Открытый урок по письму и развитию речи в 6 классе коррекционной школы для обучающихся с ментальными нарушениями по теме: Имя существительное. Повторение. Значение в речи


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Открытый урок по письму и развитию речи в 6 классе коррекционной школы для обучающихся с ментальными нарушениями по теме: Имя существительное. Повторение. Значение в речи
Автор: Дога Юлия Сергеевна

Открытый урок по письму и развитию речи в 6 классе
коррекционной школы для обучающихся с ментальными нарушениями по теме:
Имя существительное. Повторение. Значение в речи
Разработала учитель русского языка и литературы МКОУ С(К)Ш № 107
города Новосибирска Ю.С. Дога
Тип урока: урок – путешествие.
Вид урока: обобщение изученного материала.
Оборудование: тематические таблицы, тематические карточки, картинки, мячик, корзинка, подснежники из бумаги.
Цель: повторить тему Имя существительное.
Задачи:
систематизировать сведения о существительном как о самостоятельной части речи, совершенствовать умение определять их морфологические признаки;
развивать мышление, внимание;
прививать интерес к предмету.
Ход урока
1. Организационный момент. Девиз урока:
Всё начинается со школьного звонка.
В далёкий путь отчаливают парты.
Там впереди, покруче будут старты
И посерьёзней будут,
А пока… пока мы начинаем урок русского языка.
– Здравствуйте, ребята. Наш сегодняшний урок – необычный.
Это будет урок-путешествие. Надеюсь на нашу общую плодотворную работу.
На протяжении не одной недели мы с вами работали по теме Имя существительное.
Сегодня повторим всё то, что уже знаем об имени существительном, а также поговорим о значении имен существительных в речи.
Откройте ваши тетради. Запишите число.
Итак, имя существительное и его значение в речи.
Задание для повторения
– При изучении темы Имя существительное мы с вами работали по картинке к сказке Двенадцать месяцев. А кто помнит сюжет этой сказки?
Да, злая мачеха отправила падчерицу зимой в лес за подснежниками. Кто помог ей?
Двенадцать месяцев. Давайте вспомним названия месяцев. Как их звали? (Используются картинки зимние – 3 штуки).
– Ребята, какие части речи вы знаете? – Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Хорошо!
– Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Имен Существительных и будем, как девочка из сказки Двенадцать месяцев, собирать в корзинку подснежники. Но не только подснежники, а еще и признаки имен существительных. К какой части речи относятся названия месяцев? А как вы узнали? Давайте вспомним определение имени существительного – что же это такое? (Используется плакат или табличка Имя существительное).
Имя существительное – это часть речи, слова которой отвечают на вопросы КТО? или ЧТО? И обозначают предмет или предметы. То есть имена существительные называют предметы, которые нас окружают. Они отвечают на вопросы КТО?, если обозначают одушевленные существительные, на вопрос ЧТО?, – если неодушевленные.
– Итак, давайте выберем из набора Части речи нужные карточки об имени существительном и соберем их на доске. (Выходит 1-й ученик). – Мы вспомнили, на какие вопросы отвечает имя существительное.
Задание № 1
– Сначала мы пройдем по тропинке, (используется картинка) где вас ждет небольшое грамматическое задание. (Выходят 2-й и 3-й ученики).
– Давайте запишем слова в два столбика, в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают – кто? или что?
Артист – живой? Значит, одушевленное. Кастрюля – живая? – неодушевленное;
повар – живой? – одушевленное; банка – живая? – неодушевленное.
– Вот мы и положили 1-й подснежник в нашу корзину – вопросы имени существительного, и повторили, какие имена существительные называются одушевленными, а какие – неодушевленными.
Задание № 2
– Впереди виднеется лесная избушка, в ней три этажа. (Используется доска с нарисованной избушкой).
На первом этаже живут существительные: лес, стол, заяц.На втором этаже живут существительные: мама, дочь, белка.На третьем этаже живут существительные: яблоко, море, солнце.
– Как вы думаете, почему так распределены слова на этажах? Посмотрите внимательно. (В зависимости от рода).
– Как вы определили род существительных? (Род существительных определяется путем подстановки подсказок: он мой, она моя, оно мое.)
Сейчас мы посмотрим, как вы умеете быстро определять род имен существительных.
