Урок-размышление


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок-размышление
Автор: Татьяна Петровна Пономарева

.Модель урока по литературе в 10 классе Тема: «Нигилизм и его последствия» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).Данный урок входит в систему уроков для учащихся 10 класса (Русский язык и литература 10 класс. Базовый уровень. В 2 ч./ под ред. В.П.Журавлева).Тип урока: урок-размышление.Цели урока:- деятельностная: формирование у учащихся умения самостоятельно работать с текстом, с дополнительной информацией, а также умение не только выявлять проблему, но и учиться выражать свое отношение к ней, развитие навыков устной монологической речи, выразительного чтения;-содержательная: организация совместной деятельности по изучению романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» с целью осознания учащимися значимости этого произведения в русской литературе как в 19 веке, так и в современной жизни; познакомиться с характеристиками определения НИГИЛИЗМА , данными в источниках разного времениЗадачи урока: Образовательные:-обеспечить развитие умений выделять главное в художественном произведении;-научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;-сопоставить понятие НИГИЛИЗМА и взгляды Евгения Базарова;-подвести к мысли о разрушительном воздействии НИГИЛИЗМА на характер личности и общества.Развивающие:- формировать умение высказывать свои мысли связно и логично, отстаивать свою точку зрения, убедительно доказывая с помощью фактов;-работать с понятиями:-отбирать информацию для ответа.Воспитательные:-формировать потребность к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группах и парах;-сравнивать и сопоставлять ответы одноклассников с тем, что учащийся знает;-уважительно относиться к чужому мнению.Сенсорные слова и выражения:Аудиальные Визуальные Кинестетические ПРИЛОЖЕНИЯ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВПриложение 1. СТОРИТЕЛЛИНГ. Среди разнообразных современных технологий, которые стараются добиться хороших результатов и вызывают интерес у учеников, может быть Сторителлинг. Хорошая история может захватить внимание учащихся. Вот, например, история, которая рассказана 10 классу в начале урока на тему «Нигилизм и его последствия» (1 этап- мотивация).1.Место действия. Горд «N». 21 век. Небольшая квартирка со всеми удобствами.2.Описание главного героя(кратко) Главный герой – Евгений Воразаб. Человек дела. Добился небольших успехов в медицине. Единственная его страсть – наука. Именно ей он и посвящает большую часть своего времени. Но при всем этом он отрицает: нравственные законы, музыку, поэзию, любовь, семью… И когда анализируешь его жизненные убеждения, то больше замечаешь в нем черты знакомого всем нам литературного персонажа, который стремился к независимости, старался самостоятельно оценивать события и самостоятельно утвердиться в жизни.ВОПРОС, заданный учащимся:- Как вы думаете, чьи черты характера воплощены в образе нашего незнакомого героя?(Конечно же, Евгения Базарова - фамилия читается наоборот Воразаб- ребята догадываются, активно включаются в работу).3.Что-то происходит. И вот однажды его приглашают на научно – теоретическую конференцию (НТК), на которой будут обсуждаться теоретические подходы к решению различных научных проблем и вопросов на тему «Нигилизм и его последствия».4.Что делает герой и чего он хочет добиться? Он с удовольствием еще раз пересматривает свои научные разработки, которые вполне соответствуют его «нигилистическим» воззрениям. Еще раз пытаясь доказать свою правоту, по-прежнему отрицая исторические ценности, весь опыт прошлого.5.Что-то идет не так.Вопрос-И как вы думаете, кто из присутствующих на конференции смог бы опровергнуть его взгляды? Конечно же, это представители более старшего поколения, которые поочередно подходят к трибуне и каждый в своем выступлении задается вопросами:--Как вы думаете, зависит ли судьба человека от его убеждений? -- Могут ли убеждения погубить человека или, наоборот, сделать его счастливым? 6.Создается проблемная ситуация. Эта история смогла захватить внимание учащихся. Ребята самостоятельно обдумывают эти вопросы и отвечают на них.Приложение 2. «Подводящий диалог»Учитель напоминает предыдущий изученный материал, на базе которого будут усваиваться новые знания. Осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение. Вопросы:1.О каком убеждении (общественном явлении) идет речь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»? (речь идет в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» о таком общественном явлении как «нигилизм». Это такое философское направление, сущность которого заключается в отрицании всего иррационального).2.Существует ли сегодня это общественное явление? (в наше время становится очень распространенным такое явление. Сейчас есть такие люли, как Базаров, которые не признают того, что не вписывается в их систему взглядов. Жестких, бескомпромиссных, непримиримых. В коллективах им сложно. И среди людей им сложно не проявлять характер).  