" Методика обучения подвижным играм детей в ДОУ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Методика обучения подвижным играм детей в ДОУ"
Автор: Ольга Владимировна Шалдыбина

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №7 «Ягодка» г. Пензы. Конспект Семинара – практикума Для педагогов ДОУНа тему:«Методика обучения детей подвижным играм».Составила:Инструктор по физкультуреШалдыбина О. В.г. Пенза 2022 г. Цель: совершенствование работы ДОУ по физическому развитию и воспитанию дошкольников, повышение компетентности педагогов в организации подвижной игры и двигательной активности детей.Содержание: Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего развития детей. В ней осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем, а также развивают двигательные навыки и умения, развивает физические качества (быстрота, ловкость, меткость, гибкость, скоростно-силовые качества). Игра способствует развитию честности, дисциплинированности, содействует воспитанию волевых качеств (выдержки, смелости, умение справляться с отрицательными эмоциями и играть в коллективе сверстников). В подвижных играх ребенку предоставляется право самому решать, как действовать в той или иной ситуации, делать свой выбор для достижения цели. Игры помогают расширять и углублять представления детей об окружающем мире, решаются задачи развития речи, математики и т. д. Цель игры - закрепление материала, усвоенного детьми в процессе двигательной деятельности (например: закрепить умение метать мешочек в вертикальную цель, развивать меткость и глазомер, воспитывать нравственно-волевые качества, развивать умение действовать по сигналу и многие другие качества) также могут решаться задачи из других разделов математики или развития речи. В режиме дня подвижные игры используются в группе и на прогулке в свободное от занятий время, во время динамических пауз, а также во время проведения досугов и праздников.Виды игр:
  • по степени физической нагрузки игры бывают большой, средней и малой подвижности,
  • по характеру игровых действий - сюжетные и безсюжетные, с простыми (аттракционы, игры-забавы) и сложными действиями (спортивные игры).
  • по видам движений:
  • С бегом. «Ловишки», «Мы веселые ребята», «Гуси-лебеди», «Бездомный заяц» и др.
  • С прыжками. «Не оставайся на полу», «Удочка», «С кочки на кочку» и др.
  • С лазаньем и ползанием. «Медведь и пчелы», «Пожарные на ученье» и др.
  • С бросанием, ловлей, метанием. «Охотники и зайцы», «Попади в обруч»,
  • «Сбей мяч», «Сбей кеглю» и др.
  • Эстафеты. «Эстафета парами», «Пронеси мяч, не задев кеглю», «Забрось мяч в кольцо», «Дорожка препятствий» и др.
  • Народные игрыПодвижная игра - это осознанная, эмоциональная деятельность детей, направленная на достижение условной игровой цели. Она имеет свою структуру:
  • игровой замысел или цель игры;
  • роли;
  • игровые действия;
  • сюжет;
  • правила игры.
  • Для обеспечения полноценного развития ребенка в игре важно менять условия их проведения, правила и разнообразить способы выполнения двигательных действий. Ребенку интереснее выполнять новое, даже сложное движение, чем повторять давно знакомое.Подвижные игры усложняются с целью:
  • Обеспечить устойчивый интерес к игре;
  • Усовершенствовать двигательные умения и навыки;
  • Решить разнообразные развивающие и воспитательные задачи.
  • Усложнить двигательную игру можно:
  • изменив форму организации игры;
  • усложнив двигательные задачи;
  • изменив форму движения;
  • увеличив количество основных ролей;
  • введя новые роли;
  • введя дополнительные основные движения;
  • введя дополнительные правила и т.д.
  • К составлению новых вариантов игры можно привлекать и самих детей. Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Для того, чтобы игра служила эмоциональным средством физического воспитания детей, она должна проходить с радостью и удовольствием.Выбор игры.-Игры подбираются в соответствии с программными задачами данного возраста,-Учитывается время года и погодные условия,-Место в режиме дня (динамичные в 1-ю половину дня, во 2-ю разные игры, но учитывать усталость и физическую нагрузку в течении дня),- По желанию детей,-По желанию именинника,- По желанию тех, кто отличился чем-то хорошим.К составлению новых вариантов игры можно привлекать и самих детей. Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Для того, чтобы игра служила эмоциональным средством физического воспитания детей, она должна проходить с радостью и удовольствием. В методике проведения подвижных игр можно выделить три этапа обучения: 1. этап первоначального разучивания (ознакомление с подвижной игрой); 2. этап углубленного разучивания подвижной игры, ее вариативное проведение; 3. этап творческого использования ребенком своего двигательного опыта в подвижной игре (соответствует этапу совершенствования техники движения). Если первые два этапа могут следовать непосредственно друг за другом, то последний может быть отнесен на конец игры или следующие ее повторения. Начинать обучать детей подвижным играм нужно с самых простых некомандных игр имитационного характера, постепенно усложняя их и по сюжету, и по содержанию двигательной деятельности. Завершающий этап – командные игры, когда от сравнительно простых игр с поочередным участием переходят к командным соревнованиям. Игры большой подвижности повторяются 2-4 раза, более спокойные 3-5 раз. Общая продолжительность игры в младшей группе - 5-7 мин., в старшей группе – 6 -10 мин. Во многом игра способствует развитию индивидуальных способностей ребенка, помогает избавиться от некоторых физических недостатков и психологических комплексов. Это особенно заметно при сравнении детей, участвующих в соревнованиях, с теми, кто лишен такой возможности, или же уклоняется от них по собственной инициативе. Практические задания 1 задание. Инструктор по физкультуре показывает воспитателям на примере одной подвижной игры как обучать детей подвижной игре на первом этапе обучения. 2 задание. Педагогам предлагают разделиться на подгруппы согласно возрастным группам, в которых они работают (можно по интересам). Воспитатели выбирают себе карточку с описанием подвижной игры (одну на подгруппу) советуются и показывают организацию обучения этой игре детей на первом этапе обучения. Затем рассказывают как можно её усложнить на третьем этапе обучения.