«Я- русский композитор» (посвященных 150-летию со дня рождения С.В.Рахманинова)
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Я- русский композитор» (посвященных 150-летию со дня рождения С.В.Рахманинова)
Автор: Нефтеева Марина Владимировна
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия для учащихся отделения «Хоровое академическое пение» на тему: «Я- русский композитор»(посвященных 150-летию со дня рождения С.В.Рахманинова) Подготовила: заведующая отделением хоровых и теоретических дисциплин, преподаватель, Нефтеева М.В. Кораблино, 2023 Целью методической разработки является развитие у учащихся чувства любви и уважения к творческой работе Сергея Васильевича Рахманинова, стремление приобщить учащихся к духовному содержанию классической музыки через раскрытие в ней духовно-нравственных ценностей, создать целостное представление о жизни, творчестве и личности великого русского композитора. ВВЕДЕНИЕ Духовная жизнь современного общества сопровождается критическим осмыслением опыта предшествующих поколений и настоящей действительности. Общественные преобразования происходят в условиях возрастающего разрыва преемственности духовно-нравственной культуры России между поколениями советского и постсоветского периодов. Личность современного человека формируется в сложный период девальвации духовных ценностей, засилья массовой культуры, дефицита высокохудожественных произведений искусства.Задачами данного внеклассного мероприятия является:• формирование у учащихся духовно-нравственных ценностейотечественной культуры;• повышение культурного уровня учащихся, их культуры поведения, речи иобщения;• знакомство с особенностями жанра и творчества С.В. Рахманинова;• развитие культуры художественного восприятия. "Я — русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка... В мыслях русских людей о земле есть какое-то стремление к покою, к тишине, к любованию природой, среди которой он живёт, и отчасти стремление к замкнутости, к одиночеству. Любовь, горечь, печаль или религиозные настроения -все это составляет содержание моей музыки" (С.В.Рахманинов). Сегодняшнее мероприятие мы начали именно со слов самого Сергея Васильевича о своей музыке, и это не случайно. Для этого великого композитора русская душа связана в первую очередь с образом его Родины – России, русской истории, природы, народа, культуры. Музыка Рахманинова всегда узнаваема по широчайшим распевным мелодиям, которые мог сочинить истинно русский художник. Сегодня мы попробуем слиться с его музыкой, постараемся полетать вместе с композитором по нескончаемым русским просторам. Мы учимся с вами на отделении "Хоровое академическое пение" и поэтому поговорим с вами о вокально-хоровой музыке Рахманинова. Это необычайно величественная, красочная, нежная и мечтательная связана с мелодикой церковно-славянской речи. «Для русского человека образ России связан прежде всего с образом Божиим. Любить Россию – значит любить Бога» – так рассуждает С.В. Рахманинов. Он автор двух больших духовных хоровых полотен – «Литургии Иоанна Златоуста» и «Всенощного бдения». К хоровому жанру композитор обращался на протяжении всей своей жизни. Это и крупные произведения – кантата «Весна», и симфоническая поэма «Колокола», и отдельные хоры. Хочу начать с цикла «Шесть женских хоров в сопровождении фортепиано», который мы сейчас услышим, относится к числу ранних произведений Рахманинова. Он был создан спустя 2 года после окончания консерватории, на тот момент композитору было всего 22 года. Этот цикл был написан специально для воспитанниц Екатерининского женского училища, где молодой композитор преподавал теорию музыки. Музыка написана на слова русских поэтов. «Славься!» Первый номер написан на стихи Некрасова и посвящён императору Александру Второму, отменившему крепостное право."Ночка"-второй хор на слова В.Ладыженского. Обратите внимание, как композитор умел слушать и слышать тишину.Третий хор- «Сосна», слова М. Лермонтова. Музыку на эти стихи писали многие другие русские композиторы.Следующий хор- «Задремали волны». Эти стихи написал Великий князь Константин Романов. Пятый хор-«Неволя» стихи Н. Цыганова , и завершает цикл-хор «Ангел» стихи М. Лермонтова. Эти стихи знакомы многим школьникам, в школе мы учим их наизусть.(слушаем запись женской группы хора Всесоюзного радио и телевидения, дирижер К.Б. Птица, партия фортепиано- Святослав Рихтер) В бесценном творческом наследии великого композитора есть сочинение, которое невозможно охарактеризовать никакими яркими эпитетами - это «Вокализ». Признанная в мировой музыкальной литературе одной из лучших произведений вокального творчества, трогательная композиция настолько прекрасна, что никого не оставляет равнодушным. Уже с начала 1912 года концертная жизнь Рахманинова была очень интенсивной, и поэтому летом, чтобы восстановить утраченные, после многочисленных сольных выступлений силы, на отдых он традиционно выехал Тамбовскую область, в деревню Ивановка. Сергей Васильевич с удовольствием сажал деревья, ловил на удочку рыбу в пруду, а кроме того увлечённо занимался модернизацией сельского хозяйства. Простая деревенская жизнь очень воодушевляла композитора. Лето для него было порой творчества, и поэтому лучшие произведения он сочинил именно в Ивановке – своей композиторской лаборатории. Романсы в тот год так и выходили из-под его пера почти каждый день каждый день: 5- июня – «В душе у каждого из нас», 6 июня – «Муза», 7 июня – «Буря». Из 14 