Тема:"Моя Родина - Башкортостан"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тема:"Моя Родина - Башкортостан"
Автор: Хамитова Алия Хусаиновна
Тема: «Моя Родина Башкортостан!»Цель: Продолжать развивать интерес к родному краю. Задачи.Коррекционно-образовательные:- расширить представления детей о республике и людях, которые в ней живут; о растительном и животном мире, богатстве республики, о символике Башкортостана.- уточнить знания о родном городе;- совершенствовать навыки слогового анализа слов, навыки анализа предложений, навыки звукового анализа слов, навыки составления и чтения слов с пройденными буквами. Коррекционно-развивающие:- развивать речевую активность, связную речь детей;- развивать фонематические представления (развитие навыка звукового анализа слов)- развивать зрительное и звуковое внимание, общую и тонкую моторику, координацию речи с движением, творческое воображения.Коррекционно-воспитательные:- воспитывать любовь к Родине, родному городу;- воспитывать самостоятельность, чувство коллективизмаИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Предварительная работа:Знакомство с флагом, гербом Республики Башкортостан и города Кумертау, беседы о родном крае, рассматривание иллюстраций заповедников, пещер, водопадов, растительного и животного мира и карты нашей республики,.Активизация словаря: карта, герб, гимн, флаг, Республика Башкортостан, кускар (рога барана).Материал: Политическая карта России; карта Башкортостана; лист ватмана с изображением соцветия курая (на каждом цветке изображены с обратной стороны картинки-подсказки одного из семи заданий); портрет Хабирова Р.Ф., Фролова О.Ю.; муз.сопровождение – гимн, мелодия курая; атрибуты для корреспондента; костюмы для детей.Ход занятияПриветствие.Доброе утро улыбчивым лицам!Доброе утро солнцу и птицам!Пусть каждый становится добрым, доверчивым.Пусть доброе утро продлится до вечера!Логопед: Ребята к нам сегодня пришли гости. А давайте мы дружно поздороваемся. Ребята садимся на стульчики. (Дети садятся полукругом, в центе мольберт).Логопед: Я приготовила для вас картинку (обращает внимание детей на лист ватмана с изображением соцветия курая). Что на ней изображено? (да, это соцветие курая, растение, которое растет на территории Республики Башкортостан). К сожалению, лепестки нашего соцветия стали пустыми. И чтобы наш цветок стал ярким и солнечным, нам нужно выполнить задания. За каждый правильный ответ вы будете получать фишки. Вспомним правила:Говорите чётко, внятно,Чтобы было всё … (понятно).Если друг стал отвечатьНе спеши … (перебивать).Если хочешь отвечать,Надо руку … (поднимать).А помочь захочешь другу –Подними спокойно … (руку).Полным ответом говори – Фишку свою получи.Срываем первый лепестокНа экране поэты и карта РБЛогопед: Что это, ребята? (карта Республика Башкортостан). Разглядывая на карте Башкортостан, писатели сравнивали ее форму с сердцем или с ладонью, сложенной для рукопожатия. Такие писатели как Зайнаб Биишева, Сагит Агиш, Баязит Бикбай, Рашит Нигмати и многие другие писатели в своих стихотворениях и рассказах пишут о любви к Башкортостану. А Мустай Карим сравнивал Республику Башкортостан с березовым листком. Расскажи нам это стихотворение, Арина.М.Карим «О берёзовом листе»Взгляни на глобус. Вот он шар земной,На нем Башкирия с березовой листок величинойВсего лишь навсегоНе больше обыкновенного листка,Береза же – великая Россия- Так зелена, так высока.Логопед: Да, нашей Родиной можно восхищаться бесконечно. А о чем нам расскажет Тимур?Рассказывает Тимур в костюме:Башкортостан!Моя земля, и небо.Любовь моя,Мой соловьиный край!Мне жаль того,Кто здесь ни разу не был.Мне жаль того,Кому не пел курай. Автор Геннадий Молодцов.Логопед: Как вы думаете, о чем оно? (ответы детей). Правильно, это стихотворение о Республике Башкортостан, в которой мы живем.