"Москва-столица России. Герб Москвы"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Москва-столица России. Герб Москвы"
Автор: Загайнова Елена Валерьевна

Конспект занятия в старшей группе «Москва-столица России. Герб Москвы»Занятие «Москва – столица РоссииГерб Москвы»Программное содержание: уточнить знания детей о родном городе. Дать знания о том, что такое столица, что такое герб, объяснить символику московского герба. Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к столице нашей Родины.Наглядный материал: Иллюстрации с видами Москвы. Изображения гербов разных городов России (можно значки с изображениями гербов). Изображение герба Москвы.Ход занятий:Выставляю перед детьми иллюстрации с видами Москвы.- Ребята, посмотрите на эти виды города и скажите, какой это город?- Да это наш родной город Москва.Расскажите, что вы знаете о Москве. (Дети с помощью наводящих вопросов воспитателя вспоминают, как возник город, кто был его основателем, откуда такое название.) Москва для нас с вами – город, в котором вы родились родной город. Но Москва главный город нашей страны столица России. Чем отличается столица от других городов (предположение детей).Да – столица обычно один из самых красивых городов страны. Столица отличается от других городов тем, что в ней работает Президент нашей страны (назвать фамилию, имя и отчество Президента и предложить детям повторить хором). В Москве работает Правительство страны.В Москве много разных вокзалов – железнодорожных, речных, аэропортов (иллюстрации вокзалов). Почему так много вокзалов (ответы детей). Потому, что столица должна быть связана со своей страной.Обращаю внимание детей на красоту и разнообразие зданий железнодорожных вокзалов.- Как вы думаете почему, здания вокзалов такие красивые? (ответы детей).Да, здание вокзала – это первое, что видит человек приезжий в город, и поэтому во всех городах здания вокзалов – одни из самых красивых, их строят лучшие мастера. Столицей государства часто бывает один из древнейших городов страны. Москва – город древний. Кто знает сколько лет Москве(ответы детей). Нашей Москве 850 лет.У каждого города есть свой герб. Что это такое? (раздаю детям на столы значки с изображениями этих гербов).- Посмотрите на эти картинки (значки). Что на них изображено? (дети перечисляют предметы, изображенные на картинках или значках – гербах – рыбы, медведь, лев, орёл и др.) Посмотрите, все изображёния имеют почти одинаковую форму. Может кто-то знает, что это такое, как назвать одним словом то, что вы рассматриваете?- Это гербы разных городов. А кто знает, что такое герб(ответы детей).Герб – это знак. Давным-давно не в России, а в других странах были такие воины – рыцари. Вы наверно слышали о них, смотрели фильмы. Рыцари часто проводили турниры, т. е. боролись друг с другом. Рыцарь должен был быть обязательно на коне. А одежда у них была металлическая, чтобы её нельзя было проколоть мечом или копьём – это было основным оружием в те времена. (Показать изображения рыцаря можно из учебника истории). Так как одежда у рыцарей была одинакова, во время таких турниров трудно было узнать, где свои, а где соперники. И тогда, рыцари стали прикреплять к щитам разные знаки, чтобы узнавать своих – султанчики, ленточки, а потом стали рисовать на шлемах различные рисунки.Так они различали во время турниров своих соперников. Вот такой знак и называли гербом. Позже гербы стали придумывать не только воины, но и семьи, а потом города и страны. Давайте ещё раз внимательно рассмотрим те гербы, которые вы видите.Если на гербе изображена рыба, что это могло означать? (ответ детей).Да это означало, что народ в этой стране или городе занимается рыболовством. Иногда на гербе изображали льва, чтобы показать, что народ сильный.Все гербы имеют форму щита, потому что щит защищал рыцарей от копья и меча. Щит мог быть круглым, овальным или квадратным с загнутыми углами (показывает на картинках).Сейчас все города и страны имеют свой герб. Есть свой герб и у столицы нашей Родины – Москвы.Герб Москвы появился очень-очень давно. Как об этом нам говорит одежда всадника. Так воины одевались в очень древние времена. А как вы думаете, почему на гербе Москвы изображён воин (предложения детей). Я вам уже рассказывала, что русскому герою приходилось бороться с разными врагами и поэтому на своём гербе воина населении Москвы.Как бы хотела сказать всем врагам – лучше на нас не нападайте, мы будем защищать свой город и всё равно вас победим. А всадник на коне не просто воин, это Святой Георгий Победоносец может помочь воинам, и они молились ему. У русского народа Георгий Победоносец считается хранителем Москвы защитникам от вражеского нашествия. Поэтому он и изображён на гербе Москвы.