произведений, последним был «Вокализ». Цикл из тринадцати романсов, по прибытии в Москву, Рахманинов продал крупнейшему в России музыкальному издательству Карла Александровича Гутхейля, и меломаны познакомились с ним в следующем году. Но «Вокализ» в сборник композитор не включил, видимо на это произведение у него были особые планы. Затем началась война, которая тёмной пеленой неумолимо накрывала страну. Находясь под впечатлением от происходящих событий, Рахманинов создал произведение «Всенощное бдение», которое невольно связал с жертвами войны. И тут, Сергей Васильевич вдруг вспомнил про «Вокализ», с момента сочинения которого прошло почти три года. В апреле 1915 года он показал эту композицию Антонине Васильевне Неждановой. Прослушав произведение, известная оперная певица сразу задала вопрос, почему у такой восхитительной музыки нет слов? На это композитор ответил, что с чудесным голосом певицы и её вокальным мастерством мелодия не нуждается в словах. «Вокализ» с посвящением Неждановой был напечатан в издательстве в том же 1915 году, а впервые исполнен Антониной Васильевной 25 января 1916 года в сопровождении оркестра С.А. Кусевицкого. Рахманинов в знак благодарности подарил певице рукописный экземпляр, который она бережно хранила в своей библиотеке. Но мы послушаем данное произведение в исполнении детского хора.(слушаем «Вокализ» в исполнении Детского Хора Радио и Телевидения) Но, вернемся с вами в 1912 год, который был для композитора очень насыщенным. Он, один из самых популярных музыкантов России, выступает на многочисленных вечерах, с блеском проводит сезон симфонических концертов Московского филармонического общества, дирижирует оперой «Пиковой дамой» в Большом театре и, конечно, много сочиняет. Появляются новые романсы, в том числе знаменитый Вокализ. Осенью в Большом театре возобновляются его оперы «Франческа да Римини» и «Скупой рыцарь», в Народном доме ставится «Алеко». Но из-за ухудшения здоровья композитор вынужден уехать семьей за границу на лечение— сначала в Швейцарию, а затем в Рим, Там он получает письмо без подписи, в котором предлагается написать музыку на стихотворение американского поэта Эдгара Аллана По «Колокола» в переводе известного русского поэта К. Бальмонта. (Как оказалось впоследствии, письмо это было послано молодой виолончелисткой М. Даниловой, которая была поклонницей композитора). Рахманинова стихотворение заинтересовало. С ранних лет увлеченный колокольным звоном и не раз передававший его в своих произведениях, он принимается за сочинение, определяет его жанр как вокально-симфоническую поэму. В четырех частях поэмы показан весь жизненный путь человека от светлой, полной радостных надежд юности до кончины. Мы послушаем 1 часть поэмы, услышим и постараемся прочувствовать образ безмятежной юности, картину зимнего санного пути с серебристым звоном колокольчиков. Радость, трепетное ожидание свадьбы, полет мечты. (слушаем I часть поэмы в исполнении Государственной академической симфоническая капеллы России. Художественный руководитель и главный дирижер – Валерий Полянский. Солист Леонид Бомштейн) Напоследок, хочу коснуться монументального произведения для хора a cappella с солистом, которое входит в золотой фонд всемирного культурного наследия – «Всенощное бдение». Несмотря на принадлежность и строгое следование православным традициям богослужения, его знают, любят и почитают во всем мире.Многие исследователи склонны считать, что «Всенощная» родилась у композитора как молитва о судьбе Родины, которая переживала в тот момент времена суровых испытаний – начало первой мировой войны, предвестие революции, падения самодержавия, смена государственного строя. В конце 1914 года композитор решается написать «Всенощную». Работа продвигалась чрезвычайно быстро – меньше чем за 2 недели было написано все. «На святках написал Всенощную и отдельно к ней из Евангелия от Иоанна глава 15 строфа 13 «Нет больше той любви…»», - напишет он в своем дневнике. Впервые произведение будет исполнено 10 марта 1915 г. – все сборы от концерта пошли на нужды раненным. "Всенощная" состоит из 2 масштабных частей – Вечерни, где вспоминаются ветхозаветные события, и Утрени, где поминают новозаветное время и пришествие Христа. Внутри службы есть неизменяемые песнопения (именно эти части композитор включил в свое произведение) и изменяемые – это стихиры, тропари и другие стихи, приуроченные к конкретному празднованию. Общая динамика Всенощного бдения – от мрака к свету.(слушаем «Богородице Дево, радуйся» в исполнении Государственного академического русского хора имени А. В. Свешникова) Завершить нашу беседу сегодня хочу словами известного русского музыканта, композитора Г.В.Свиридова: «Сочинения Рахманинова содержат в себе простые, но возвышенные и сильные чувства: любовь, восторг перед красотой мира, радость, скорбь и веру. Его музыка открыто обращена к человеку и всегда исполнена вдохновения. Слава и гордость русской музыки С.В.Рахманинов – всегда будет жить в истории отечественного и мирового искусства». Список литературы:1. Бажанов Н. Рахманинов (1962, ЖЗЛ)2. Брянцева В. Рахманинов (1976)3. Воспоминания о Рахманинове. Т. 1 (1961)4. Воспоминания о Рахманинове. Т. 2 (1961)5. Келдыш Ю. Рахманинов и его время (1973)6. Молодые годы Рахманинова. Письма. Воспоминания (1949)7. Никитин Б. Сергей Рахманинов. Две жизни (2008)8. Соколова О.И. Сергей Васильевич Рахманинов (1984)9. Федякин С. Рахманинов (2014, ЖЗЛ) 10.Интернет-ресурсы.