"А.С. Пушкин. "Моцарт и Сальери". Гений и злодейство - две вещи несовместные"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "А.С. Пушкин. "Моцарт и Сальери". Гений и злодейство - две вещи несовместные"
Автор: Тризна Елена Николаевна
Тема урока: А.С. Пушкин. Моцарт и Сальери.
Гений и злодейство - две вещи несовместные
Цель урока:
1)воспитывать любовь к творчеству А.С.Пушкина;
2)развивать умение анализировать драматическое произведение;
3)познакомить учащихся с Маленькой трагедией А.С Пушкина Моцарт и Сальери
План урока:
1)Вступительное слово учителя.
2)Анализ произведения:
а) теория Сальери;
б) сцена со скрипачом;
в) нарастание конфликта;
г) крушение теории Сальери;
д) обобщение.
3)Заключительное слово учителя.
Эпиграф:
Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет.(Н В Гоголь )
Словарная работа:
Профанация - искажение чего-нибудь невежественным, оскорбительным отношением, опошление
Конфликт – столкновение
Фигляр – фокусник, перен. человек, который паясничает, шут
Алигьери Данте – итал. поэт, автор Божественной комедии
Херувим – ангел
Догматик – человек, опирающийся на положения, принимаемые на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах
Фанатик – человек, до исступления преданный своей религии, вере
Вступительное слово учителя
Душа человека. Загадочная и непредсказуемая. Ее тайны пытались постичь многие поэты и писатели. А. С. Пушкин был одним из тех мастеров слова, которым прекрасно удавались психологические портреты своих героев. Произведения этого великого художника слова – это своеобразная шкатулка человеческих характеров.
Сегодня мы познакомимся с двумя пушкинскими героями, прототипами которых являлись реальные люди. Мы попытаемся разобраться в их жизненных убеждениях, мировоззрении.
Итак, тема урока: А.С. Пушкин. Моцарт и Сальери. Гений и злодейство - две вещи несовместные
Замысел Маленьких трагедий вызревал в душе поэта исподволь и не один год. Но написаны они были всего лишь в течение двух недель осени 1830 года. 23 октября – Скупой рыцарь, 26 октября – Моцарт и Сальери,4 ноября – Каменный гость, 6 ноября – Пир во время чумы
Свои Маленькие трагедии Пушкин хотел назвать то Драматическими сценами, то Драматическими очерками, то Драматическими изучениями и, наконец, Опытами драматических изучений. Ни одно из этих названий не утвердилось. Удержалось то, которое поэт мельком дал в письме к Плетневу. Пушкин сообщал, что вместе с другими произведениями он создал несколько драматических сцен, или маленьких трагедий.
Беседа с учащимися.
Прежде чем мы перейдем непосредственно к самой трагедии, давайте вспомним, кто же такие Моцарт и Сальери? Знакомы ли вам эти имена?
Почему Пушкин обращается к теме Моцарта и Сальери? Что послужило поводом к написанию этой трагедии?
Две сцены Моцарта и Сальери (В комнате и В трактире) кратки, действие в них проходит в течение нескольких часов
Первый монолог Сальери очень значителен. Прослушайте его, а затем мы попытаемся сделать выводы.
(Звучит первый монолог Сальери в исполнении учителя)
Вопросы по монологу:
–Что мы узнаем о жизни Сальери?
– Как вы понимаете фразу: Ремесло поставил я подножием искусству; я сделался ремесленник?
Какова теория Сальери?
(Образ Сальери- это глубокий обобщающий образ целеустремленного деятеля- творца, уверенного в том, что к практике следует идти от предварительно усвоенной теории: сначала теория, наука, трудолюбивое и аскетическое изучение которой сопровождается отказом от свободного творчества, а затем уже создание творчества по законам заранее усвоенной алгебры.
2)Таков ли путь Моцарта?
(Нет, ему гений послан не в награду трудов, усердия, молений)
Сальери обращается к небу, протестует:
Но правды нет и выше.
О, небо! Где же правота,
Когда священный дар,
Когда бессмертный гений
Не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан,
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?
3)Чужды ли Сальери муки творчества? Чуждо ли чувство нового?
4)Всегда ли Сальери был завистником? Почему он стал завидовать Моцарту?
(Сальери видит в Моцарте разрушителя теории, воспринимаемой им как универсальный и справедливый закон.)
