Изобразительно-выразительные средства языка (задание №3 ОГЭ)
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Изобразительно-выразительные средства языка (задание №3 ОГЭ)
Автор: Швец Екатерина Андреевна
Методическая разработка. Мастер – класс по русскому языку. (Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе.) Изобразительно-выразительные средства языка (задание №3). (Слайд 1)Данный мастер-класс будет полезен для учащихся старших классов при подготовке к различным самостоятельным, олимпиадным и экзаменационным работам по русскому языку, литературе. Цель: -Показать последовательность работы при выполнении задания №3, охватив основные средства языковой выразительности. -Создать условия для:повторения и обобщения основных видов изобразительно-выразительных средств языка; совершенствования навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы; подготовки к сдаче ОГЭ. Ход занятия:1. Вступительное слово.-Здравствуйте, ребята! Уважаемые коллеги! Я рада видеть вас у нас в гостях! Меня зовут Екатерина Андреевна Швец, учитель русского языка и литературы школы № 10.Эпиграфом к мастер-классу я взяла слова К.Г.Паустовского (Слайд 2):«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия». -Ребята, что же это за волшебные понятия, которые превращают обычные слова в завораживающие звуки, заставляющие нас плакать и наслаждаться, любить и ненавидеть, страдать и чувствовать себя счастливым?(Изобразительно - выразительные средства)(Слайды 3-20)Тема моего мастер-класса: «Изобразительно-выразительные средства языка».- Как вы думаете, с какой целью мы здесь собрались? Сформулируйте цель нашего занятия. (Смотри начало конспекта)- Как вы думаете, почему этот вид работы включён в ОГЭ? (Очень важно уметь точно, образно, красиво и ярко выражать свои мысли)2.Основная теоретическая часть.-Итак, сегодня мы будем работать с изобразительно-выразительными средствами, которые наиболее часто встречаются в экзаменационных тестах в задании №3. - А чтобы узнать, что это за средства, сложите у себя на парте слово из букв, которые лежат на столе. (Ребята складывают слова: олицетворение, сравнение, фразеологизм, метафора). Давайте прикрепим на доске название этих понятий «Сегодня на уроке».- Это такие средства, как: сравнение, олицетворение, метафора и фразеологизм. Давайте вспомним, что это за понятия. Вы можете воспользоваться материалом, который у вас лежит на столах, а можете воспользоваться информацией на слайде. (Слайд 21) Каждой группе дается 5 минут, на подготовку для выступления о своем средстве. (назвать понятие и примеры)Лист –помощник:МетАфора –употребление слова в переносном значении; скрытое сравнение, основанное на сходстве в каком-либо отношении двух предметов или явлений.(Крыло птицы - крыло самолёта; золотая осень - золотая цепь; нос человека - нос корабля.) ОлицетворЕние – перенос признака или действия с живого предмета на неживой.(Когда, бушуя в бурной мгле, играло море с берегами…)СравнЕние –сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. (И деревья, как всадники, съехались в нашем саду.)ФразеологИзмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.(Как рыба в воде, бить баклуши, вешать лапшу на уши, семь пятниц на неделе) -Как называются лексические средства выразительности? (Тропы) -С какими тропами вы познакомились? (Метафора, олицетворение, сравнение) -А как называется фразеологическое средство выразительности?(Фразеологизм)- Как правильно выполнить задание №3 в ОГЭ по русскому языку?-Для этого мы выстроим последовательность действий - алгоритм выполнения заданий.Чаще всего в задании нам необходимо найти среди предложений то, в каком используется определенное средство выразительности. Для этого:Вспоминаем значения лингвистического терминаВнимательно читаем каждое предложениеОпределяем, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности;Выбираем ответ.Физкультминутка.- Встаньте и поменяйтесь местами те, кто пришел впервые в нашу школу.- … те, у кого хорошее настроение.-…. те, кто одет в брюки.-… те, кто сегодня чистил зубы.-…те, кто первый раз слышит об изобразительно выразительных средствах языка.-…. те, хочет сдать экзамены на 4 и 5. 3.Практическая часть. - Теперь имея алгоритм выполнения задания № 3, вооружившись теоретическими знаниями и полные сил, приступим к выполнению практических заданий. Вы правильно перечислили выразительные средства. Выполните задания, пользуясь алгоритмом. (Проверка заданий на экране.)Первый вариант задания. Рассмотрим задание №3:Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.– Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.Алгоритм выполнения:Метафора – слово в переносном смысле, скрытое сравнение.Внимательно читаем каждое предложение.В первом предложении трус несчастный – устойчивый эпитет.Во втором предложении письма вынули из души, душа ослепла, душа оглохла – метафора.В третьем предложении вызывающий тон – эпитет.В четвертом предложении разговор обеспокоил, удивил и обидел – олицетворение.Метафора использована только во втором предложении.Ответ: 2Второй вариант заданияУкажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.Из глубины зеркала, более светлой, чем окружающий сумрак, глядели на Таню её серые, как у матери, глаза.По его неуверенно-торжественному голосу заметно было, что история эта ему неприятна.Учительница, разумеется, до конца сказала бы всё, что полагалось сказать детям перед началом учебного года, если бы в класс в это время не вошли два новых ученика.Полина Харитоновна и мама были передо мной как на ладони.Алгоритм выполнения:Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, имеющее определенный смысл.Внимательно читаем каждое предложение.В первом предложении глубина зеркала – метафора; светлой глубины – эпитет.Во втором предложении неуверенно-торжественный голос - эпитет.В третьем предложении новых ученика – устойчивый эпитет.В четвертом предложении были как на ладони - фразеологизм.Фразеологизм использован в четвертом предложении.Ответ: 4Третий вариант заданияУкажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.В окнах домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом скворечник ещё был освещён далёким закатом.С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды.Характер у неё был вулканического происхождения.Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола.Алгоритм выполнения:Олицетворение – приписывание неодушевленным предметам, явлениям природы действий, качеств живых существ.Внимательно читаем каждое предложение.В первом предложении слабые огоньки, далекий закат - эпитеты.Во втором предложении яблоньки и огороды сбегали в низину – олицетворение. Понятно, что ни яблоньки, ни огороды на самом деле бегать не могут, и автор имел в виду, что они простирались далеко – от гряды до низины.В третьем предложении характер вулканического происхождения - метафора.