А что вы ещё видите на гербе (змея). Как вы думаете, что он обозначает (предположения детей) Да, так русский народ изобразил врага – страшного и злого. Георгий Победоносец копьём убивает змея, а конь топчет его копытами.Вот как много можно узнать, внимательно посмотрев на герб. Но у каждого народа есть не только герб, но и гимн. Гимн – это торжественная песня, в котором народ славит свою страну. У нашего народа тоже есть свой гимн. Слова к нему написали поэт Марк Лисянский, а музыку – композитор Исаак Дунаевский.Послушайте его. (Включаю грамзапись с исполнением гимна Москвы. В последствии можно выучить гимн Москвы наизусть).Самоанализ занятияпо формированию целостной картины мира«Моя Родина Россия»Самоанализ непосредственно-образовательной деятельности.Григорьевой Ольги Ивановны, воспитателя МКДОУ Детский сад «Сказка»,Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие»Присутствовало 8 детей.Направление: Нравственно - патриотическое воспитание детей.Тема занятия «Моя Родина Россия»Цель: закрепить и обобщить знания детей о государственных символахРоссии: флаг, герб, гимн. Формировать элементарные представления офункциональном назначении гимна, герба и флага. Познакомить детей сГимном РФ и президентом РФ .Задачи: познакомить дошкольников с главными сведениями о нашей Родине,дать им те знания, которые необходимы будущим первоклассникам.воспитывать нравственно-патриотические качества. Развивать чувствоответственности и гордость за свою страну.Возраст детей: старшая группа - 5-6 лет.Материалы к занятию: карта Российской Федерации, иллюстрации сизображением государственных символов, герб РФ ; полоски трёх цветов навсех детей; копии свидетельства о рождении детей; копия паспорта, гимн,презентация «Моя родина Россия».Занятие проходило в 7 этапов.1 этап: Организационный:2 этап: Знакомство с картой РФ.3 этап: Портрет президента.4 этап: Столица - Москва.5 этап: Флаг РФ.6 этап: Герб России.7 этап: Гимн РФ.1 этап. ОрганизационныйДидактическая задача: организовать детей, привлечь внимание, вызватьинтерес детей к занятию.Форма организации: фронтальнаяМетоды: -словесный, наглядный.2 этап. Знакомство с картой РФ.Форма организации: фронтальнаяМетоды:-словесный (беседа)-наглядный с применением ИКТIII этап: Знакомство с президентом РФ .Методы:-словесный, наглядный, с применением ИКТ.IV этап: Столица Москва.Методы: словесный, наглядный и игровой, с применением ИКТ.V этап: Флаг РФ.Методы: словесный, наглядный с применением ИКТ, игровой.VI этап: Герб России.Методы: Словесный. Наглядный с применением ИКТ, художественно –эстетический (сказка).VII этап: Гимн РФМетоды: словесный, художественно – эстетическое ( прослушивание ).В заключении:В процессе занятия с детьми во время беседы мы закрепили и обобщилизнания детей о государственных символах России: флаг, герб, гимн.Формировали элементарные представления о функциональном назначениигимна, герба и флага. Знакомство детей с Гимном РФ. Поставленная задачареализована.Все дети справились с заданиями.Спасибо за внимание!Дети садятся за столы разукрашивать флаг России.Используемые методы работы• Целевые прогулки и экскурсии.• Наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т. д.).• Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.• Беседы о родном городе, хуторе.• Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.• Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура).• Обогащение и стимулирование детского творчества.• Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.• Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий большой личной убежденности и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах,в разных видах деятельности и по разным направлениямвоспитание любви к близким, к детскому саду, к родному поселку, к родной стране.С детьми запланированы и проведены следующие занятия:Рисование (художественное творчество)««Дом, в котором ты живешь»«Самолеты летят» .«Золотая хохлома»«Как Я с мамой иду из детского сада»«Мой любимый хуторок»«Природный мир хутора» «Деревья в нашем парке.»«Река которую я видел».Знакомство с исскуством гжельской росписи. «Салют над городом в честь праздника Победы»«Спасская башня Кремля».Аппликация. Лепка. (художественное творчество)«Дома на нашей улице» «Кружка для папы»«Матрос с сигнальными флажками»«флаг хутора Железного». Коллективная работа коллаж.«Мой хутор в будущем. «Звонкие колокольчики».Чтение художественной литературыПоэты хутора Железный. Хлеба в литературном творчестве кубанских поэтов.Чтение рассказа В. П. Бардадыма «Колодец». Малые фольклорные формы.