Срываем 2 бумажный лепестокНа экране герб и флаг БашкортостанаВ: Кто знает, что это? (герб и флаг Республики Башкортостан). Кто изображен в центре герба на фоне восходящего солнца? (Салават Юлаев на коне). Послушаем что нам расскажет про него Кирилл.Двести лет над родными степямиПронеслось с той поры грозовой.Но доныне не стерто годамиТвое славное имя, герой.Рашит Нигмати.В: По краю герба расположен башкирский национальный орнамент – кускар (рога барана). Ниже изображено соцветие курая и лента, окрашенная в цвета государственного флага РБ, с надписью «Башкортостан».В: Что это, Владик? (это флаг Республики Башкортостан)В: Что означает синий, белый и зеленый цвета? Как вы думаете? (ответы детей). А я вам скажу правильный ответ. В: Зеленый цвет – цвет травы, означает веру в жизнь, символ свободы; белый – цвет воздуха, означает чистоту души народа; синий – цвет безоблачного ясного неба, символ мира. Цветок курая означает символ дружбы народов РБ. Его семь лепестков символизируют семь родов, которые очень давно проживали в нашей республике.Задание карточки с математическими примерами.Логопед: Я хочу напомнить, что ещё одна главная символика нашей республики – это гимн. Гимн – торжественная песня. Эта торжественная песня звучит при открытии и закрытии собраний, которые проводят в праздничные дни Республики Башкортостан; при открытии памятников военным, народным героям, деятелям науки, литературы и искусства; при проведении международных спортивных соревнований.Его автор Фарит Идрисов. Его нужно слушать стоя, не разговаривать. Прошу вас встать и послушать гимн.(звучит запись гимна РБ)На экране появляется портрет Хабирова Р.Ф.В: Этот человек известен всем в нашей республике. Это Глава Республики Башкортостан. Как его зовут? (Радий Фаритович Хабиров).В: Радий Фаритович Хабиров вручает государственные награды и медали спортсменам, строит новые здания, садики, школы и больницы, сейчас очень много тех, кто болеет короновирусом, он отвечает за лекарства и людей, которые работают, спасая наши жизни. У него очень много дел. А вы знаете, что ему очень тяжело одному управлять нашей Республикой Башкортостан. Поэтому в каждом городе у него есть помощники. И в нашем городе у него есть такой помощник. Посмотрите на экран. А кто знает, как зовут главу администрации города Кумертау? (Олег Юрьевич Фролов). Молодцы! Срывает 3 бумажный лепестокНа экране герб и флаг города КумертауЛогопед: У нашего города тоже есть своя символика: флаг и герб. В переводе с башкирского языка название города Кумертау звучит как «угольная гора». Поэтому в гербе изображены черные треугольники, похожие на гору. В центре герба - сокол-сапсан (развитие в городе авиастроения, кумертаусцы устремляются в высоту). Золотой цвет сокола - символ силы и богатства. Синий цвет поля – цвет миролюбия и щедрости. Флаг города соответствует гербу. Это прямоугольное полотно, состоящее из трех вертикальных полос желтого, синего и желтого цвета, в середине синей полосы - степной сокол-сапсан желтого цвета. Давайте проведем игру «Кто больше всех назовет города нашей республики?» За каждый правильный ответ я буду раздавать фишки. (ответы детей)Логопед: Подели Матвей слово Мелеуз на слоги. (ребенок хлопками делит слова на слоги: Ме-ле-уз. В этом слове 3 слога. И т.д. все дети)Срывает 4 бумажный лепестокНа экране географическая карта РБВ: Давайте подойдем поближе к нашей карте. Наш край очень красив. Если посмотреть на Башкортостан с высоты птичьего полета, можно увидеть горы (показывает на карте), леса, озера и реки. Очень много у нас заповедников, водопадов, пещер.