«Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имен прилагательных»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имен прилагательных»
Автор: Хоменко Лилия Николаевна
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФФЕСИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ«КРЫМСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И ТОРГОВЛИ»Методическая разработка открытого урока-практикума «Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имен прилагательных»Преподаватель: Хоменко Л.Н. Симферополь, 2020Учебная методическая разработка для преподавателей по дисциплине «Русский язык» содержит теоретический материал по теме «Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имен прилагательных», разработку занятия; позволяет познакомиться с работой преподавателя, использующего приемы активного вовлечения обучающихся в процесс обучения. В методической разработке можно также найти терминологический материал, позволяющий проверить уровень усвоения знаний обучающимися; интересные задания, развивающие творческий потенциал обучающихся.Данный методический материал помогает педагогу выстроить занятия таким образом, чтобы не только вызвать у обучающихся интерес к изучаемым предметам, но и превратить обучающегося из пассивного слушателя в активного участника образовательного процесса.СодержаниеВведение. Использование технологии деловой игры на занятияхрусского языка……………………………………………………………………4Занятие по дисциплине «Русский язык». «Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имен прилагательных»…………………..8Список используемой литературы……………………………………........16 Введение.Использование технологии деловой игры на занятиях русского языка.При использовании технологии проектного обучения в процессе изучения литературы и русского языка реализуются, прежде всего, такие его элементы, как дискуссионность, развитие креативных способностей студента, раскрытие их интеллектуального потенциала, углублённое внимание к задачам исследовательского, литературоведческого характера.Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность обучающихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка.Цель игровых технологий – приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт.Игровые технологии – самые древние технологии в мире. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению.Игровые технологии используются для решения следующих задач:- активизация познавательного интереса;- развитие коммуникабельности;- создание условий для творческого самовыражения;- развитие памяти, внимания, мышления, воображения;- конструктивное общение в составе социальной группы;- создание позитивного психологического климата в коллективе.Игровые технологии – самые древние технологии в мире. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению. Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.Игра требует от участников сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, любознательность, вырабатывает учение быстро ориентироваться, находить правильные решения, создает ситуацию азарта, поиска, вызывает стремление помочь своей команде. Девиз моей педагогической деятельности: «Учение без принуждения». Задача – сделать процесс обучения занимательным, создать у обучающихся ситуацию успеха, переживание радости познания, облегчить преодоление трудностей в усвоении большого и сложного учебного материала. Урок – деловая играДеловые игры делятся на производственные, организационно – деятельностные, проблемные, учебные и комплексные. Отличие учебных деловых игр заключается в следующем: Моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций; Поэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего; Наличие конфликтных ситуаций; Обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;Использование описания объекта игрового имитационного моделирования;Контроль игрового времени;Элементы состязательности; Правила, системы оценок хода и результатов игры. Технология деловой игры состоит из следующих этапов, входящих в данную технологическую схему:1. Этап подготовки.2. Разработка игры (разработка сценария, план деловой игры, содержание инструктажа, подготовка материального обеспечения).3. Ввод в игру (постановка проблемы, целей, условия, инструктаж, регламент, правила, распределение ролей, формирование групп, консультации).4. Этап проведения.5. Групповая работа над заданием (работа с источниками, тренинг, «мозговой штурм», работа с игротехником).6. Межгрупповая дискуссия (выступление групп, защита результатов, правила дискуссии, работа экспертов).7. Этап анализа и обобщения (вывод из игры, анализ, рефлексия, оценка и самооценка работы, выводы и обобщения, рекомендации).Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идет ввод в игру, ориентация на деятельность участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы, выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией.Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться в ее развитие и изменять ее ход. Только ведущий (в данном случае – учитель) может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников:Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры.Здесь осуществляется выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета. Деловые игры при правильном использовании, грамотном включении в учебный процесс могут стать эффективным средством активизации деятельности учащихся на уроках русского языка. «Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их»,- писал К.Д.Ушинский. Как же развить и совершенствовать детские способности на уроках такого непростого школьного предмета, как русский язык?Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний ( в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока, контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок (можно назвать свои уроки по-разному: уроки-конференции, аукционы, диспуты, путешествия, КВНы, зкзамены и т. д.). Всё зависит от настроя самого педагога, от его желания заинтересовать ребят!Занятие по дисциплине «Русский язык»«Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имен прилагательных»Тема: «Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имен прилагательных»Цель урока: углубить знания об имени прилагательном как части речи, обычаи и традиции чаепития разных народов мира.Задачи:Образовательная: уметь определять разряды имён прилагательных, их морфологические и синтаксические признаки, правильно писать окончания прилагательных, целенаправленно использовать в речи имена прилагательные.Развивающая: пополнить активный запас словаря обучающихся; создать условия для развития умений и навыков использования имёен прилагательных в речи; развивать мыслительную деятельность и творческие способности.Воспитательная: воспитывать уважение к языку; повышать культуру речи; учить видеть связь языка с историей народа.Планируемые результаты:Предметные: Обучающиеся должны знать: - что такое имя прилагательное; - разряды имён прилагательных, морфологические признаки. Обучающиеся должны уметь: - уметь определять разряды имён прилагательных, их морфологические и синтаксические признаки;- правильно писать окончания прилагательных, целенаправленно использовать в речи имена прилагательные.Личностные: - осознание уважительного отношения к русскому языку, потребности сохранения чистоты русского языка; - стремление к совершенствованию своей речи для свободного выражения мыслей, чувств при общении.Метапредметные: - владение всеми видами речевой деятельности; - способность использования полученной информации из различных источников (средства массовой информации, ресурсы Интернета, словари), умение самостоятельно проводить поиск информации; - способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; - умение прислушиваться к мнению и высказыванию одногруппнников, сотрудничать друг с другом в парах, группах; - способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.Тип занятия: урок повторения и обобщения знаний.Форма урока: деловая игра.Оборудование: отрывки из художественных произведений, словарь иностранных слов, различные сорта чая, самовар, чайная посуда.Приёмы работы: работа с художественными текстами, устный опрос, словарная работа с опорой на этимологический анализ ,,трудных” слов, сообщения учащихся, творческая работа, выборочный диктант, синтаксический разбор предложения.Ход урокаОрганизационный момент-создание благоприятной психологической атмосферы;-проверка организации рабочих мест обучающихся;-проверка внешнего вида;-проверка списочного состава обучающихся и заполнение журнала, рапорта и рапортички.2. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.- Только вчера мы закрыли страничку фольклора, а сегодня наш урок вновь начинается именно с неё. Разгадывание загадок – одно из ваших любимых занятий, и сейчас я предлагаю разгадать одну из них.Его сперва китайцы пили, Вслед индейцы подхватилиМоду пить напиток этот –И пошёл гулять по свету!После к немцам кораблиЭто зелье привезли…..Нынче на Руси народСей напиток шибко пьёт.О чём идёт речь? Обучающиеся: О чае.3. Мотивация учения на разных этапах урока:- познавательные методы - творческое задание.- эмоциональные методы - поощрение, создание ситуации успеха (оценивание);- социальные методы - создание ситуации взаимопомощи, сотрудничества.Педагог: Сегодня я предлагаю вам стать участниками несколько необычного проекта - ,,чайного”. Ведь чайный напиток является повседневным дополнением к нашим трапезам. О пользе чая слышали многие, но мало кто знает, в чём заключается эта польза. Широкий ассортимент сортов и типов чая на прилавках наших магазинов часто затрудняет решение проблемы: какому виду чая отдать предпочтение. Поэтому одна из главных задач проекта – популяризация чая.Представим, что наша группа– это Институт чаеведения (на доске прикрепляется табличка ,,Институт чаеведения”), а вы – сотрудники различных лабораторий и отделов этого института.Разрешите вам представить:- биологическую лабораторию;- технологическую лабораторию;- отдел по внешним связям;- медицинскую группу.Каждому из вас было предложено стать участником какой-либо группы, и сегодня каждая группа осветит ряд вопросов, относящихся к чайной теме.А теперь послушайте стихотворение:Чай горячий, ароматныйИ на вкус такой приятный.Он недуги исцеляет,Он усталость прогоняет,Силы свежие дарит,Всем за стол присесть велит!