Особенности использования виртуальной экскурсии в процессе эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности использования виртуальной экскурсии в процессе эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Автор: Кочеткова Ирина Андреевна
Особенности использования виртуальной экскурсии в процессе эстетического воспитания детей старшего дошкольного возрастаСегодня экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательностей, памятников культуры и искусства, в которых лежит находящееся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях связанных с ними. По мнению Г.Н. Волковой, «результативность применения экскурсии обеспечивает грамотная реализация воспитателем всех ее структурных компонентов (этапов).В настоящее время система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению дошкольников, а современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего воспитательно-образовательного процесса. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Соответственно, должны претерпеть изменения и способы, средства, методы, формы обучения и воспитания детей. Нужны новые формы работы, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где проявляются возможности для творческой стороны интеллекта. Всё шире проявляется роль информационных технологий в системе дошкольного образования. Процесс информатизации в ДОУ обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества.В связи с внедрением новых информационных технологий в образовательный процесс существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии. Такие экскурсии имеют ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: не покидая здания детского сада, можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны, полюбоваться красотой природы своего края и разных уголков нашей родины.Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual – похожий, неотличимый.«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова дает определение понятию «виртуальный» — это несуществующий, но возможный.Т.Ф. Ефремова в «Новом словаре русского языка» предлагает следующую трактовку данного термина: такой, который может или должен проявиться, возникнуть и т. п. при определенных условиях, возможный.В толковом словаре Д.Н. Ушакова написано: находящийся в скрытом состоянии и могущий проявиться, случиться; возможный.Таким образом, проанализировав два понятия “экскурсия” и “виртуальный”, мы пришли к выводу, что виртуальная экскурсия представляет собой трехмерную сцену, которая позволяет обучающимся получить представление о каком-либо реальном объекте.Виртуальной экскурсию делает интерактивный способ ее просмотра: посетители данной экскурсии могут отправиться в любое место, представленное в данной экскурсии, самостоятельно выбирая последовательность и точки осмотра, а также разную дополнительную информацию (изображения, тексты, звук или видео по теме экскурсии).Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде видео-, аудио- и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации. Она имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: погодные условия не мешают осуществить обозначенный план и провести экскурсию по избранной теме. У виртуальных экскурсий нет границ, что позволяет посетить исторические места родного края, родной страны, не покидая здания детского сада; дает возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе; улучшает качество образовательного процесса.Виртуальная экскурсия имеет большое образовательное и воспитательное значение и способствует реализации ФГОС ДОО.Использование виртуальной образовательной среды, например, по ознакомлению детей с родной природой позволяет наиболее эффективно решать задачи, связанные с чувственным и эмоциональным восприятием, развитием эстетических и этических чувств.Фотографии родного края с изображением красивого пейзажа леса, позволяют детям увидеть, «разглядеть» насколько край красив, насладиться этой красотой и проникнуться чувством гордости за Малую Родину. Фотографии птиц, животных, позволяют вызвать у детей самые нежные и трепетные чувства по отношению к ним и пробудить желание защищать, оберегать их.Н.В. Хрулева отмечает, что дошкольные образовательные организации должны работать в тесном сотрудничестве с музеями, так как виртуальная экскурсия в музей выступает важнейшим средством развития ребенка-дошкольника. С детьми можно посетить музей виртуально, рассмотреть экспонаты и послушать рассказы о природе, о птицах, которые находятся на грани исчезновения и которые находятся под охраной. Познакомить детей с традиционной одеждой русского народа, с национальной русской избой. Данную виртуальную экскурсию целесообразно применять как в образовательной, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей.Для знакомства детей с миром театра необходимо использовать ресурсы сети Интернет. Сайты большинства театров позволяют зрителю увидеть его обустройство, даже не заходя в него. Интерактивная экскурсия активизирует дошкольников, формирует интерес к театральному миру и представление об изучаемой теме, стимулирует на поиски дополнительной информации.Посещение с детьми музеев – большая проблема. Особенно для маленьких городов, где редко проходят значимые выставки, а коллекции местных музеев небольшие. С помощью виртуальной среды педагог может познакомить воспитанников с любым музеем, виртуально посетить картинные галереи. Так, педагоги детского сада могут «провести» детей по залам любых музеев, рассказывать о знаменитых русских художниках. Показать известные картины. Такие просмотры с комментариями воспитателя производят на дошкольников большое впечатление и повышают уровень их эстетической воспитанности.Е. Н. Силина отмечает, что на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста, с целью эстетического воспитания можно использовать следующие виды виртуальных экскурсий :1. Мультимедийная презентация с помощью программы Power Point.2. Видеоэкскурсия (просмотр видеосюжетов, документальных фильмов).3. Интерактивное общение с помощью программы Skype позволяет расширять возможности по разработке и внедрению цикла мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию (можно устраивать викторины в Skype).Тематика виртуальных экскурсий создается с опорой на возрастные особенности, интересы детей, календарно-тематическое планирование.И.И. Арабова описывает следующие этапы организации и проведения виртуальной экскурсии с детьми старшего дошкольного возраста:1. Сначала выбирается тема, определяются цели и задач экскурсии. Затем педагог осуществляет подбор литературы, на ее основе подробно изучает экскурсионные объекты, составляет маршрут экскурсии с помощью видеоряда, определяет технику ведения виртуальной экскурсии и подготавливает текст для комментирования экскурсии.2. Следующая задача педагога – погрузить дошкольников в сюжет непосредственной образовательной деятельности, создавая мотивацию через проблемные игровые познавательные ситуации.3. Педагог проводит виртуальную экскурсию через компьютерную программу Skype или просмотр видеоэкскурсии с обсуждением.4. При необходимости какой-то фрагмент виртуальной экскурсии можно просмотреть повторно и обсудить с детьми.5. После проведения виртуальной экскурсии педагог организует обсуждение, в ходе которого вместе с детьми обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, дошкольники делятся впечатлениями. Подводя итог всему вышеизложенному, мы можем сделать вывод, что виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.Виртуальные экскурсии в настоящее время являются одной из самых актуальных и эффективных форм воспитания дошкольников. Они позволяют воспитанникам, не выходя из группы, совершить виртуальное путешествие в любой уголок нашей планеты. Также виртуальные экскурсии имеют большой педагогический потенциал: способствуют развитию личностному развитию дошкольников, воображения, внимания, познавательной активности, наблюдательности и так далее.В свою очередь отметим, что тема и содержание виртуальной экскурсии должны соответствовать календарному плану, возрастным и индивидуально-психологическим особенностям детей. Важно и то, что современная виртуальная экскурсия требует серьезной подготовки педагога.