"Формирование представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возраста через игру"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возраста через игру"
Автор: Богдашкина Екатерина Владимировна
«Формирование представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возраста через игру»Выполнила: Богдашкина Е.В.,воспитательструктурного подразделения«Трускляйский детский сад»МБДОУ «Детство»Рузаевского муниципального района Формирование у детей понятия состава числа является одним из основных компонентов в усвоении элементарных математических представлений, способствует расширению представлений о числе. Познавательное значение формирования представлений о составе числа у старших дошкольников заключается в том, как правильно составить число. Умение составить число несколькими способами важно не только для познания, но и для понимания отношений между числами. [2, с. 5] Формирование элементарных математических знаний у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. [5, с. 43] Существует множество методов и разнообразных форм обучения математике. Одной из таких форм является обучение детей с помощью дидактических и сюжетно-дидактических игр. [3, с.15] Игра в дошкольном возрасте-ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей. [1, с. 3] Поэтому, я предоставляю математические знания детям в форме игры. Я считаю, что игра поможет ребенку выполнить математические задания, преодолеть трудности, способствует развитию памяти и мышления. Использование игр влияет на умственное развитие и повышает уровень информированности ребенка, вырабатывают наблюдательность. [7, с. 23] С помощью дидактических и сюжетно-дидактических игр я уточняю и закрепляю представления детей о составе числа. Знания, полученные в игре, усваиваются детьми легче. Важно игры использовать так, чтобы элементы познавательного, учебного и игрового общения сохранились и синтезировались. Ведущей целью «Формирование представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возраста» является обучение детей правильно составлять числа. [2, с.56] Изучив литературу, я пришла к выводу, что добиться эффекта при изучении данной темы можно, если использовать дидактические и сюжетно-дидактические игры. Для успешной и плодотворной работы по данной теме, я использовала идеи Л.С. Метлиной, Е.И. Щербаковой. [8, с. 105;4 с.154] Они предоставляют материалы, позволяют мне направлять знакомство дошкольника с составом числа в русло общего развития ребёнка. Они учат меня с чего начинать и в каком направлении двигаться, выделяют аспекты обучения, являющиеся наиболее важными для умственного развития дошкольников, демонстрируют методы работы, которые позволяют мне сделать образовательную деятельность разнообразной, интересной и увлекательной. В педагогике Фребеля, который первым классифицировал игру как педагогическое явление, игра дидактизирована, она выполняет задачи обучения. В книге А.А. Смоленцева рассмотрены сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. Использование игр при обучении состава числа способствует формированию новых математических знаний, умений и навыков. В игре получают развитие такие интеллектуальные процессы, как мышление, память и воображение. [6, с.7] Игру я рассматриваю как способ обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий. А.Н. Леонтьев отмечал, что дидактические игры относятся к "рубежным играм", которые представляли собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. [7, с.63] Для того, чтобы сформировать у ребенка понятие "состав числа" я использую предметы одного вида, отличающиеся друг от друга либо окраской, либо размером, либо формой, а также плоскостные изображения предметов или предметные картинки. Я думаю, что применение дидактических игр делает педагогический процесс более эффективным, кроме того, они способствуют развитию мышления и памяти у детей, оказывая влияние на умственное развитие ребенка. При формировании представлений о составе числа, дошкольники описывают, группируют предметы и проводят счет с ними. Различные виды игр я стараюсь включать непосредственно в ход самого занятия или в конце. В игре я использую такие приемы мотивации, как общение со сказочными персонажами, которым необходима помощь. Дети с энтузиазмом стараются решить проблему и делают умозаключения. В дальнейшем я планирую продолжать использовать различные игры для развития представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возраста. При использовании дидактических игр на занятиях и в свободной деятельности дети более коммуникабельны, активны, используют полные ответы и самостоятельно решают задачу. Используя дидактические и сюжетно-дидактические игры, я пришла к выводу, что они благотворно влияют на образовательный процесс и дают положительные эмоции детям, которые они получили от занятий умственным трудом, развивают интерес к математической деятельности, вырабатывают желание ею заниматься, а это является залогом дальнейшего успешного обучения. Успех в играх вдохновляет детей на новые победы. Для оценки уровня развития математических представлений детей моей группы, я использую следующие методы контроля:- анализ деятельности детей на занятиях;- анализ деятельности детей в процессе дидактических и сюжетно-дидактических игр.- анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности. В процессе работы у детей сформировались следующие умения и навыки:- навыки порядкового счёта;- навыки сравнения смежных чисел;- навыки раскладывать числа на 2 числа; Благодаря использованию игр, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий. В процессе работы я обратила внимание на то, что использование дидактических игр в организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений помогает детям лучше усваивать программный материал, правильно выполнять задания, активно отвечать на вопросы, а также обеспечивает для каждого ребёнка ситуацию успешности, а у малоактивных детей воспитывается чувство уверенности в себе и своих возможностях. В качестве оценки уровня математического развития использовала пятибалльную систему.5 - баллов – ребёнок считает в пределах 10, с лёгкостью составляет числа из единиц.4 - балла – ребёнок считает в пределах 5, производит состав числа с затруднением.1- 3 балла – ребёнок считает в пределах 3, не может составить число из двух меньших.Список использованной литературы:Книга (1 автор): Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада / А.К. Бондаренко.-М.: Просвещение, 1985.-176 с.Книга (до 4 авторов): Казинцева, Е.А. Формирование математических представлений: конспекты занятий в старшей группе / Е.А. Казинцева, И.В. Померанцева, Т.А. Терпак.-Волгоград: Учитель, 2008.-175 с.Книга (1 автор): Леушина, А.М. Обучение счета в детском саду / А.М. Леушина.-М.: Просвещение, 2006.-125 с.Книга (1 автор): Метлина, Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада / Л.С. Метлина.-М.: Просвещение, 1987.-256 с. Книга (до 4 авторов): Михайлова, Ф.А. Занятия по счету в детском саду / Ф.А. Михайлова, Н.Г. Бакст.-М.: Педагогика, 2013.-168 с.Книга (1 автор): Смоленцова, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Кн. для воспитателя дет. сада / А.А Смоленцова.-М.: Просвещение, 1987.-97 с.Книга (1 автор): Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова.-М.: Просвещение, 1976.-96 с.Книга (1 автор): Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. Пособие / Е.И. Щербакова.-М.: Издательский центр «Академия», 2015.-247 с.