С удивлением школьный мирСлавит добрый эликсир!За счёт чего создаётся такое яркое описание этого замечательного напитка?Как называются эти слова?Обучающийся: Имена прилагательные.(На доске записывается число и тема урока)Педагог: Для чего в речи нужны имена прилагательные?Обучающиеся: Имена прилагательные дают полную информацию о предметах, текст становится выразительным.Педагог: Все ли возможности прилагательных раскрыты в этом стихотворении?Обучающиеся: Нет.Педагог: Приведите примеры из известных вам произведений, подтверждающих богатство значений прилагательных. (Каждая группа предлагает свой вариант, а другие группы указывают, откуда взяты строки, и выписывают из текстов имена прилагательные).1-я группа (биологическая)Смеркалось; на столе блистаяШипел вечерний самовар,Китайский чайник нагревая,Под ним клубился лёгкий пар.Разлитый Ольгиной рукою,По чашкам тёмною струёюУже душистый чай бежал,И сливки мальчик подавал.(А.С. Пушкин ,,Евгений Онегин”)2-я группа (технологическая),,Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу”.(М.Ю. Лермонтов ,,Герои нашего времени”)3-я группа (медицинская) ,,Я признаться не охотник до чаю: напиток дорогой и цена на сахар поднялась немилосердно”. (Н.В. Гоголь ,,Мёртвые души”).4-я группа (отдел по внешним связям)Час дружеских бесед у чайного столаХозяйке молодой и честь и похвала!По православному не на манер немецкий,Не жидкий как вода или напиток детский,Но Русью веющий, но сочный, но густой,Душистый льётся чай янтарною струёй.(П.А. Вяземский)Педагог: Расскажите, что вам известно об имени прилагательном как части речи.(Обучающиеся рассказывает правило об имени прилагательном как части речи, раскрывая общеграмматическое значение, морфологические, синтаксические признаки);Педагог: Назовите правила и орфограммы по данной теме.Обучающиеся: Разряды имён прилагательных, степени сравнения прилагательных, правописание НЕ с прилагательными, буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных, Н – НН в суффиксах прилагательных, дефисное и слитное написание сложных прилагательных.Педагог: Сегодня на уроке мы повторим и закрепим следующие правила: определение разрядов имён прилагательных, морфологических и синтаксических признаков, правописание падежных окончаний прилагательных. Задание 1. Определите разряд имён прилагательных, выписанных из художественных произведений (работа у доски);Вечерний (отн.), китайский (отн.), лёгкий (кач.), Ольгиной (прит.), тёмною (кач.), душистый (кач.), чугунный (отн.), единственная (кач.), дорогой (кач.), чайного (отн.), молодой (кач.), православному (отн.), немецкий (отн.), жидкий (кач.), детский (отн.), сочный (кач.), густой (кач.), душистый (кач.), янтарною (кач.).Педагог: Расскажите правило о разрядах имён прилагательных.(Обучающиеся делает вывод по данному правилу).Педагог: А сейчас слово предоставляется сотрудникам биологической лаборатории. Из их выступления вам предстоит выписать пять – шесть словосочетаний (прилагательное + существительное), определить морфологические признаки прилагательных, графически обозначить окончания прилагательных.(По ходу выступления каждой группы заполняется этимологическая страничка)Вопросы для сотрудников биологической лаборатории (обучающимся предлагались заранее).Что означает слово ,,чай” и каково его происхождение?Как выглядит чайное растение?Как появился чай в России?Выступление биологической группы.Проверка задания.В это же время, когда обучающиеся определяют морфологические признаки, и выполняют морфологический разбор прилагательного ЧАЙНОГО.Педагог: В чём особенность определения морфологических признаков имён прилагательных? Обучающиеся: Морфологические признаки имёни прилагательного определяются по имени существительному, к которому оно относится.Учитель: А вот какую интересную информацию добыли участники проекта из медицинской группы. Своё выступление они назвали. Добрый доктор – чай”. Текст выступления предлагается каждому участнику проекта. Ваша задача – определить синтаксическую функцию имён прилагательных. Биологическая группа – I, II абзацы, технологическая – III, IV абзацы, отдел по внешним связям – V, VI.Вопросы для сотрудников медицинской группы (обучающимся предлагались заранее).Есть ли в чае витамины? Если есть, то какие и как они влияют на организм человека?Можно ли чай использовать как лекарство? Если можно,то какие недуги излечиваются чаем?Выступление медицинской группы. 2Проверка задания (по группам).Педагог: Какова синтаксическая функция имён прилагательных?Обучающиеся: Имена прилагательные в тексте являются определениями, могут выполнять функцию сказуемого.Педагог: А теперь мы послушаем участников технологической лаборатории. Вам необходимо прослушать текст, определить основную мысль, используя имена прилагательные, озаглавить его. Вопросы для сотрудников технологической лаборатории (обучающимся предлагались заранее).Чем отличается листовой чай от гранулированного?Что такое байховый чай?Что означает слово ,,купаж”?Выступление технологической лаборатории.