– Я буду читать загадки, а вы отгадывайте. Отгадки мы запишем в тетрадь. Обратите внимание, что отгадками будут существительные, которые встречаются в сказке Двенадцать месяцев.
(К доске выходит ученик, правильно отгадавший загадку, и записывает отгадку)
Зимой и летом
Одним цветом. (Елка)
2) Без рук, без ног, Под окном стучится,В избу просится. (Ветер)
3) Без огня горит,Без крыл летит,Без ног бежит. (Солнце)
4) Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз?(Мороз)
– Вот мы повторили род имен существительных и положили 2-й подснежник в нашу корзину – род.
Физкультминутка
Отдохнем немного. Я буду вам называть слова. А вы, если услышите существительные, то приседайте, а если слова других частей речи – потянитесь:
Столяр, бегаю, красивый, свёкла, прыгает, шофер, добрый, школа, учимся.
Задание № 3
Перед нами горы склонений. (Используется картинка – горы).
– Сколько склонений у существительных? (Используется таблица).
Как определить склонение имен существительных?
Поиграем в игру с мячиком: я называю слова и кидаю вам мячик, по очереди, вы называете склонение: стол, река, речь, лампа, окно, звезда, солнце, тетрадь, школа.
– Вот мы и положили 3 подснежник в нашу корзину – склонение.
Задание № 4
Продолжаем наше путешествие. Перед нами речка Числянка. (Используется картинка с изображением реки).
На одном берегу живут существительные единственного числа, они часто ходят в гости на другой берег. Что с ними происходит? (Они изменяются).
Проведем распределительный диктант. 1-й ряд записывает существительные в ед.ч., а 2-й ряд – существительные во мн.ч.: лес, сугробы, полянка, сосны, снег, деревья.
– Вот мы и положили 4 подснежник в нашу корзину – число.
Задание № 5
– Добрались мы с вами до Леса Падежей. (Используется картинка с изображением леса, таблица падежей). Давайте повторим название падежей и падежные вопросы.
Как относятся имена существительные к падежам? Что происходит?
Ребята, в каждом лесу живут белки. (Используется картинка с изображением белки). Давайте с вами просклоняем слово ‘белка’.
– Хорошо! Мы повторили падежи и положили 5 подснежник в нашу корзину – падеж.
Теперь поговорим с вами о том, зачем нам нужны имена существительные, об их значении.
Что же они могут обозначать?
Повар, строитель – профессии;
Ромашка, береза – растения;
Белка, заяц – животные;
Кастрюля, банка – посуда;
Метель, дождь – явления природы;
Радость, тревога – чувства.. и так далее. Вот сколько всего обозначают имена существительные!
Последний пункт нашего путешествия – Пустыня Текстов. (Используется картинка – пустыня).
Каждому из вас я даю карточку с текстом. Он у всех одинаковый.
(Один ученик читает вслух). Докажите, что перед нами – действительно текст.
Джин, который живет в этой пустыне, спрятал все имена существительные из текста, закопал в песок. (Раздаю карточки с текстом без существительных). Давайте посмотрим, как выглядит этот же текст без существительных. (Другой ученик читает вслух). Сохранился ли смысл? Конечно, не сохранился. Какую роль играют имена существительные?
– Вот мы и положили 6 подснежник в нашу корзину – значение.
Ну, вот, корзина наша наполнена. Но наполнена она не только прекрасными цветами, но и знаниями по теме “Имя существительное”. Что же мы сегодня повторили об имени существительном и что нового узнали?
Знаем мы теперь отныне:Есть одно такое имя –Назовет любой предмет И на все нам даст ответ. Это главная часть речи, Обозначит все на свете, Без нее никак нельзя. Существительным – ура!
Оценивание. Давайте вместе оценим вашу работу на уроке.
Домашнее задание.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Вам для урока могут понадобиться распечатанные опорные категории, входящие в состав набора Части речи, из которого учащиеся выбирают нужные:
ПРЕДМЕТ
ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА
ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА
ЧТО?
КТО?
ЧТО ДЕЛАЕТ?
ЧТО СДЕЛАЕТ?
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
РОД
СКЛОНЕНИЕ
ПАДЕЖ
ЧИСЛО
ВОПРОСЫ
ЗНАЧЕНИЕ