"Корень слова. Однокоренные слова"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Корень слова. Однокоренные слова"
Автор: Попова Наталья Александровна

Тема урока: Корень слова, однокоренные слова.Цель урока: Научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные словаЗадачи:- обучающие1)дать определение корня слова;2)формировать умение подбирать однокоренные слова, выделять в них корень;-развивающие1)пополнять словарный запас, расширять кругозор.2)работать над развитием связной речи учащихся; 3)развивать творческую мыслительную деятельность, память, внимание, воображение.-воспитательные1) воспитывать любовь и бережное отношение к природе;2)воспитывать усидчивость и интерес к предмету.Тип урока: Урок открытия новых знанийФормы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная. Ход урока:
  • Организационный момент .
  • Необычный день у нас.Гости к нам пожаловали в класс.- И гостям сказать нам надо?-Видеть Вас мы очень рады!-Давайте поприветствуем гостей как ученики. Встанем.2. Актуализация знаний. 2.1 Минутка чистописания. - Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. (Сегодня у нас 21 октября . Классная работа. ) - Назовите орфограмму в слове «классная». (Удвоенная «с») ДОСКА:Корень учения горек, а плод его сладок.-Прочитайте пословицу, каждый про себя, а для всех громко читает…..-Как вы понимаете эту пословицу. (Учиться тяжело, а когда вырастешь, будет легко.)-Запишите эту пословицу себе в тетрадь. С красной строки, с заглавной буквы, как минутку чистописания – красиво, соблюдая наклон, соблюдая все соединения. -Пусть эта пословица будет вашим девизом в жизни, чтобы вы понимали, что учиться это всегда тяжело, но знания пригодятся вам в жизни. 3. Словарная работа.-Посмотрите на доску. Какое задание вы можете предложить мне выполнить? ДОСКА:Б.реза, ябл.ня,.сина, , з.мляника, м.рковь, м.лина.(Вставить пропущенные буквы.)- Вставьте все пропущенные буквы. Запишите слова в тетрадь. Вставленные буквы подчеркните карандашом. - Давайте проверим, какие буквы вставили в эти слова.- Оцените свои знания. Если вы не допустили ни одной ошибки, поставьте себе 5, если 1 ошибку –«4», если 2 ошибки- «3», у кого более 3х ошибок, вам надо выучить словарные слова.- К какой теме относятся эти слова? (Растения.)4. Мотивация учебной деятельности.- Где можно встретить растения? Где они растут? (В лесу, в огороде, в поле, там, где есть земля._- Что есть у каждого растения? (Корень, ствол, ветки, листики)- Без чего не могут жить растения, что самое главное в растении? - Без веточек может жить растение? (Да)- Без листиков может жить растение? (Да.)- Без цветочков? А без корня? (Нет)Вывод: получается, что самая основная часть у дерева – корень. (Мы с вами разобрали, почему.)- А знаете ли вы, что слова тоже могут жить на дереве? Как-то много лет назад Это слово, слово – корень, Посадили странный сад. Разрастаться стало вскоре,Не был сад фруктовым – И плоды нам принесло, Был он только словом. Стало много новых слов.-Посмотрите, какие слова можно образовать от слова «сад» (вешаю на доску слова, вешаю на доску слово «садик», связано ли это слово со словом «сад», да. садик – это маленький сад. «Садовый» - принадлежащий саду. «Садовник» - человек, который работает в саду. « Палисадник» - маленький участок земли перед домом.- Дети, чем похожи эти слова? (во всех словах есть слово сад.) Эти слова произошли от какого слова? (Сад.)- У этих слов есть одинаковая часть. (Сад.)ВЫВОД: эта общая часть, которая есть у всех этих слов, называется точно так же, как и общая часть растения. (Корень.)А все слова называются «однокоренные».6. Формулирование проблемы, планирование деятельности.- Дети, кто уже догадался, о чем мы будем говорить на уроке?- У вас на столах карточки «Я знаю, я умею, я могу». Предлагаю вам заполнить карточки. 1 колонка – начало урока, 2- конец урока. * Я знаю, что такое родственные слова. * Я знаю, что такое корень слова. * Я знаю, что такое однокоренные слова. * Я умею находить корень слова. * Я смогу выделить корень в словах.- Теперь поделитесь, где вы поставили минус?7. Развитие умений – применение знаний.Ааблюдение за однокоренными словами, значением корня.- Возвращаемся к нашим словам, выписываем их в тетрадь через запятую. Итак, мы сказали, что общая часть у всех этих слов «сад», а как же на письме нам это показать. Выделяем корень вот такой дугой .- Хотите сами стать садовниками? Посадим корень СТОЛ.- Образуйте от этого корня новые слова. (Столик, настольный, столовый, застолье.)- Ребята, как называются такие «расплодившиеся» слова? (Однокоренные).- Проведем небольшой опыт, назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово? Как значение этого корня присутствует в других словах: «столик» - маленький стол;«Настольный» - стоящий на столе;«Столовый» - нужный для стола;«Застолье» - еда на столе.- А теперь закройте корень и прочитать оставшуюся часть. Ясен ли смысл слова?- Без какой же части не может быть слова? (Без корня)- Почему? ( Да потому что в корне заключен главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла)ВЫВОД: у однокоренных слов есть общая часть- один и тот же корень. В корне заключен общий смысл однокоренных слов.5. Физминутка.-На доске написаны пары слов. В одних – родственные слова, а в других — нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.лес есник , стена- гвоздьрека- плот , кот - котиксад - садовый, поле - полюшкодом - домашний, дом - дым - Что помогало вам в работе, какие признаки однокоренных слов? Б) Работа по учебнику.- Сравним наши выводы с текстом в бежевой рамочке учебника стр. 61.Упр.84 (развивается умение находить общую часть однокоренных слов)- Прочитайте слова, что общего у них в значении, с каким словом они все связаны? Докажите это.- Чем различается лексическое значение этих слов? ( Дом- жилище, домище-большой дом, домишко маленький дом) - А что общего у них в значении? ( Все слова связаны со словом «дом» как жилище)- Спишите самостоятельно через запятую.В). Работа в парах.- Поработаем в парах. Возьмите карточку, соедините слова левого столбика с однокоренными словами из правого: лес сад вода больной море деревянный садовый лесной боль водичка дерево моряк- Итак ,дети, каким же двумя признаками должны обладать однокоренные слова?1. Иметь общую часть (корень).2. Иметь общее лексическое значение.Г) Занимательная минутка.Задание: как появились такие слова? Мотоциклист, школьник, грибник, подруга.Д) Работа в распознавании однокоренных слов.Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.1. Сад, садовник, садовые.2. Смелый, отважный, храбрый.3. Больница, боль, большой.4. Горе, горевать, горный.5. Чистота, чистый, чистить.6. Горюет, плачет, печалится.7. Мороз, замороженный, морозит.8. Итог урока.- Предлагаю вам вернуться к карточке «Я знаю, я умею, я могу» и заполнить второй столбик. Подведем же итоги, у кого появились плюсики во второй колонке.- Что такое корень?- Что такое однокоренные слова?- Назовите 2 признака, которыми должны обладать однокоренные слова? (Иметь общую часть (корень), иметь общее лексическое значение)9. Рефлексия учебной деятельности.- А сейчас, пожалуйста, оцените сами себя, поднимите зеленую карточку, если вы довольны своей работой на уроке, у вас всё получилось. Поднимите красную карточку, если не всё было понятно, вы не уверены в своих знаниях.10. Домашнее задание.Стр. 62, упражнение 88.