Проверка задания.: Основная мысль текста: ,,Листовой чай – это чай более дорогой, более высокого сорта. Гранулированный чай – это чай из оставшихся мелких крошек после сортировки. Купаж – это сухой чай, выращенный на различных плантациях, обработанный на разных чайных фабриках, смешанный между собой”Педагог: В программе проекта предусмотрено тестирование чая.Оказывается, человек, посвятивший свою жизнь определению качеств чая, называется ТИТЕСТЕРОМ.Словарная работа.Титестер - ,,ти” – чай, ,,тестер” – исследующий.Чтобы стать титестером, необходимо иметь природный талант, который встречается реже, чем талант певца или художника. Кроме таланта, надо обладать обширными знаниями таких дисциплин, как биология, ботаника, биохимия, физика, экономика (особенно экономика чайной торговли).Профессия титестера требует от человека многих жертв. Он не должен курить, употреблять спиртные напитки, обязан воздерживаться от пищи с ярко выраженным ароматом: солений, копченостей, пряных трав и даже сладостей. Титестер не имеет права пользоваться духами, ароматизированной зубной пастой, душистым туалетным мылом. Руки он моет только специальным чайным мылом.Титестер обязан беречь свое здоровье: ведь обычный насморк у титестера — это событие, которое лишает его возможности работать, а чайная компания понесет большие убытки.Тестирование чая — сложный и разнообразный процесс.Я приглашаю по одному представителю от каждой группы на время стать титестерами. (На отдельном столе располагаются различные заваренные сорта чая. Участникам предлагается продегустировать чай и заполнить протокол, состоящий из следующих пунктов: аромат, вкус, цвет, крепость, интенсивность настоя, прозрачность).Пока участники дегустируют чай, нас с вами ждёт интересный материал, подготовленный сотрудниками из отдела внешних связей. Своё выступление они назвали ,,По странам и континентам”.Вопросы для сотрудников отдела по внешним связям (обучающимся предлагались заранее).Как используют чайный напиток в других странах?Каковы традиции чаепития в этих странах?А правда, что в России внесли много новшеств в чаепитие?Выступление сотрудников отдела по внешним связям. Педагог: Выполнение синтаксический разбор предложения.Чаепитие на Руси – это признак хорошего тона, а задушевный застольный разговор за чаем – национальная черта, особенность России.Выступление титестеров.Педагог: Особенности этого замечательного напитка (чая) помогли нам понять чудесные слова. Какие?Обучающиеся: Имена прилагательные: чудесный, ароматный, янтарный, вкусный, чёрный, зелёный…..(Этимологическая страничка, заполненная по ходу урока: чай, типсы, флешь, вегетация, купаж байховый, титестер)Педагог: Подходит к завершению наш урок. Какие правила мы с вами сегодня повторили по теме: ,,Имя прилагательное как часть речи?”Обучающийся: Разряды имён прилагательных, морфологические и синтаксические признаки прилагательных, правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.Педагог: Я хочу поблагодарить всех участников ,,Чайного проекта”, которые подготовили интересный и познавательный материал, за совместную работу и приятное общение. Надеюсь, что знания, полученные сегодня на уроке, приобретут практическую значимость. Главную задачу проекта (популяризацию чая) нам удалось выполнить.Помимо загадок у русского народа есть ещё и мудрые изречения. ,,Чай человеку подать – уважение оказать!”.Вот и я хочу оказать уважение всем присутствующим и пригласить к нашему столу.Посидеть за самоваромРады все наверняка.Ярким солнечным пожаромУ него горят бока.Самовар пыхтит, искритсяЩедрый, круглый, золотой.Озаряет наши лица он своею добротой.Лучше доктора любогоЛечит скуку и тоскуЧашка вкусного, крутого,Самоварного чайку!Подведение итогов. Выставление оценок.Задание на дом: написать сочинение по теме: ,,Реклама продуктов питания”Список используемой литературыПеречень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературыДля обучающихся:Основная литература:1. Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин). Учебник «Русский язык. 9 класс», издательство «Просвещение», 2014.Дополнительная литература:Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ.учреждений сред. проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – 13-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 320с.Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Е.Д. Ващенко. - Изд. 8-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 349 с. – (Средне профессиональное образования).Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. – М., 2014.Учебник. Литература под. ред. Г.А. Обернихиной. М.: Издательский центр «Академия», 2010.Интернет - ресурсы:ЭБС «Znanium.com»: Русский язык и культура речи: Учебник. — 2-с изд., перераб. и доп./под ред. проф. О.Я. Гойхмана. — М.: ИНФРА-М, 2009. - 240 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: gramma. ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенство-вания устной и письменной речи, создания и редактирования текста).www.krugosvet.ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энцикло-педия Кругосвет»).www.school-collection.edu.ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресур-сов»).www.spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка»).