Учащиеся вспоминают понятие «НИГИЛИЗМ», задавая себе вопрос: 3. Почему и для чего им нужно изучить эту тему и разобраться в ней? (для того, чтобы поглубже узнать, что скрывается под пугающим словом «нигилизм», разобраться в его принципах и поговорить о последствиях такого философского явления. Что лучше-быть категоричным в суждениях или оставаться демократичным и стараться принимать и понимать чужое мнение.)Приложение 3. «КОРЗИНА ИДЕЙ».Работа в парах. Учащимся предложено сформулировать основную учебную задачу и составить алгоритм работы: - на что следует обратить внимание, анализируя понятие «нигилизм»?Учащиеся формулируют учебную задачу: каковы последствия «нигилизма» сегодня? Отвечая на вопрос учителя и из ответов создается алгоритм анализа понятия «НИГИЛИЗМ».АЛГОРИТМ.1.Дать определение понятия «нигилизм». 2.Найти в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенева изображение нигилистических взглядов. Ребята вспоминают взгляды Е.Базарова (работа с текстом, чтение цитат – дома они должны были выписать взгляды Базарова в таблицу - и обсуждение) 3. Обратить внимание на отношение к нигилизму героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».4. Выяснить отношения к нигилизму в обществе на рубеже 19-20 веков.Приложение 4. Поиск информации. «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»Учитель предлагает работу в группах по поиску информации согласно алгоритму. Учащиеся в соответствии с составленным алгоритмом деятельности работают и осуществляют поиск информации по заданному параметру. 1 группа Посмотрим, как понятие «нигилизм» раскрывается в разных источниках. Зачитываются формулировки определений «нигилизма», данные в Большом энциклопедическом словаре, словаре В.Даля, Толковом словаре).НИГИЛИЗМ - «безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать». (В.Даль).НИГИЛИЗМ – «отрицание общепринятых ценностей: идеалов. Моральных норм, культуры, форм общественной жизни. (Большой энциклопедический словарь).НИГИЛИЗМ – «голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм». (Толковый словарь русского языка).Вывод. Интересно отметить, что в разных источниках даётся свой вариант толкования этого понятия и его возникновения.Итак, нигилизм – это убеждения или их отсутствие? Ответы учащихся (Нигилизм – это убеждения, основанные на отрицании всего предшествующего опыта человеческой мысли, на разрушении традиций.) Ребята вспоминают взгляды Е.Базарова (работа с текстом, чтение цитат и обсуждение). 2 группа. Работа по выявлению научных и философских взглядов:«Есть науки, как есть ремесла, знания; а науки вообще не существует вовсе… Изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас есть мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех» .- «… мы теперь вообще над медициной смеемся и ни перед кем не преклоняемся»- «…Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он еще сам придумывает себе всякие неприятности, портит себе жизнь» - «…я придерживаюсь отрицательного направления – в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мозг мой так устроен – и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? Тоже в силу ощущения. Это все едино. Глубже этого люди никогда не проникнут».3 группа. Работа по выявлению политических взглядов:«Русский человек только тем и хорош, что он сам по себе прескверного мнения..»- «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… - подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны. Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем» - «Что же, коли он (народ) заслуживает презрения! Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете? - «А я тогда буду готов согласиться с вами..., когда вы представите мне хоть одно постановление в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызвало полного и беспощадного отрицания.4 группа работает по выявлению эстетических взглядов:«Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта- «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник… »- «Рафаэль гроша медного не стоит»- «Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть» .- «Я нахожу, что говорить красиво – неприлично» .- «Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает… Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время!».Все это могут ребята выполнить как в таблице, так и в виде цитатного плана.5 группа работает с художественным текстом по выявлению того, как к нигилизму относятся различные герои романа «Отцы и дети». Нигилизм Базарова в романе «Отцы и дети» сталкивается с реальной действительностью. Принципы, которые поставил себе Базаров, оказываются нежизнеспособными в реальности.