Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников
Автор: Смелая Елена Константиновна
Тема: « Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».Самое лучшее – всё проверятьэкспериментальным путём:тогда, действительно,можно приобрести знания,а не строить догадкии делать умозаключения…Марк ТвенВ 2020-2021 учебном году мною была изучена тема «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников». Целью работы по самообразованию было: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования опытно-экспериментальной деятельности как средства формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.Перед собой я ставила следующие задачи:-изучить методическую литературу по проблеме развития познавательной активности дошкольников через экспериментирование;-создавать условия для познавательно-исследовательской активности детей;-помочь воспитанникам в освоении соответствующего словаря, умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.В соответствии с целями и задачами был разработан перспективный план на 2020-2021учебный год для работы с воспитанниками и родителями. Мною была подобрана и изучена методическая литература, методики, технологии, формы, методы и приёмы работы; были определены актуальные темы консультаций для родителей.По результатам проведённых на начало года диагностик я обнаружила, что дети проявляли слабый интерес к опытно-экспериментальной деятельности, предпочитая другие виды деятельности; у них отсутствовало ряд навыков и необходимых умений для экспериментирования (умение ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом); познавательный интерес выражен недостаточно; дети мало знали о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы. Полученные данные свидетельствовали о необходимости создания опытно-экспериментальной работы, направленной на развитие познавательного интереса у детей моей группы. Изучив методическую литературу по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментирования пришла к выводу, что детская опытно-экспериментальная деятельность наряду с игровой является одним из главных и естественных проявлений детской психики, а поисковая активность заложена генетически. Задача взрослых – создать условия для реализации этой активности. Одним из условий решения задач по экспериментальной деятельности в детском саду является организация предметно-развивающей среды, которая должна обеспечивать развитие активной самостоятельной детской деятельности.Поэтому в начале учебного года совместно с родителями Центр экспериментирования «Юные исследователи» в группе был пополнен различными инструментами и материалами для проведения экспериментальной деятельности (увеличительными стёклами, магнитами; разнообразными сосудами из стекла, пластмассы, металла, разного объёма и формы; природными материалами, бумагой разного вида, пипетками, мерными ложками, деревянными палочками, шприцами (без игл), мерными стаканчиками;С помощью центра «Юные исследователи» дети могли узнать об объектах и предметах окружающего мира с разных сторон, т.е. сформировать целостное видение картины изучаемого. В работах многих отечественных педагогов (Н.Н. Поддьякова, А.П. Усовой, Е.Л. Панько) говорится, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.В течение года мною была составлена картотека опытов и экспериментов для старшего дошкольного возраста. Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат.Работая с моими воспитанниками по опытно-экспериментальной деятельности, ребята находились в позиции исследователей, и совместно со мной находили решение проблемно-поисковых ситуаций. В процессе поиска уточнялись знания и представления детей о свойствах и качествах объектов, формировались основы логического мышления и совершенствовались умения классифицировать, сравнивать и обобщать. Так же в ходе опытной деятельности ребята учились наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.Опыты, игры – эксперименты я подбирала самые разнообразные, но самое главное - они были интересные и привлекательные для моих детей, а также они соответствовали их возрасту. Это запланированные опыты и эксперименты, которые требуют от меня определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования, случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в центре природы или на участке , сравнительные эксперименты, позволяющие мне научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений и обобщающие эксперименты , проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов.В своей работе с воспитанниками я использовала следующие формы работы: совместная деятельность воспитателя с детьми; индивидуальная работа с детьми; свободная самостоятельная деятельность самих детей; консультативная работа с родителями.Методы работы: словесные; наглядные; практические; игровые. Приёмы работы: наблюдения; беседы; опыты; эксперименты; экскурсии; викторины; дидактические игры.Виды экспериментов, используемых в работе:По характеру объектов, используемых в эксперименте: с растениями; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.По месту проведения опытно-экспериментальной деятельности: в группе; на участке.По количеству участвующих: индивидуальные; групповые; коллективные.В течение года мы проводили наблюдения за сезонными изменениями, за насекомыми, птицами (воробьи, вороны, дятел), за животными (кошки, собаки); проводили наблюдения за природными явлениями (солнцем, дождём, туманом, снегом, градом, и т.