конспект открытого занятия "Путешествие в Австралию"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: конспект открытого занятия "Путешествие в Австралию"
Автор: Молчанова Наталья Юрьевна
Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) с детьми подготовительной к школе группы«Путешествие в Австралию».Задачи: Познакомить детей с особенностями природы Австралии, формировать представления о разнообразии растительного и животного мира планеты, о том, что на разных материках обитают разные животные и растения.Вовлекать детей в содержательное познавательное общение - диалог.Учить детей выражать свои знания в форме короткого текста; рассуждать, аргументировать высказывания, задавать вопросы и отвечать на них.Обогащать словарь образными словами и выражениями.Материалы, оборудование: игрушка попугай; глобус; макет Австралии; картинки (иллюстрации); карточки с изображениями животных.Ход:Воспитатель: Какое сейчас время года?Дети: Весна.Воспитатель: А может ли сейчас где-нибудь на Земле быть осень?Воспитатель: Оказывается, такие места на Земле есть и сейчас мы с вами туда отправимся.Воспитатель: Ребята, А любите ли вы путешествовать?Дети: Да.Воспитатель: А в каких городах и странах вы бывали с родителями?Дети: … (ответы детей)Воспитатель: Как много вы путешествуете! А сегодня я хочу пригласить вас вместе со мной отправиться в кругосветное путешествие. Вы согласны?Дети: Да.Воспитатель: А чтобы нам узнать, куда мы сегодня отправимся, мы спросим об этом у нашего волшебного глобуса.(Воспитатель крутит глобус и останавливает на материке Австралия)Воспитатель показывает Австралию на глобусе: она находится недалеко от Антарктиды, которую дети уже изучали. Воспитатель объясняет, что в местах, которые расположены ближе к южному полюсу, все происходит наоборот: когда у нас весна, там осень, когда у нас зима (осень, лето), там...Воспитатель: Ух ты, ребята. Сегодня мы отправимся с вами путешествовать по Австралии. Это удивительное место. Многие животные и растения Австралии необычны.Воспитатель: А для того, чтобы познакомиться со здешними обитателями, нам необходим гид. Вы знаете, кто такой гид?Дети: Гид – это человек, который рассказывает и показывает достопримечательности города или страны.Воспитатель: Абсолютно верно. Чтобы узнать, кто будет нашим гидом, необходимо отгадать загадку:Он известный всем артист –Желтогрудый пародист.Клюв – крючком. Крыло – цветное.В клетке зеркальце кривое.Издаёт – то свист, то лайГоворливый …Дети: Попугай.Воспитатель: Молодцы! Это попугай.Воспитатель: Вы знаете, ребята, наш гид шепнул мне на ушко, что готов начать наше путешествие с рассказа о материке, на котором он живёт:Скажите, а бывали выВ загадочной Австралии,Где светит солнце – белое,Где рано поутруЗарядку дружно делаютВеселые и смелые,Смешные, загорелые,Большие Кенгуру?Они ушами двигают,На задних лапах прыгаютИ держат равновесиеПри помощи хвоста.А маленьких детенышей –Пушистых кенгуренышей –В большущих сумках носятНа круглых животах.Воспитатель: Ну что, ребята, вам интересно познакомиться с друзьями нашего гостя?Дети: Да, очень.Воспитатель: В своём рассказе наш попугайчик уже рассказал об одном своём друге. Кто внимательно его слушал и скажет, кто же это?Мама ростом великан.На животике карман.Мчится с мамой поутруМалышонок ... (кенгуру).Дети: Кенгуру.Воспитатель: Конечно. Воспитатель: Австралию называют страной кенгуру, потому что эти животные водятся только там. Кенгуру - это сумчатые животные. Новорожденный кенгуренок величиной с мизинец прячется в сумке у мамы на животе. Взрослый кенгуру может быть ростом 2 метра, почти до потолка, а прыгает, как кузнечик: очень высоко и далеко.Кенгуру – самые крупные из сумчатых животных. Питаются кенгуру травой. Передвигаются эти животные прыжками. Знаете ли вы, что кенгуру может развивать скорость до 50 км/ч.Воспитатель: А теперь давайте познакомимся со следующим обитателем этого красивого материка, но для этого отгадайте загадку:В речке плавает бревно,Очень хочет есть оно.Пасть зубастую открылЗлой, зелёный …Дети: Крокодил. Воспитатель: Да, в Австралии живёт гребнистый крокодил. Живёт он в солёной воде и заплывает далеко в открытое море. Это крупный хищник, и нападает он на крупных животных, приходящих на водопой. Схватит за морду, свалит ударом хвоста и стаскивает в воду. Неподалеку от воды будущая мать строит гнездо из листьев. Крокодилиха, отложив яйца, роет рядом с гнездом канаву и охраняет их, лежа там, в жидкой грязи. Не очень хочется попадаться на глаза крокодилу, гляди, так что-нибудь откусит. Давайте попросим у попугайчика следующую загадку:Похожа будто на ежа,Но никак ни на стрижа.А выводит, как у птиц,Поколенье из яиц.