Сцена со скрипачом
Следующий эпизод связан с появлением уличного скрипача. Давайте проследим за развитием этой сцены.
(Учащиеся инсценируют сцену со скрипачом)
Слово учителя:
По мнению Бонди, этот эпизод введен для профанации священных предметов, для опошления образа музыки Моцарта. Согласны ли вы с этим мнением?
(Нет, эпизод этот нужен для раскрытия душевного мира свободного и непосредственного во всех своих проявлениях жизнелюбца Моцарта. Эпизод показывает, что Моцарт популярен, его произведения исполняются на улицах.)
Нарастание конфликта
Сцена со скрипачом углубляет драматургический конфликт. В чем это проявляется?
(Чтение и анализ монолога)
Сцена 2
Крушение теории Сальери.
В начале второй сцены в развитии внутреннего конфликта- новый поворот. О чем сообщает Моцарт Сальери?
(О том, что к нему пришел человек и заказал Реквием)
- Какова реакция Сальери?
(Он удивлен.)
Далее мы видим, что роли героев несколько меняются.
(Идет сцена с исполнением Реквиема.)
-Каким предстает гуляка праздный, жизнелюбец Моцарт?
- А мрачный Сальери?
В простодушных словах Моцарта,- писал Белинский,- было соединено все жгучее и терзающее для раны, которою страдал Сальери. Он знал себя, как человека, способного на злодейство, а между тем сам гений говорит, что гений и злодейство несовместны и что, следовательно, он, Сальери,- не гений. А! Так я не гений? Вот же тебе, - и яд брошен в стакан гения
Что является кульминацией пьесы?
-нельзя не согласиться с Бонди, говорившим, что в этой сцене Моцарт отпевает сам себя.
Исполнение Моцартом Реквиема- вершина пьесы не только потому, что этот Реквием приводит в смятение Сальери. Он плачет:
Эти слезы впервые лью, и больно, и приятно…
Но смысл исполнения Реквиема еще и в том, что Моцарт отпевает правду Сальери.
Если после исполнения первой пьесы Сальери понял, что Моцарт не только гуляка праздный, то теперь он понимает, что создатель Реквиема вовсе не гуляка праздный; что он оставляет наследство, при этом наследство и в той области музыки (церковной), на которой воспитан он, Сальери, и которую он считает вершиной творческих исканий. Понимает он и другое- устраняя Моцарта из жизни, избавляясь от мучительных страданий, он в то же время лишает себя и других величайшей радости- наслаждения той музыкой, которую мог бы сотворить новый Гайдн.
Продолжай, спеши еще наполнить звуками мне душу.
Сожалеет ли Сальери о содеянном?
(Нет. В конце пьесы он пытается оправдать себя по аналогии с другим убийцей.)
Можно ли назвать это произведение исторической или историко-биографической пьесой?
(Нет. В этой трагедии конкретное, реальное приобрело глубокий обобщающий смысл. Имена Сальери и Моцарта стали нарицательными лишь после того, как эти реальные имена оказались творчески преображенными поэтом. Имя Сальери стало нарицательным отнюдь не только по отношению к завистникам, но и к людям узким, ограниченным, к догматикам и фанатикам, способным на коварство и злодейство по убеждению.
Имя Моцарта стало нарицательным по отношению к гению особого склада- к гению, сочетающему глубокие созидательные творческие силы с внутренней свободой и гармонией , с беззаботным восприятием жизни и детской доверчивостью к людям.
Как вы думаете, почему в пьесе гибнет носитель созидающего, светлого начала? Что поэт хотел этим сказать?
(Поэт так понимает свою эпоху, когда подлинные созидатели и творцы трагически гибли, оказывались жертвами зависти и коварства толпы или мнимых друзей с их ложной мудростью.)
Кто противопоставлен свободному новатору?
(Человек, который не является защитником старого, а встревоженный новым искатель, фанатик, способный на сделки с совестью и на преступление)
Заключение
Вечные темы Маленьких трагедий служат современности, они и прочитываются как современные произведения на историческом материале. Пушкин не дает оценки конфликтам, он их обнажает, он показывает драму жизни. А мы делаем выводы.
Пушкин придал своим пьесам характер философской поэзии. Вот почему Маленькие трагедии можно назвать большими трагедиями, большими и глубокими по вложенному в них смыслу.