитать вкус, интерес к жизни, искусству предков, стремление понять их, стать ближе к своему народу.Трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша важная задача. Главное наше достояние - это наши дети. Какими мы сегодня их воспитаем, в такой стране мы все завтра будем жить.