русский язык 6 класс под редакцией: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: русский язык 6 класс под редакцией: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др
Автор: Малеева Надежда Николаевна
Место учебного предмета, курса в учебном плане.Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому языку для основных школ и в соответствии c программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский).Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.;– М.: Просвещение, 2020год.Реализация рабочей программы направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО.Рабочая программа рассчитана на 175 часов, 35 учебных недель.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания предмета «русский язык», – овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.В результате изучения русского языка на ступени основного общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.Личностные:1) любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;2) любовь к природе, осознание ее уникальности, необходимости ее беречь, умение чувствовать красоту природы;3) потребность в самовыражении через слово;4) устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;5) ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;6) стремление к развитию и совершенствованию собственной речиМетапредметные:Регулятивные УУД:самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач;организовывать исследовательскую работу: ставить учебные задачи, планировать деятельность;контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане – исследоватьПознавательные УУД:самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;искать и выделять необходимую информацию;извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);моделировать: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;пользоваться словарями, справочниками;осуществлять анализ и синтез;устанавливать причинно-следственные связи;строить логическую цепочку;осваивать формы познавательной и личностной рефлексииКоммуникативные УУД:оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;совершенствовать орфоэпические навыки;количественно и качественно обогащать словарный запас;оперировать стилистическими ресурсами языка;развивать связную устную и письменную речь;правильно общаться – выражать и принимать сочувствие, не обижать собеседника;участвовать в коллективном обсуждении проблемы, уметь выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языкаПредметные:1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; 3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста; 6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;8) формирование ответственности.Содержание учебного предмета, курса.Русский язык - один из развитых языков мираПовторение пройденного в 5 классеДеление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.Лексика и фразеология. Культура речиI. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Толковые словари иностранных слов, устаревших слов. Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими словарями.III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.Словообразование. Орфография. Культура речи.I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бесуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.Правописание чередующихся гласных о и а в- корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительноеI. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).III. Различные сферы употребления устной публичной речи.Имя прилагательноеI. Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.Публичное выступление о произведении народного промысла.Имя числительноеI. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).III. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.Местоимение I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.ГлаголI. Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе.Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.Тематическое планирование