урок "Ночь исцеления"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: урок "Ночь исцеления"
Автор: Шумаева Елена Владимировна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучение английского языка "Гармония"
городского округа г.Кумертау РБ
Открытый урок
по литературе в 7 б классе
по рассказу Б. Екимова
"Ночь исцеления"
Шумаева Е.
Январь 2020
Цели урока:
Образовательные: расширить знания учащихся об истории России в годы ВоВ, усовершенствовать навыки сопоставительного анализа, углубить представление о характере героя, данного в развитии.
Развивающие: развить у учащихся творческие и познавательные способности, речь, воображение.
Воспитательные: воспитывать доброжелательность, умение сочувствовать окружающим.
Оборудование: ксерокопии текста Б. Екимова "Ночь исцеления".
Стенд с фотографиями прадедушек и прабабушек - участников ВоВ.
Война не только убивает и ранит физически, в большей
степени калечит морально. И кровоточат всю жизнь раны тех, кто выстоял, выстрадал, завоевывал победу.
Не пожалейте ласкового слова, теплого взгляда для этих людей.
В этом году вся наша страна готовится к празднованию знаменательной даты - 70-летия Великой Победы. Эпиграфом к нашему уроку я взяла строки из стихотворения Н. Стручковой: "...не бывает людей, не пострадавших от войны". (Слайд 2)
О том, что это действительно так, говорит то, какой замечательный стенд вы оформили. На нём фотографии ваших
прадедушек - участников Великой Отечественной Войны и прабабушек - тружениц тыла.
В нашей литературе много произведений, посвященных этой теме ("Сын артиллериста" К. Симонова, "В. Теркин" А. Твардовского).
Есть и другие произведения, в них о войне говорится не прямо, а
косвенно. ("Уроки Французского" А. Алексина, "Конь с розовой гривой" В. Астафьева.)
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением, в котором война не показана, но чётко слышатся её отголоски.
Итак, кто же такой автор этого произведения, Б. Екимов. (рассказ подгот. ученика) (слайд 3).
Цели: узнать страницу истории России в годы ВоВ.
-Какое впечатление произвёл рассказ? Какие чувства он у вас вызвал?
-Кто главный герой рассказа? (Назовите нескольких, к этому вопросу возвратимся в конце урока)
-Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука ("А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме", "И снова баба Дуня осталась одна, но то было не одиночество"). По этим фразам можно предположить, что до приезда внука бабушка испытывала одиночество. Сама жизнь бабушки менялась с приездом внука. Писатель для раскрытия образов героев и темы рассказа использует антитезу.
-Вспомните определение этого термина. (Антитеза - это резкое противопоставление образов и понятий. Слайд 4).
Попробуем найти примеры антитезы в тексте рассказа, когда речь идёт о бабушке и внуке.
-Почему бабе Дуне снится тревожный сон, что её беспокоит? (Ей снится, что она потеряла карточки)
-О каких карточках идёт речь? (Карточка - бланк с отрезными талонами, дающий право на получение продуктов. Обычно их не восстанавливали в случае утери). Слайд 5 (хлебная карточка).
-Расскажите, что же пришлось пережить бабе Дуне во время войны? (ответы учащ-ся).
-У бабы Дуни были дети. Они знали о её болезни? Как они себя вели? (ответы учащихся)
-Проследите, как Гриша приходит к мысли о том, что именно он должен помочь бабушке (Поначалу то, чему он стал свидетелем ночью, не слишком занимали мысли Гриши: "Стал думать об утре, о рыбалке..." Затем Гришу поражают слезы бабушки. После второго сна Гриша начал задумываться и задавать вопросы: "А зачем тебе желуди?" Гриша поражён тем, что сны могли стать причиной настоящих слёз. В финале рассказа внук стал понимать бабушку, сочувствовать ей)
Чтобы помочь бабушке, Грише приходится выбирать один из двух способов. Чем они отличаются? (ответы учащихся)
-Послушаем разговор Гриши со спящей бабушкой (выразительное чтение отрывка).
-В финале рассказа всё то, что не понимал Гриша про бабушку, происходит с ним самим: "слёзы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще...")
Итак, милосердие, сострадание, гуманность проявил Гриша по отношению к своей бабушке.
Итоги урока:
-Вернёмся к эпиграфу урока. Раскрывает ли он содержание рассказа и нашей беседы? (В рассказе поднята проблема последствий войны. Память о пережитом мучает бабу Дуню, Гришу и всех нас. Боль войны - это память, которая тревожит всех людей)
-Кто являлся главным героем рассказа? (Гриша. Он исцелил бабушку. Образ дан в развитии)
-Какой урок нам преподал Б. Екимов? (Урок доброты, человеколюбия).
Рефлексия.
Послушайте стихотворение А. Бементьева. Вдумайтесь в его глубокий смысл. (Читает подготовленный ученик).
Выставление оценок.
Информация о домашнем задании. Прочитать рассказ Е.Носова "Шопен, соната номер два".