д.), знакомились с понятием круговорота воды в природе, откуда берется дождь, почему утром мы видим росу на траве и растениях. В апреле мы высаживали укроп, лук, фасоль, горох, проводили опыты с фасолью. Большой интерес у детей вызвал опыт с проращиванием картофеля. Вначале мы держали клубни картофеля до появления ростков в тёмном месте, потом высадили в прозрачную ёмкость, чтобы были видны корни для наблюдения. Так же с воспитанниками проводились дидактические игры:« К дереву беги!», «С какой ветки детки?», «Какое небо?», «Беги в тот дом, какой назову», «Воздух, земля, вода», «Где снежинки?», «Весной, летом, осенью», «Собери картинку животного», «Цветочный магазин» и многие другие.Экспериментальная деятельность охватывает все образовательные области.Например, в рамках ОО «Познавательное развитие», направление развития ФЭМП, мы проводили такие эксперименты, как:- измерение протяженности, измерение длины, объёма с помощью условной мерки; измерение сыпучих веществ, определение массы предмета; расстояние между предметами; упорядочивание предметов по размеру и массе; сравнение величин по глубине. По направлению развития «ознакомление с миром природы» например с рыбами, каждое НОД включало экспериментирование в рамках которого, проводили: фильтрацию воды, изучался круговорот воды в природе, проводились эксперименты «Чем дышат рыбы?», « Почему форма рыб напоминает овал?», «Почему рыбы не тонут?» и многое другое.В рамках ОО «Художественно-эстетическое развитие», направление развития «Рисование», мы с ребятами смешивали краски; знакомились с техникой рисования мыльными пузырями; рисования мылом; техникой рисования «Гратаж»; рисование мелками с тонированием акварелью, рисование-экспериментирование с разными цветами спектра.Результаты проведённых опытов всегда отражались в дальнейших беседах с детьми. Дети с увлечением рассказывали, что они делали, что получилось, анализировали полученные знания. Это положительно сказалось на развитии речи детей, умении выстраивать сложные предложения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.В рамках ОО «Речевое развитие» направления развития «Чтение художественной литературы» нам не раз приходилось сталкиваться с проблемными вопросами, которые требовали от нас постановки гипотезы и последующего доказательства выдвинутой теории, нередко мы на основе произведений проводили опыты. Например, после прочтения сказки «Как лиса училась летать» дети задались вопросом: Почему все животные на земле не летают? И каких мы знаем животных, которые умеют летать? А в русской народной сказке «Крылатый, мохнатый да масленый» дети самостоятельно догадывались по именам, о каких героях идёт речь. При проведении опытно-экспериментальной деятельности у детей обогатился активной и пассивной лексикой словарный запас. Дети познакомились с новыми понятиями и словами, такими, как: лаборатория, учёный, эксперимент, опыт, соли, раствор, фильтрование, растворение, кипячение, таяние, отстаивание, призма, разложение света, спектры цвета, магнетизм. Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Для родителей были организованы консультации: «Какую роль играет экспериментирование в жизни дошкольников», «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников», «Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях», «Неизведанное рядом», подготовлены индивидуальные памятки «Опытно-экспериментальная деятельность на прогулке. Творим вместе», «Чего нельзя и что нужно делать, для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»; буклеты «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста», «Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе и развитие речи. Есть ли связь?». По запросу родителей были организованы индивидуальные беседы.После проведенной мной работы в течение учебного года по опытно-экспериментальной деятельности и проведения диагностики в конце учебного года видна положительная динамика в развитии познавательной деятельности ребят, так как особое внимание уделялось индивидуальной работе с воспитанниками, учитывались возрастные и психологические особенности дошкольников. В течение учебного года дети активно вовлекались в опытно-экспериментальную деятельность в ходе режимных моментов, проведения НОД, в самостоятельной деятельности. Результаты проведенной работы за год показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);повышение уровня развития познавательных процессов;речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.); знания детей о неживой природе;Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей , с которыми проводилась планомерная работа в группе и дома, что свидетельствует об эффективности использования экспериментальной деятельности как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Результаты диагностик показали, что развитие познавательных интересов находится на среднем уровне. Но в данном случае важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; соответственно, и оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает.В группе проведение экспериментов стало нормой жизни, я их рассматриваю не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Поставленную цель темы самообразования считаю выполненной, но при этом следует отметить, что необходимо продолжать планомерную работу по развитию познавательных интересов старших дошкольников через экспериментирование..Перспективы развития: продолжать работу над темой самообразования в 2021-2022 учебном году; расширить приёмы работы в рамках темы самообразования.