Урок русского языка. 5 класс. Тема: Глагол. Инфинитив.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок русского языка. 5 класс. Тема: Глагол. Инфинитив.
Автор: Ольга Алексеевна Кирьянова

Урок русского языка. 5 класс.Учитель русского языка и литературы Кирьянова О.А.Тема: Глагол. Инфинитив. Цели: - познакомить с особенностями глаголов неопределенной формы;- формировать умение распознавать глаголы неопределенной формы по их существенным признакам;- уметь различать глаголы в личной и неопределенной форме;- знать и уметь использовать глаголы в форме инфинитива в своей речи;- развивать умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений;- воспитывать аккуратность при выполнении работ.Оборудование: рабочие листы, проектор, дидактический материал, «Сказка об Инфинитиве» В.Агафонова, аудиозапись. Тип урока: уроки «открытия» нового знания (с использованием системно-деятельностного подхода). План урока:1. Организационный момент.Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. Приёмы работы:
  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи, настраивает детей на работу, проговаривая с ними план урока.
  • II. Актуализация знаний.Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.1.Повторить признаки глагола. - Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.- Что такое глагол?- Что обозначает глагол?- На какие вопросы отвечает глагол?- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?- Изменяется ли глагол по числам? Как определить число глагола?- Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого?2. Возникновение проблемной ситуации.
  • актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
  • создание проблемной ситуации;
  • выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
  • Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока. 2.Выписать глаголы, указать известные признаки: число, время, лицо Книги читаю – мир открываю.Поспешишь – людей насмешишь.Книга мала, а ума придала.Учить – ум точить.Почему возникло затруднение? (побуждение к осознанию противоречия)-Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)Вывод: Это новая форма глагола. У неё есть своё название. Как бы вы назвали такую форму?… форма глагола-Кто знает, как называется такая форма? Как можно узнать?-Чему будем учиться на уроке?- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?Глаголы, у которых нельзя определить время и число.- Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов.- Чему хотите научиться на уроке?- А где мы можем узнать о новой форме глагола?-А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?Другие названия инфинитива Неопределённая форма глаголаНачальная форма глаголаСловарная форма глагола Инфинитив – лат. слово "неопределённый".   Инфинитив (от лат. modus infinivus неопределённый способ) – исходная формабозначающая действие вне связи с лицомПочему эта форма глагола называется неопределённой?Для чего нам нужны эти знания? III. Постановка учебной задачи.Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации.Цели:
  • Сформулировать определение инфинитива.
  • Выяснить, какими признаками обладает инфинитив.
  • Научиться находить инфинитив в тексте.
  • Научиться правильно ставить глагол в инфинитив.
  • Задачи: Знать. Уметь. Определение понятия инфинитив. Неопределённая форма оканчивается на –ти, -ть, -чьазличать личные формы и неопределённую форму глагола в предложении. Употреблять инфинитивы в речи.IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
  • Способы: диалог, групповая или парная работа:
  • Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
  • организация самостоятельной исследовательской деятельности;
  • выведение алгоритма.
  • Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий Лингвистическое исследование Сказка об Инфинитиве В. АгафоноваПрослушайте сказку (2м), составьте кластер «Признаки инфинитива». Можно воспользоваться учебником, текстом сказки. V. Первичное закрепление Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.1.Способы: фронтальная работа, работа в группах; 2.Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. 3.Выполнение заданий с проговариванием в громкой речи в процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтрольЦель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
  • Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
  • Выполняется письменно;
  • Методы: самоконтроль, самооценка.
  • Заданиядля работы в группахЛингвистические задачи (2)-ть, -ти, -чь, -ТЬ + СЯ , -ЧЬ + СЯ Вея… Сея… Затея…. Пе… Бере… Стере… Ид… Нес.. Плес… Аудиозапись «Уроки радионяни» (Тся или ться) Записать из песенки глаголы с ться. Как называются такие глаголы?«Лови ошибку» Задание для работы в парах.решает – решить, запомню – запоминать, бросим – броситься, обогнал – гнать, рушат – нарушать. ПамяткаКак выполнять домашнее задание по учебнику Внимательно прочитать текст. Устно ответь на вопросы;Выполнить задание на черновике; Исправить ошибки;Переписать в тетрадь; Проверить работу.В каких текстах чаще всего употребляются глаголы в инфинитиве? Домашнее задание Стр. 54, упр.375;Составить словарный диктант «Инфинитив»(10 слов);Стишок-запоминалку Синквейн «Инфинитив» VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). Знаю – Хочу узнать знал (а)Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Подводим итоги: Какую задачу ставили?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты? Что узнали на уроке?
  • Что нужно сделать ещё?
  • Где можно применить новые знания? Темы :(спряж., тся, ться, образование глаголов)Об этом будем говорить на след уроках.
  • Шарада Корень мой находится в цене,В очерке найди приставку мне,Суффикс мой в тетрадке все встречают,Вся же в дневнике я и в журнале. САМООЦЕНКА в рабочем листе. Обсуждение самооценки в группах. Выставление оценок в дневники, журнал. Рефлексия Какое открытие вы для себя сделали? Интересно ли вам было на уроке? Какое задание оказалось самым трудным?   С каким настроением вы работали?