Отношение Кирсанова Павла Петровича к нигилизму: конечно же, отрицает, он стоит за сохранение старых порядков, а согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособление к новым условиям. Он уважает аристократов и считает, что аристократизм – это принцип, а без принципов могут жить только одни безнравственные люди. Русский народ свято чтит предания и не может жить без веры.Отношение Николая Петровича Кирсанова к нигилизму: нигилист – это человек, «который ничего не признает».Отношение Аркадия к нигилизму: он считает Базарова человеком, «который ко всему относится с критической точки зрения, не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».Вопрос группам: хорошо это или плохо, когда относишься ко всему с критической точки зрения? (Когда смотришь на все критически, то можно найти недостатки, ошибки, которые можно исправить. Сомнения и отрицание всегда были двигателем научного и социального прогресса. Все новое строится на основе отрицания старого. Но отрицать все слепо НЕЛЬЗЯ, нельзя отказываться от традиций. Обязательно должна быть новая позитивная программа). -Во имя чего ломают старое? Зачем? (чтобы построить новое-лучше старого, а Базаров ничего не собирается строить, ссылаясь на то, что это не его дело, а его дело – место расчистить)-Что хорошего(+) и что плохого(-) в программе Базарова? (+ он видит недостатки современного общества, - не знает, что строить и нет никакой программы.-Как относится И.С.Тургенев к убеждениям Базарова? (Писатель не разделяет нигилистических убеждений Базарова, нигилизм обречен, т.к. не имеет никакой программы.) -Как вы думаете, отражаются ли убеждения человека на его судьбе? (Убеждения героя, которые он воплощает в жизнь, не могут не отразиться на его судьбе. Они моделируют его судьбу. Поэтому, сильный человек, который отрицает романтизм, так сильно доверяет своим идеям, что только одна мысль об ошибке его расстраивает и вводит в состояние депрессии.)Каковы же последствия нигилизма? Примеры. (из манифеста «Пощечина общественному строю», его авторы называли себя ФУТУРИСТАМИ- от futurum-будущее, презирали общество, старую литературу с её традициями, общепринятые правила поведения, пытаясь изменить язык и совершая опыта даже над поэтическим словом.) Борис Зайцев –прекрасный знаток классики-увидел в нигилизме Базарова воинствующий нигилизм большевика и связал все события, произошедшие через полвека, только с идеями, которые проповедовал Евгений Базаров.Приложение 5. «Альтернативное задание» (информация о домашнем задании) Учитель создает оптимальные условия для развития самостоятельного мышления учащихся, сообщает о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения. Учащиеся внимательно слушают учителя, задают вопросы, если непонятно.Задание по группам:-1 группа – написать сочинение-эссе «Мои размышления по поводу урока «Нигилизм и его последствия»-2 группа- письменный (развернутый) ответ на вопрос «Как я понимаю _НИГИЛИЗМ»?Приложение 6. «Экран мнений» (рефлексия).Учитель организует аналитическую деятельность учащихся, предлагая им свои рассуждения оформить в виде письменного(устного) ответа на вопрос: как нигилизм влияет на человека и общество? После чего станет понятно, что нового и ценного узнали учащиеся на уроке.Учащиеся отвечают письменно на вопрос, соотносят полученную (новую) информацию с предыдущей(старой), полученные на стадии осмысления. Анализируют собственные высказывания.Аргументированные ответы (учащиеся по выбору отвечают на один из вопросов):
  • Что вы ожидали от урока и что получилось?
  • Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?
  • Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?
  • Была ли польза от такого рода работы?
  • В чем вы видите собственное приращение?
  • Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них.
  • Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?
  • Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.
  • На основании каких критериев можно оценить нашу деятельность?
  • Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?
  • Выставление оценок. Спасибо всем за интересное обсуждение (отметить лучшие ответы, похвалить тех, кто сумел раскрыться во время занятия), но хотелось бы активности на занятии (пожелания).Ресурсы урока Портрет И.С. Тургенева, мультимедийный проектор, текст романа «Отцы и дети», М. «Детская литература», 2013, Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс 1-е полугодие. Изд. 3-е, испр. и доп. Обновленный комплект уроков. М.: «ВАКО», 2016, учебник под ред.В.П.Журавлева, критические статьи: Писарев Д.И. «Базаров», Пустовойт П.Г. «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Интернет-ресурсы:, , , Русская и зарубежная литература для школы. Электронные образовательные ресурсы.Уроки Нигилизм в литературе и современной жизни (по роману И.С.Тургенева). Литературно-образовательный портал) Электронная версия газеты «ЛитератураТехнологическая карта урока по литературе