"Состав слова.Распознавание частей слова."
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Состав слова.Распознавание частей слова."
Автор: Татьяна Владимировна Абаплова
Конспект урокапо русскому языкув 4-ом классепо теме«Состав слова. Распознавание частей слова»Автор: Абаплова Т.В.учитель начальных классовТема: «Состав слова. Распознавание значимых частей слова»Тип урока: открытия новых знаний.Цель урока: создать условия для осознания и осмысления полученной информации.Планируемые результаты:Личностные – устойчивый познавательный интерес к русскому языкуКоммуникативные – слышать и слушать других учащихся, приходить к общему решению в совместной деятельностиПознавательные – проводить наблюдения над языковыми единицами.Предметные – распознавать морфемы, членить слово на морфемы, выполнять морфемный разборМетапредметные – владеть различными видами аудирования, осуществлять информационную переработку текста.Задачи:1) сохранение физического и эмоционального здоровья учащихся во время урока; 2) воспитание доброго отношения друг к другу; 3) развитие коммуникативных качеств личности (умения работать в паре, вести учебный диалог, проводить самооценку); 4) закрепление понятия морфемы как значимой части слова;5) обучение правилам и навыку морфемного разбора слова;6) развитие орфографической зоркости .Ход урокаОрганизационный этап.Стих (проверка домашнего задания) Минутка чистописания. Мотивация УД.__крбл_____________________________ __ра_бл _ко_________________________ ______________________________ -Какое слово можно составить из букв? (корабль)- Это словарное слово. Поставьте ударение, укажите непроверяемую орфограмму.- Какая характеристика подходит к этому слову? Выберите нужный вариант.а) 7 букв, 7 звуков;б) 7 букв, 8 звуков;в) 7 букв, 6 звуков.- Составьте с этим словом предложение по схеме.- Запишите предложение. Найдите грамматическую основу. Дайте характеристику предложению.__________________________________________________________________________ Актуализация знаний.- Сегодня на уроке нам предстоит на нашем корабле знаний отправиться в необычную страну под названием «Морфемика»- Обратимся к толковому словарю, найдем значение этого слова.«Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы». IV. Изучение нового материала- Послушайте сказку об этой стране и скажите, о каких морфемах в ней говорится.«В одном городе Морфемосе жили – были четыре морфемы. Каждая работала по своему назначению: Приставка помогала в образовании новых слов, Корень обозначал общую часть родственных слов, Суффикс помогал появляться новым словам, Окончание – было изменчивым и помогало связывать слова в предложении. Каждая считала себя главнее других и каждая хотела стоять первым в слове. Из-за этого они постоянно ссорились, и новые слова всегда получались с ошибками. Пока, однажды, с ними не приключилась неприятная история. Глава города дал частям слова задание составить слово «ПОДУШКА». Они перессорились, пока составляли это слово и написали слово «УШПОДКА». Им стало очень стыдно за своё поведение, и они поняли, что каждый из них главный, но каждый должен стоять на своём месте: Приставка должна стоять перед Корнем, Корень должен стоять между Приставкой и Суффиксом, Суффикс - стоять после Корня, а Окончание - в конце слова. Тогда будет порядок. С тех пор они подружились, перестали ссориться и стали жить – поживать, да правильные слова составлять!V)Постановка цели и задач урока. - О каких морфемах говорится в этой сказке?- Для чего они нужны в русском языке?- Какова будет тема урока? (Состав слова)- Какой будет главный вопрос урока? (Для чего нужны части слова?)- Чтобы на него ответить, составим план урока: ПланРаспознавание частей словаРазбор слова по составу3. Нахождение слов по схемамVI) Применение знаний и умений в новой ситуации.1. Работа в паре (Приложение 1)- Я предлагаю вам поработать в паре. Перед вами таблица, в которой указаны части слова и их определения. Ваша задача: соотнести их.(работа в паре)Ответы учащихся2. Работа с учебником.- Наш кораблик знаний причалил к берегу…на страницу учебника 51.Упр. 77 стр.51- Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. Что вы видите?- Прослушайте стихотворение, назовите из какой оно сказки?- Прочитайте стихотворение про себя, найдите однокоренные слова.- Запишите слова, выделите корень.Комментированная запись на доске:Корабль, кораблик, корабельщики.-С помощью каких частей слова были образованы другие слова?- Какие еще однокоренные слова можно подобрать?- Какие еще однокоренные слова вы нашли в этом стихотворении? (Пристань, пристать)- Являются ли слова «пристань – пристани» однокоренными? Почему? (Это форма слова)Физминутка (на основе стихотворения)(Учитель читает строки из стихотворения, дети изображают мимикой и жестами) Корабельщики дивятся, (показывают удивление)На кораблике толпятся,(бег на месте)На знакомом островуЧудо видят наяву:(просматривают из стороны в сторону)Город новый златоглавый,Пристань с крепкою заставой -(подтягиваются на носочках)Пушки с пристани палят,(звуками изображают выстрел)Кораблю пристать велят.(садятся за парты)VII) Обобщение и систематизация знаний.- Я думаю, что вы все любите сказки. Чему они нас учат? (учат добру)- Вы часто встречаете добрых людей? Доброта – для вас важное качество?1. Письмо по памяти- Прочитайте строчки из стихотворения. Как вы их понимаете?В этом мире огромном, в котором ж…вем я и ты, Не хв…тает т…пла, не хв…тает лю…ской д…броты.-Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Запомните двустишие. Повторите.(Письмо по памяти)2. Взаимопроверка- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего товарища. Оцените его работу.3. Работа над составом слова- Запишите однокоренные слова, выделите корень, объясните, с помощью каких частей слова образованы слова.Добрый, добро, добряк, предобрый, одобренный.VIII) Обобщение и систематизация знаний.Диктант с сюрпризомДва волкаКогда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, доброту и верность.Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:— А какой волк в конце побеждает?---------------------------------------------------- О каких волках говорится в этом тексте? (О добре и зле)- Запишите под диктовку ответ на этот вопрос.Запись в тетради: Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, доброту и верность.-Как бы вы ответили на вопрос внука: «А какой волк в конце побеждает?» (ответы учащихся)- Послушайте, как на этот вопрос ответил старик (учитель читает продолжение текста):…Старик улыбнулся и ответил:— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. 2) Самопроверка записи текста (у каждого карточка с текстом) 3) Нахождение слов по схеме - Найдите слова, которые соответствуют данным схемам: сх.1, сх.2, сх.3IX) Подведение итоговБеседа:- О каких морфемах мы сегодня говорили?-Где находятся морфемы в слове?- Для чего нужны морфемы?-Смогли мы ответить на главный вопрос урока?X) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.стр.52 по таблице составить рассказ «Что я знаю о значимых частях слова».Упр.78 (дифференцированная работа)1 группа: выписать группы однокоренных слов, выделить морфемы.2 группа: найти орфограммы, требующие проверки, подобрать проверочные слова.3 группа: придумать несколько слов к каждой группе, составить с одним из них предложение.XI) Рефлексия (подведение итогов занятия).- C каким настроением вы заканчиваете урок?- Нарисуйте значок, который соответствует вашему настроению.Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет. Говорят не зря при встрече «Добрый день» и «Добрый вечер». И не зря ведь есть у нас Пожелание «В добрый час». Доброта — она от века Украшенье человека. - Я желаю, чтобы вы совершали больше добрых поступков…Источники информацииКанакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык». Учебник для 4 класса. Часть 1.Притча «Два волка» Винокурова И., Наумова С. «Увлекательные диктанты по русскому языку для начальной школы»