В четвертом предложении точно тигр вокруг добычи - сравнение.Олицетворение использовано только во втором предложении.Ответ: 2Экспресс проверка! Выполните задания самостоятельно. 1.В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?1) Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек.2) Лицо учительницы было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги.3) Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая.4) Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с нерусским лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса. 2. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?1) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.2) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.3) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.4) А в глубине класса стоял учитель, и сердце его сдавливала боль.3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?1) Ученики очень любили своего классного руководителя и часто говорили, что с её приходом в классе даже парты, стулья и учебники начинали от радости петь и танцевать.2) В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.3) Смычок – вот что он будет держать в руках всю жизнь!4) «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» –рассуждала бабушка.4. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?1)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.2) – Какая диковинная память, а! – радостно говорит он.3) Ученики учителя в классе ждут, не дождутся и, когда, наконец, дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.4) Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять.(Ответы: 1.2, 2.4, 3.1, 4.3) (Слайд 22)Проверьте себя! И оцените, как вы справились! 4. Заключительная часть. - Итак, мы проверили знания теории, закрепив их на примерах. 5. Рефлексия. «Незаконченные выражения»- Вы отлично, ребята, справились с заданиями. Спасибо за работу! Желаю всем успехов на экзаменах! (Слайд 23)Ну, что, девятый, справишься с ГИА? Ведь всё получится, ты тесты порешай, Засядь за книги, не играй в ПК. Примчится лето быстро, так и знай. А, что учитель? Он всегда с тобой: Поможет подготовиться, поверь. А «результатец» будет неплохой, Откроет пред тобой в 10-й дверь.Лист – помощник:МетАфора –употребление слова в переносном значении; скрытое сравнение, основанное на сходстве в каком-либо отношении двух предметов или явлений. (Крыло птицы - крыло самолёта; золотая осень - золотая цепь; нос человека - нос корабля.) ОлицетворЕние – перенос признака или действия с живого предмета на неживой. (Когда, бушуя в бурной мгле, играло море с берегами…)СравнЕние –сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. (И деревья, как всадники, съехались в нашем саду.)ФразеологИзмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. (Как рыба в воде, бить баклуши, вешать лапшу на уши, семь пятниц на неделе)__________________________________________________________________________________________Лист – помощник:МетАфора –употребление слова в переносном значении; скрытое сравнение, основанное на сходстве в каком-либо отношении двух предметов или явлений. (Крыло птицы - крыло самолёта; золотая осень - золотая цепь; нос человека - нос корабля.) ОлицетворЕние – перенос признака или действия с живого предмета на неживой. (Когда, бушуя в бурной мгле, играло море с берегами…)СравнЕние –сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. (И деревья, как всадники, съехались в нашем саду.)ФразеологИзмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. (Как рыба в воде, бить баклуши, вешать лапшу на уши, семь пятниц на неделе)_________________________________________________________________________________Лист – помощник:МетАфора –употребление слова в переносном значении; скрытое сравнение, основанное на сходстве в каком-либо отношении двух предметов или явлений. (Крыло птицы - крыло самолёта; золотая осень - золотая цепь; нос человека - нос корабля.) ОлицетворЕние – перенос признака или действия с живого предмета на неживой. (Когда, бушуя в бурной мгле, играло море с берегами…)СравнЕние –сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. (И деревья, как всадники, съехались в нашем саду.)ФразеологИзмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. (Как рыба в воде, бить баклуши, вешать лапшу на уши, семь пятниц на неделе)Первый вариант задания. Рассмотрим задание №3:Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.– Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.Второй вариант заданияУкажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.Из глубины зеркала, более светлой, чем окружающий сумрак, глядели на Таню её серые, как у матери, глаза.По его неуверенно-торжественному голосу заметно было, что история эта ему неприятна.Учительница, разумеется, до конца сказала бы всё, что полагалось сказать детям перед началом учебного года, если бы в класс в это время не вошли два новых ученика.Полина Харитоновна и мама были передо мной как на ладони.Третий вариант заданияУкажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.В окнах домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом скворечник ещё был освещён далёким закатом.С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды.Характер у неё был вулканического происхождения.Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола. Экспресс проверка! Выполните задания самостоятельно. 1.В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?1) Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек.2) Лицо учительницы было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги.3) Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая.4) Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с нерусским лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса. 2. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?1) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.2) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.3) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.4) А в глубине класса стоял учитель, и сердце его сдавливала боль.3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?1) Ученики очень любили своего классного руководителя и часто говорили, что с её приходом в классе даже парты, стулья и учебники начинали от радости петь и танцевать.2) В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.3) Смычок – вот что он будет держать в руках всю жизнь!4) «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» –рассуждала бабушка.4. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?1)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.2) – Какая диковинная память, а! – радостно говорит он.3) Ученики учителя в классе ждут, не дождутся и, когда, наконец, дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.4) Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять.