«Тема Родины в поэзии А.Ахматовой».
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Тема Родины в поэзии А.Ахматовой».
Автор: Антонова Светлана Валентиновна
Урок по творчеству А.А. Ахматовой«Тема Родины в поэзии А.Ахматовой». Цель урока: показать, как раскрывается тема Родины в творчестве поэтессы в разные периоды ее жизни.Задачи урокаОбучающие: научить учащихся анализу прочитанного произведения;научить вычленять авторскую мысль.Воспитывающие:воспитание у учащихся чувства патриотизма, любви к Родине, уважению к памяти павших.Развивающие:развитие памяти, мышления, анализа.На доске эпиграфы к уроку: Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл,- Я была тогда с моим народом Там, где мой народ, к несчастью, был. «Реквием» Сознание, что в нищете, в бедствиях, и в горе, Она - поэзия, Она - величие, Она, а не власть, унижающая ее, это сознание давало ей силы переносить нищету, унижение, горе. Хамству власти она противопоставляла гордую и молчаливую неукротимость Л.К.Чуковская. Она оставалась величественной во все времена… П. Антокольский.Ход урокаФронтальный опросО поэтах какого времени мы ведем разговор?Назовите характерных представителей этой эпохи.Какой из поэтов вам нравится больше всего и почему?Объяснение нового материалаСлово учителя: Начало жизни Анны Ахматовой – талантливой, окруженной всеобщим вниманием и восхищением сулило ей блестящее будущее, счастливую судьбу.? классу. Когда начала писать Анна Андреевна?Ученик: А.А. Ахматова первые свои стихи начала писать в 11 лет.? классу А когда вышел ее первый сборник стихотворений, и как он назывался?Ученик: Первый сборник стихотворений вышел в 1912 году «Вечер»Слово учителя:Всероссийская известность пришла к ней рано, уже первые книги ее стихов заставили говорить о себе, без преувеличения всю читающую Россию.Отзывы критиков о творчестве поэтессы были таковы:О.Мандельшам, Б.Пастернак, М.Цветаева, М.Гумилев, А.Блок, А.Белый, В.Брюсов, говорили, что А.А.Ахматова является ярким представителем выражения идей эпохи того времени.Но пройдет немногим более 10 лет, и, находящаяся в расцвете своего дарования Ахматова сможет прочесть отходную, принадлежащую перу неизвестного критика:«Новые живые люди остаются и останутся холодными и бессердечными к стенаниям женщины, запоздавшей родиться или не сумевшей вовремя умереть».«Она оставалась величественной всегда и везде, во всех случаях жизни- и в светской беседе, и в интимных разговорах с друзьями, и под ударами судьбы, в любви - Она была Всем:Углем наметил на левом боку место, куда стрелять,Чтоб выпустить птицу, мою тоску в пустынную ночь опять,Милый! Не дрогнет твоя рука, а мне недолго терпеть, Вылетит птица, твоя тоскаСядет на ветку и станет петь,Чтоб тот, кто споен в своем дому, раскрывши окно сказал:«Голос знакомый, а слов не пойму», и опустил глаза.Однако, несмотря на резкую, незаслуженную критику, закрывшую ей дорогу в печать, Ахматова продолжала мужественно жить. Хорошо знавший ее много лет К. Чуковский писал: «Она оставалась величественной всегда и везде, во всех случаях жизни - и в светской беседе, и в интимных разговорах с друзьями, и под ударами свирепой судьбы - хоть сейчас в бронзу, на пьедестал, на медаль».Ахматова никогда не старалась следовать течению моды, ни под кого не подделывала свое творчество и этим она заслужила память на века. О любовной лирике поэтессы мы говорили на прошлом уроке, и тем не менее, эти стихотворения продолжают волновать наши души. (Ученик читает наизусть стих. «Смятение»)Позднее главной темой для Ахматовой станет тема Родины и отношение к ней. Родина для Ахматовой- это Царское Село, это Петербург, это имение мужа Слепнево, где она бывала с 1911 по 1917 годы. Здесь она, пожалуй, впервые увидела тот самый народ, о котором так много говорилось в петербургских салонах. Не с той ли поры Родина перестала быть отвлеченным понятием, когда в июле 1914 года весть о войне потрясла весь народ и появилось ощущение, что в ее жизнь и жизнь всех в стране вступила История. ЕЕ первые стихотворения о войне относятся к 1914 году: Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам… Над ребятами стонут солдатки Вдовий плач по деревне идет…Судьбу свою А. навсегда связала с судьбой родной страны, и, когда, после Октября пришла пора выбирать, она не колебалась: осталась с родной землей, родным народом, объявив об этом решительно и громко.Закрепление изученногоКакое стих. того времени наиболее ярко отражает настроение Ахматовой? (Мне голос был)Да, когда многие из тех, с кем свела ее судьба, оказались в чужих краях, она нашла в себе мужество произнести: На Малаховом кургане офицера расстреляли Он глядел на белый свет 20 неполных лет…Так во что же верила Ахматова, если она не находила в себе силы писать такие строки: Не бывать тебе в живых, со снегу не встать, 28 штыковых, огнестрельных-5. Горькую обновушку другу шила я Любит, любит кровушку русская земля…Заключительное слово учителя. Я считаю, что Ахматова была против поругания человечности, жестокости, которая в ту страшную эпоху выдавалась за самое действенное средство утверждения добра и справедливости. Так она выражала свое отношение скорби не только о погибших, покинувших мир молодыми, сильными, так она выражала скорбь о русской земле.Мы говорили, что А. никогда не писала по заказу, в угоду новому времени. И с популярностью ее скоро было покончено испытанным способом: ее перестали печатать, а если имя поэтессы появлялось в печати, то в резко критическом контексте.Любить свою землю для А. совсем не просто: именно здесь, на родной земле приходилось ей испытывать ни с чем не сравнимое страдание и муку. И можно лишь поражаться, что гонимая, обливаемая потоками клеветы, испытывающая ужас беззащитности от обрушившегося на нее горя, Ахматова не бросила ни единого упрека Отчизне. В этом мы убеждаемся, когда читаем стих. «Молитва».Так рождались стихотворения, вместе составившие «Реквием», поэму, которая стала данью скорбной памяти обо всех безвинно загубленных в годы сталинского произвола. Ощущение кровной близости с Родиной никогда не покидало поэта. Оно обнажалось в годы великих потрясений, войн, революций. (Отрывки из поэмы читают ученики наизусть).Подведение итогов урока, выставление оценок.Домашнее задание Выучить наизусть любое понравившееся стихотворение поэтессы, сделать краткий анализ. Подготовить презентацию (по желанию).Анализ конспекта урока по данному алгоритму.