В нашей республике горы-высокие, (тянемся на носочках вверх)Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)Степи широкие, (раскидываем руками)Леса большие, (руки вверх)А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)Срывает 5 бумажный лепестокНа экране животные РБВ: На территории нашей республики обитает много животных и птиц, которые занесены в «Красную книгу». Что такое «Красная книга», ребята? (ответы детей). Красный цвет – это цвет опасности! Внимание! Он как красный сигнал светофора предупреждает «Осторожно! Может случиться беда!». Эта книга предупреждает о том, какие животные и растения находятся в опасности, что они могут исчезнуть или погибнуть, если их не беречь.Логопед: Следующее задание. Нужно собрать картинку-пазл с названием животного, прочитать по слогам что у вас получилось, найти его и разместить на нашей карте.Работа с магнитными фигурками и картой«Волшебная карта России»(сюрпризный момент)Срываем 6 бумажный лепестокВ: Срываю следующий лепесток. Кто знает, чем богата наша республика, какую пользу она приносит нашей стране? (ответы детей). Башкортостан – богатый край. В Башкортостане добывают нефть, газ, уголь, железо, медь. Всему миру известен наш полезный и вкусный башкирский мёд. (пополняем магнитную карту)На экране башкиркий мёдЛогопед: Посмотрите на экран и составьте предложения о мёде.1 ребенок: В Башкортостане есть мёд.2 ребенок: В Башкортостане вкусный мёд.3 ребенок: В Башкортостане добывают самый полезный мёд.Логопед: Давайте составим схему последнего предложения. (дети составляют схему)Логопед: Сколько слов в вашем предложении? (В предложении шесть слов). Назовите слова по порядку. (В, Башкортостане, добывают, самый, полезный мед). Есть ли в предложении предлог? Назовите его? Покажите его место в схеме. Молодцы! Я предлагаю вам убрать фишки на тарелочки.Срываем 7 бумажный лепестокНа экране люди разных национальностейВ: Но главное наше богатство – это люди. И на нашем последнем лепестке изображены человечки в своих национальных костюмах. Скажите пожалуйста, люди каких национальностей проживают в Башкортостане? (башкиры, татары, русские, чуваши, мордва, армяне и т.д.). Да, ребята, люди разных национальностей дружно живут в нашей Республике Башкортостан и с гордостью называют её своей РОДИНОЙ. Звуковой анализ слова «РОДИНА»Логопед: При разборе слова, звуки обозначаем кружками определенных цветов: зеленый, синий, красный. Приступаем к работе. К доске попрошу выйти Артема.- Давайте вместе проверим, правильно ли сделал Артем. Поднимите руку у кого так же.После этого логопед задает контрольные вопросы: «Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных звуков в этом слове? Сколько согласных звуков в этом слове? Есть ли мягкие согласные звуки в этом слове?». Логопед предлагает детям сложить фишки на тарелочки и отводит всех на ковёр. Подведение итогов (Алеся переоделась в корреспондента)Корреспондент: Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы с вами находимся в детском саду «Красная шапочка». Ребята путешествовали по просторам нашей Республики. О чем вы сегодня говорили? (ответы детей). А в каких городах нашей республики вы хотите побывать? (перечисляют дети). А что вам больше всего нравится в нашей Республике Башкортостан? А кто самый главный в нашей Республике Башкортостан? (ответы детей). Что вы хотите ему пожелать? (ответы детей). Ребята, вы такие молодцы! Справились со всеми заданиями. За то, что вы так старались я вам, принесла подарки (конфеты).Литература:Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. О.В. Дыбина, Мозаика-Синтез, Москва 2018.Фольклор и литература Башкортостана. Учебная хрестоматия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Р.Л. Агишева, Китап, Уфа 2011.Академия детства: Региональная программа для дошкольных образовательных организаций Республики Башкортостан. Ф.Г. Азнабаева, М.И. Фаизова, З.А. Агзамовна, издательство ИРО РБ, Уфа 2016.