Дети: Ехидна. Воспитатель: Да, ребята. Ехидна – примитивное яйцекладущее млекопитающее. Она, как птица, откладывает яйца, но вылупившихся детёнышей кормит молоком. Внешне она похожа на ежа: её тело покрыто иголками, и она также умеет свёртываться в клубок.Воспитатель: Ребята, вы видите, какие интересные и необычные друзья живут вместе с нашим гидом – попугаем. Но это ещё не все обитатели. Мы с вами обязательно продолжим, но после маленькой паузы.Физкультминутка «Полет в Австралию».Дети вслед за воспитателем проговаривают текст и выполняют соответствующие движения. В эту среду, в эту среду (Вращают руками, изображая моторы.) Я в Австралию поеду! (Машут руками.) Подружусь я с кенгуру, (Складывают руки в замочек.)Поиграю с ним в игру! (Хлопают ладонями, поочередно каждой рукой, по коленям.)Мышцы с ним понапрягаю, (Не разжимая кулаки, вытягивают пальцы.) Попугаев попугаю! (Сжимают и разжимают кулаки.) По тропинкам по горячим («Бегают» на месте.) Побежим мы и поскачем! (Топают ногами.)Воспитатель: Вот мы немного отдохнули, и можем снова идти гулять по Австралии. Загадывай, попугайчик, свою следующую загадку:Симпатичней нет зверюшки —Сумка на пушистом брюшке,Ушки, глазки карие.А живёт в Австралии.Дети: Коала. Воспитатель: Совершенно верно. Коала похож на маленького плюшевого мишку. Однако это сумчатый зверь, конечности которого снабжены острыми когтями, что позволяет ему хорошо лазать по деревьям.Живёт этот «мишка» в кронах эвкалиптовых деревьев. Днем неподвижно сидит на дереве, обхватив ствол лапами. Коала питаются только листьями эвкалипта, причем едят они ночью.Воспитатель: Из-за красивой шкурки на этих зверей охотились. Кроме того, люди вырубали эвкалипты, и коалам стало не хватать еды. Австралийских медведей становилось все меньше, поэтому их занесли в Красную книгу. В эту книгу записаны животные и растения, которых на Земле осталось уже немного, и которые нуждаются в помощи человека.Как разнообразен животный мир Австралии: кого здесь только нет. А скажите, ребята, встречали ли вы этих животных у нас в крае?Дети: Нет.Воспитатель: А как вы думаете, почему?Дети: Потому что этим животным не подходит наша среда обитания.Воспитатель: Я с вами соглашусь. Эти животные привыкли жить в тёплых краях. Наш друг – попугайчик предлагает посмотреть ещё несколько животных его Родины.(Показ картинок с изображениями утконоса, страуса эму, райской птицы, собаки Динго, какаду, чёрного лебедя)Воспитатель: У какого животного может быть такой «нос»?Дети: У утки.Воспитатель: Нос этого животного даже иногда называют «клювом». Затем показывает хвост утконоса.Воспитатель: У какого животного похожий хвост?Дети: У бобра.Воспитатель открывает весь рисунок.Воспитатель: В Австралии живет удивительное животное - утконос. Его невозможно перепутать ни с каким другим.Воспитатель: Как вы думаете, почему его так назвали?(Ответы детей)Воспитатель обращает еще раз внимание на хвост утконоса и на перепонки на его передних лапах. Основываясь на особенностях внешнего вида, дети определяют, где живет это удивительное животное, - на суше или в воде.Воспитатель: Он прячется в норах, плавает в озерах и ручьях. Густая темно-коричневая шерсть охраняет его от намокания и сильного холода. Он ест червей, личинок, моллюсков, головастиков. Самое удивительное, что зверь утконос откладывает яйца. Эти животные очень редкие, и поэтому люди их охраняют.Воспитатель: Ребята, вам понравились друзья нашего попугайчика?Дети: Да.Воспитатель: А какими они запомнились вам?Дети: Красивыми, яркими, умными, быстрыми…Воспитатель: А теперь поиграем с вами в игру «Кто живёт в Австралии?».Воспитатель: У нас с вами есть карта Австралии. Вам необходимо выбрать карточки с животными, которые живут в Австралии, и прикрепить на карту.(Поочередно вызывать детей приклеивать картинки животных.)Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием теперь и на нашем материке Австралии есть животные.Воспитатель рассказывает, что в Австралии много не только необычных животных, но и растений.(Рассказ сопровождается показом иллюстраций.)Воспитатель: Это - бутылочное дерево, толстый ствол которого похож на бутылку. Растут такие деревья там, где очень жарко, поэтому в стволах-бутылках они запасают воду.Воспитатель: Австралия - это очень необычное место на Земле. Многие животные и растения Австралии больше нигде в мире не живут.(Глядя на рисунки, фотографии, игрушки, которые использовались на занятии, дети вспоминают животных и растения Австралии).Воспитатель: На этом давайте попрощаемся с нашим другом. Нам пора возвращаться из нашего кругосветного путешествия.Дети: До свидания, попугайчик! До новых встреч!Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) с детьми подготовительной к школе группы«Путешествие в Австралию».Подготовила воспитатель Молчанова Н.Ю.