Аналитический отчет учителя математики


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Аналитический отчет учителя математики
Автор: Казанцева Елена Александровна

Министерство общего и профессионального образованияСвердловской области «МКУ Управление образования» ГО БогдановичМуниципальное автономное образовательное учреждение - средняя образовательная школа № 2АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ЗА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД (2017-2022 Г.Г.)Составитель:Е.А. Казанцева,учитель математикивысшей квалификационной категорииВВЕДЕНИЕАнализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации постоянно растет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять  разного рода деятельность. Готовясь к взрослой жизни, ему необходимо научиться отбирать из массы предложений конструктивное, разбираться в многообразии функций  современной техники, в инструкциях к ней, легко ориентироваться в ассортименте супермаркетов, ориентироваться в лабиринтах Интернета. Да и работодатель сегодня выдвигает в качестве требования к работникам не о наличии определенного уровня образования, а определенного уровня квалификации - владения теми или иными компетенциями.Кто же, как не школа, призван развивать способности школьника реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях.Задача учителям понятна, но происходящая всеобъемлющая модернизация образования оставляет педагогов один на один с вопросом: как в свете новых требований к школе и результатам образования эффективно учить детей? Век информатизации не оправдал наши большие надежды на стремительное повышение качества знаний, отношению к учебе. Большинство детей решили, что за них будут работать компьютеры, и особо стараться не следует, поэтому в классе падает качество знаний, отношение к учебе.Межаттестационный период моей профессиональной деятельности (2017-2022г.) совпадает с введением стандартов второго поколения на уровне основного и среднего общего образования, в тоже время происходит окончательный переход государственной итоговой аттестации в форму ОГЭ и ЕГЭ.В связи с этим в межаттестационный период я работала над темой «Системно-деятельностный подход в обучении математике как условие качественной подготовки к итоговой аттестации» и ставила перед собой следующую цель и задачи:цель – повышение качества знаний учащихся при подготовке к государственной итоговой аттестации по математике на основе системно-деятельностного подхода.Задачи: - создать положительную мотивацию школьников к изучению математики с целью качественной подготовки к ГИА;- организовать системно-деятельностный подход на всех этапах урока и внеурочной деятельности;- обеспечить развитие у школьников умение работать с различными типами тестовых заданий на основе системно-деятельностного подхода;- организовать систематическое повторение базовых элементов курса на протяжении всех лет изучения математики с использованием тематического контроля;- создать педагогические условия для формирования устойчивого навыка практического применения знаний и выхода на прогнозируемый результат.При реализации поставленных задач в процессе обучения и в воспитательной работе эффективно использую следующие современные образовательные технологии: технология проблемного обучения; тестовые технологии; технология развития критического мышления; технология интеграции; информационные технологии; личностно-ориентированные технологии; здоровьесберегающие технологии. Так как в концепции ФГОС общего образования выделен системно-деятельностный подход к образованию учащихся, то наиболее эффективными стали те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. При этом я учитываю, что выбор технологии обучения зависит от многих факторов: от возраста учащихся, ресурсных возможностей, подготовленности и готовности учителя   и т.д. И здесь возникает необходимость решения важных проблем. Нужно включить ученика в образовательный процесс, помочь его самоопределению, научить релаксировать. Это можно сделать только с помощью действия.Цель аналитического отчета: проанализировать и дать оценку собственной педагогической деятельности в межаттестационный период.Задачи:
  • Определить приоритетные, ведущие проблемы, решаемые в межаттестационный период.
  • 2. Проанализировать полученные результаты работы.3. На основе анализа установить причинно-следственные связи между результатами государственной итоговой аттестации по математике и условиями и средствами их получения. 4. Провести самооценку профессиональной педагогической деятельности в межаттестационный период. 5. Выявить противоречия, возникшие в результате педагогической деятельности в межаттестационный период. 6. Путем педагогического проектирования наметить пути решения возникших проблем и вытекающих из них противоречий на следующий межаттестационный период.Характеристика системно-деятельностного подхода в практике работы учителя математикиПонятие системно - деятельностного подхода в обучении было введено в . Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи).Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Согласно системно - деятельностному подходу ученики овладевают умением формулировать, выдвигать гипотезы, формулировать выводы, создавать математические модели, правила, высказывать свои мнения - это все формирует у ребенка нравственные качества личности, помогает овладеть теми УУД, которые им пригодятся в жизни. Ведь в результате деятельности ребенок может чувствовать себя успешным. Поэтому перед школой встала задача: вместо ЗУН, которыми мы насыщали наших детей - не передавать готовые знания, а направлять их на поиск новых знаний, развитие умений, учить применять эти знания на практике.В своей педагогической деятельности реализую две главные составляющие деятельностного подхода: учебный материал представляю в виде последовательности задач, которые следует решить ученикам вместе с учителем, сформулировать выводы, осуществить обобщения и выполнить переход к следующим задачам; поэлементное формирование у учащихся умений осуществлять то или иное мыслительное или практическое действие.Использование системно - деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно - коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные  турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий. Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей  учащихся: - готовность к разрешению проблем, - технологическая компетентность, - готовность к  самообразованию, - готовность к использованию информационных ресурсов, - готовность к социальному взаимодействию, - коммуникативная компетентность.  Использование системно-деятельностного подхода в процессе обучения математике выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Таким образом, моя позиция как учителя состоит в том, чтобы не быть истиной в последней инстанции. На своем примере я показываю, что невозможно знать все, но можно и должно узнавать, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее. Моя задача – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие.Основными принципами построения школьного курса математики на основе системно-деятельностного подхода должны стать:-принцип системного построения курса математики;- принцип описания курса математики в единстве общего, особенного и единичного;-принцип оптимального сочетания фундаментальности и профессиональной направленности обучения курсу математика;- принцип предметной деятельности при изучении курса математики;- принцип развивающего обучения.В преподавании математики системно – деятельностный подход требует формирования практических умений, применения теории. Позиция учителя изменилась: он идет к классу не с ответом, а с вопросом. Дети на уроке должны уметь выделять, сравнивать, обобщать, оценивать математическими понятиями, создавать математические модели, то есть владеть теми универсальными способами, которые им пригодятся на практике. Вместо простой задачи передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, приоритетной целью школьного образования становится развитие способностей ученика. Задача трудная и не простая, непросто ребенку, учителю требуются новые технологии: надо овладеть теми новыми технологиями, чтобы в это новое время реализовать новые требования.Описание технологий преподавания математики, обеспечивающих высокий уровень образовательных результатовОсобенность Федеральных государственных стандартов общегообразования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося. Потребность в повышении мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности школьников послужило возникновению и практическому применению новых педагогических технологий. Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя. В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальнымистановятся технологии:-информационно-коммуникационная технология-проектная технология-технология развивающего обучения-здоровьесберегающая технология-технология проблемного обучения-игровые технологии-технология интегрированного обучения-педагогика сотрудничества-системно - деятельностный подход-традиционная технология (классно-урочная)Одной из таких технологий является системно – деятельностный подход. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего, через формирование УУД. Овладение обучающимися УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Таким образом, термин«универсальные учебные действия» означает умение учиться. Универсальные учебные действия – главная составляющая системно - деятельностного подхода в обучении, о котором сегодня идет речь. В составе основных видов универсальных учебных действий, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.Анализ результатов педагогической деятельностиПоследовательная реализация СДП способствует повышению мотивации к учению, обеспечению условий для общекультурного и личностного развития учащихся на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование системной картины мира, компетенций в различных предметных областях познанияВторой год работаю по стандартам второго поколения. Уделяю особое внимание формированию УУД учащихся на своих уроках. Для этого создаю и постоянно пополняю банк заданий, выполняя которые, учащиеся стараются найти необходимую информацию из текста, иллюстраций, таблиц, сопоставить данные из содержания задания и известные данные из окружающей нас действительности, установить аналогии. Проводимые действия, согласно ФГОС второго поколения, относятся к познавательным УУД. Следовательно, считаю, что систематическое выполнение данных действий учащимися будет способствовать их формированию.Для того чтобы можно было проследить динамику уровня сформированности познавательных УУД, мною ведется педагогический мониторинг по отслеживанию не только предметных умений, но и познавательных УУД по результатам текущих контрольных работ учащихся. И я могу сделать вывод о том, над формированием каких именно познавательных УУД необходимо работать в данном классе и с конкретными учащимися. Кроме того, ежегодно веду поэлементный анализ выполнения тренировочных работ и ДКР учащимися при подготовке к итоговой аттестации, что позволяет проследить динамику сформированности предметных умений, необходимых для успешного прохождения итоговой аттестации. В 2022 – 2023 учебном году работаю в 6а, 7а, 9а и 11-х классах. При подготовке уроков тщательно отбираю материал, учитывая возможности класса и каждого ученика в отдельности, большое внимание уделяю самостоятельной работе учащихся, применяю различные формы и методы проведения уроков.С целью выяснения вопроса о результативности использования современных образовательных технологий в учебной деятельности, проведён анализ результатов освоения всеми обучающимися образовательных программ по математике за период с 2019 по 2022 учебные года.Результаты промежуточной аттестации учащихся по математике 5-11 классов.За текущий период можно отметить следующее: уровень освоения учащимися образовательных стандартов – 100%, наблюдается положительная динамика качества образования по математике с 41% до 63,7%.С 2017 года по 2022 год мои выпускники 9-х классов успешно справляются с процедурой итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена.Таким образом, наблюдается положительная динамика среднего балла ОГЭ среди учащихся моих классов (школа), средний балл школы превышает районный и областной.С 2018 по 2021 год мои выпускники 11 классов успешно справилялись с итоговой аттестацией в форме ЕГЭ.Наблюдается положительная динамика среднего балла профильного ЕГЭ. Среди 14 выпускников, сдавших ЕГЭ на профильном уровне в 2021 году 7 человек набрали более 70 баллов, из них 4 человека – более 80 баллов. На базовом уровне качество знаний составило – 96 %.Особое внимание уделяю детской одаренности и исследовательской деятельности учащихся. Включаю нестандартные задачи не только на уроках математики, но и вне учебной деятельности. Веду учебные курсы по темам «Решение олимпиадных задач» в 8 классе, «Решение неравенств методом рационализации» в 10 классе и «Практикум по математике» в 11 классе.С уверенностью могу сказать, что мои ученики умеют мыслить творчески, нестандартно, имеют устойчивую учебную мотивацию и применяют знания, полученные на уроках, участвуя в олимпиадах и конкурсах различного уровня.Мои учащиеся систематически становились победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников (школьный тур, 2017-2022гг); Международной Олимпиады по Основам наук (2017-2022гг); международного игрового конкурса «Кенгуру – математика для всех» (2017-2012); олимпиады «Плюс» образовательной платформы Учи. Ru (математика, 2018), а также заочного и очного тура проекта «Тест-драйв УрФУ» 2018, 2019гг. В апреле 2016 года учащиеся 6А класса заняли первое место в школьной научно-практической конференции с проектом «Золотое сечение – математический язык красоты».С 2017 года являюсь руководителем школьного методического объединения учителей математики. В 2018 г ШМО учителей математики признано «Лучшим методическим объединением школы». Организацию работы МО учителей математики можно охарактеризовать по следующим результатам: эффективная подготовка к итоговой аттестации учащихся всеми учителями МО, система ДКР для выпускников, мониторинг качества знаний по предмету через проведение входного, промежуточного и итогового контроля, карты сопровождения учащихся «группы риска», традиционное проведение «Декады математики», регулярное повышение квалификации всеми учителями МО. Являюсь школьным организатором международного математического конкурса «Кенгуру». Активно участвую в работе районного методического объединения учителей математики: ежемесячное посещение заседаний, 2019 г – член рабочей группы по составлению школьного тура олимпиады. С 2013 г являюсь экспертом по проверке работ ОГЭ и муниципального тура олимпиадных работ.Опыт своей работы обобщала и представляла педагогическому сообществу, используя следующие формы:Открытые уроки: «Свойства прямоугольного треугольника», 7Б кл.; «Приведенное квадратное уравнение», 8 Б кл.Выступления на педагогических советах: декабрь 2019г - «Приемы активных форм обучения как средство реализации системно-деятельностного подхода»; ноябрь 2020г – выступление на заседании МО учителей начальных классов с темой «Обеспечение преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС»; август 2017г - выступление на заседании РМО с темой «Традиционный и современный урок».Кроме того, стараюсь систематически повышать уровень квалификации, посещая образовательные программы и семинары:
  • 12.09.16 – 28.09.16 курсы п/к – 108 часов «Актуальные проблемы реализации концепции математического образования» (ГАОУ ДПО СО «ИРО»)
  • 14.02.17-16.02.17 межрегиональная конференция «Математическая культура как основа идеологии школьного образования» (ГАОУ ДПО СО «ИРО»)
  • 21.02.17 обучение и проверка навыков оказания первой помощи общим объемом 6 часов (ЧОУ ДПО «НЦДОП»)
  • 01.06.17-30.06.17 курсы п/к – 72 часа «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ (инклюзивное образование)» («Центр непрерывного образования и инноваций»)
  • 25.09.17-29.09.17 курсы повышения квалификации «Современные технологии работы с одаренными детьми. Подготовка школьников к олимпиадам, конкурсной и проектной деятельности», 40 часов (ГАОУ ДПО СО «ИРО»)
  • 18.09.2018. Семинар «Концепция математического образования. Текущий этап. Создание платформы профессионального роста», 4 часа, ООО «Издательство «Экзамен»
  • 03.10.18-11.10.18 курсы повышения квалификации «Актуальные направления развития современного образования», 72 часа (НП Центр развития образования, науки и культуры «Обнинский полис»)
  • 17.04.19-19.04.19 курсы п/к – 24 часа «Формирование универсальных учебных действий учащихся на основе организации исследовательской и проектной деятельности» (ГАОУ ДПО СО «ИРО»)
  • 28.10.19-29.10.19 курсы п/к – 16 часов «Организация оценочной деятельности на уроках математики» (ГАОУ ДПО СО «ИРО»)
  • 16.11.19-20.11.19 курсы п/к – 36 часов «Педагогический коучинг» (ООО Научно-образовательный Центр «РОСИНТАЛ»)
  • Ноябрь-декабрь 2020 курсы п/к – 72 часа «Методика и организация образовательного процесса в условиях реализации преемственности ФГОС среднего общего образования» (ЧОУ ДПО «Национальный центр деловых и образовательных проектов»)
  • 12.02.21- 26.02.21 курсы п/к – 72 часа «Развитие профессиональных компетенций учителя математики общеобразовательной организации в соответствии с профстандартом» (ООО «Центр непрерывного образования и инноваций»)
  • 15.03.21- 16.03.21 курсы п/к – 16 часов «Особенности организации деятельности специалистов, привлекаемых для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников» (ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»)
  • Заключение Анализ собственной педагогической деятельности приводит меня к выводу о необходимости дальнейшего самообразования, совершенствования методики обучения математике, направленной на формирование у обучающихся не только глубоких и прочных знаний, но и формирование универсальных учебных действий.В связи с этим определила для себя направления деятельности на следующий межаттестационный период:
  • Развитие познавательных и регулятивных универсальных учебных действий учащихся на уроках математики;
  • Повышение профессиональной компетентности через представление педагогического опыта.
  • Для реализации данных направлений определяю для себя следующие задачи:- создание банка заданий, направленных на формирование познавательных УУД;- разработка и проведение педагогического мониторинга;- совершенствование технологии работы с одаренными детьми;- обобщение и распространение опыта профессиональной педагогической деятельности.