Кубанский народный фольклор.Режимные моментыБеседы «Российская Армия»«Мирные профессии в Армии»«Хлеб-богатство России»«Символика России»«Достопримечательности хутора Железного»«Солдаты и их личностные качества»«Защитники Родины»«Народы России»«Богатыри земли русской».Правильно подобранный мир ближайшего детского окружения – игрушки, игровые зоны, дидактические и настольные игры - дают возможность для развития чувственного восприятия, воображения и фантазии, развития речи детей, обеспечивая их индивидуальное развитие. Игра даёт огромные возможности для реализации накопленного социального опыта ребенка.Игры по патриотическому воспитанию дошкольниковОдним из важнейших средств воздействия на ребенка-дошкольника при формировании нравственно-патриотических чувств является игра. Наряду с народными фольклорными играми, способствующими развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей детей, в нашей группе значительное место занимают учебно-развивающие игры.Дидактическая игра «Герб города»1.Материал: фрагменты герба города (хутора) (обязательно должны быть лишние элементы, карточка с изображением городского герба.2.Ход игры: дети по памяти собирают герб родного города, объясняя, что означает тот или иной элемент. В конце самостоятельно проверяют правильность выполнения при помощи карточки-образца.Дидактическая игра «Путешествие по городу»Материал: фотографии (открытки) с изображением достопримечательностей города.Ход игры: педагог показывает фото детям, дети называют, что изображено.Дидактическая игра «Продолжи пословицу»Ход игрывоспитатель говорит начало пословицы, дети - ее продолжение.Педагогам и родителям необходимо помнить, что полученные в детстве впечатления и чувства нередко остаются определяющими на всю жизнь.В процессе работы с детьми по расширению представлений о родном крае, родном поселке, мы столкнулись с тем, что дети испытывали дефицит знаний о родных местах.У воспитателей также вызывает трудность работа по ознакомлению дошкольников с историей хутора, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.Таким образом, целесообразно патриотическое воспитание детей организовывать во взаимодействии дошкольного учреждения и семьи, одновременно с детьми и родителями исходя из того, что преобладающая часть родителей не имеют достаточных знаний об истории родного хутора, его традициях и культурных ценностях, испытывают трудности в их передаче детям. Необходимо создание такой системы работы педагогов и родителей, которая позволит планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно повышать уровень педагогических знаний и умений родителей.После рассказов педагога о родном хуторе, о людях, проживающих в нем, фотографий и т. д.,дети стали проявлять интерес: задавать вопросы, предлагали сходить на экскурсию, использовали в играх полученные знания. У детей появилась потребность узнать больше о родном хуторе. Необходимо было продумать работу в этом направлении. В нашей группебыло проведено родительское собрание на тему «Воспитание любви к родному хутору». Было проведено анкетирование, и мы выяснили, что эта проблема еще более становиться актуальной и родители не всегда владеют знаниями об истории своего хутора.В группе начали работу по созданию мини –музея «мой хуторок».Были организованные экскурсии к писательнице Мальцевой К. И., к хуторскому мастеру по дереву Левченко М. С.Разделы мини-музея, особенности использованияСимволика хутора Железный, животный и водный мир, папка –раскладушка на тему«Неудачный Н. А.»,альбомы на темы«Птицы»«Герои ВОВ», фотографии с достопримечательностями хутора Железного.Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для игр, для театральной деятельности. Игрушки могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познание»«Коммуникация»«Художественное творчество»«Сами своими руками»Некоторые экспонаты,такие как: Животный и водный мир выполнены, воспитателями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация»«Познание»«Художественное творчество»«Чтение художественной литературы».«Библиотека»Здесь собраны загадки, стихи, фотографии и произведения о хуторе Железном, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.«Игротека»Игры и атрибуты для игр расположены в доступном для детей месте. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома. Организована выставка рисунков (сотворчество детей и родителей) «Улица на которой я живу».Мы стремимся к тому, чтобы в результате нашей работы у ребенка появилось или укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал интерес и уважение к себе со стороны окружающих, как взрослых, так и ровесников.