Роль и место творческих заданий на уроках русского языка
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль и место творческих заданий на уроках русского языка
Автор: Ирина Николаевна Калашникова
Роль и место творческих заданийна уроках русского языкаСовременное общество предъявляет гражданам требования овладения навыками творческого мышления, творчество перестаёт быть уделом единиц. Школа должна реагировать на эти изменяющиеся условия. Поэтому наше исследование о роли и месте творческих заданий на уроке русского языка является актуальным. Актуальность выбранной темы обусловлена следующими проблемами: снижением общей культуры грамотности, интереса к предмету, к чтению, языку, отсутствие нравственных ориентиров.Объектом нашего исследования является педагогический процесс как способ повышения творческой активности школьника на уроках русского языка.Предметом исследования являются приёмы формирования орфографического навыка, основанные на творческой деятельности учащихся.Цель работы – изучение путей повышения творческих способностей учащихся. Данная тема исследовалась в фундаментальных трудах выдающихся педагогов. В.А.Сухомлинский считал, что творческий подход учителя к учебному процессу способен разбудить в ребёнка скрытые способности и таланты. К.Д.Ушинский утверждал, что «…использование приёмов, повышающих творческую активность учащихся, способствует формированию орфографических навыков учащихся, развивает их мышление и память».Творческие задания играют исключительно важную роль, так как благодаря им, мы можем активизировать процесс познания школьников. Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы считаем, что именно в школе начинается процесс становления творческой личности, поэтому важно и необходимо правильно организовать этот процесс.Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современной школы. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. Для успешного развития учащегося недостаточно традиционных уроков русского языка, потому как мало обучить детей правилам орфографии и пунктуации, важно научить доводить их до осознанного автоматизма. Навыки – автоматизированные компоненты деятельности, входящие в целенаправленную активность человека как средство достижения этой деятельности. По мере выработки навыка лишние движения и операции устраняются, а отдельные движения и операции сливаются в одно сложное действие, а сознание переносится на его результаты, а операции( двигательные, интеллектуальные) начинают осуществляться быстрее, улучшается самоконтроль.Под сознательным, творческим письмом понимается письмо на основе орфографических правил. В исследованиях психологов Д.Н.Богоявленского, Л.М.Божович и др. раскрывается сам механизм формирования орфографического навыка. В рамках теории учебной деятельности сложилась теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, способствующая проведению процесса познания поэтапно:1.Предварительное знакомство с целью действия, т.е. создание мотивов для формирования действия.2.Ориентировка в том, как это действие должно быть выполнено, то есть получение общего представления о способе действия( создание ориентировочной основы действия).3.Выполнение действия в материализованном виде, то есть с помощью каких-то внешних «опор» : условных знаков, таблиц, схем.4.Выполнение действия во внешней (громкой) речи.5.Выполнение действия с проговариванием про себя.6. Выполнение действия без всевозможных внешних и внутренних «опор» в умственной форме.Вторая составная часть теории поэтапного формирования творческих умственных действий связана с характеристикой типов учения. Наиболее эффективным признаётся такой тип, при котором действия не даётся готовым, а выводится учителем вместе с учениками как обобщённое руководство для всех подобных случаев. На уроках русского языка учитель должен представить перед детьми родной язык как величайшую ценность, как достояние народа, как средство творчества, средство мышления и выражения тончайших оттенков мысли, богатства чувств, как стройную систему закономерностей и правил, находящихся в состоянии непрерывного развития и обогащения.К.Д.Ушинский создал последовательную теорию формирования навыков правописания. В его концепции последовательность и автоматизм не противопоставляются, а рассматриваются как черты различных этапов формирования «привычки». По Ушинскому, «Для усвоения правильного письма нужна практика, руководимая грамматикой» Впоследствии метод получил название индуктивного: рассудочному усвоению материала предшествует деятельность практическая, и ею же завершается, но уже на сознательном уровне. Ушинский считает главным успехом систематичность письма. Логика К.Д.Ушинского – признание того, что конечная цель обучения правописанию – правильное автоматическое письмо. Если поставить учащихся в положение изобретателей способов (правил) правописания, такая методика даёт высшую сознательность в усвоении правописания. При этом активно используются методы и приёмы:- метод конструирования;-приём объективируемого и формулируемого педагогом исследовательского вопроса с обсуждением выдвинутых учащимися гипотез. («Наличие многозначных слов – это сила или бедность русского языка»);-метод проблемного задания(приём-выполнимое-невыполнимое действие);-эвристический метод.Таким образом, уже на этапе мотивации скучная грамматическая тема расцветает новыми яркими красками.В результате исследования мы пришли к выводу, что место для творческих заданий – в основной части урока, при всей его плотности и насыщенности: придумывание инсценировок, создание иллюстраций по теме. Все они предполагают самостоятельное решение учениками учебных задач: метод случайной ассоциации, метод разнонаучного видения, мозговой штурм и другие.Особую роль в творческом саморазвитии учащихся играют нестандартные уроки. Такие уроки особенно интересны и полезны ученикам, так как они интуитивно улавливают их главные особенности: усвоение знаний на таком уроке не самоцель, а средство развития познавательных и творческих способностей ребёнка, развития его личности в целом.Приведённое исследование приводит нас к ряду обобщений:1. Творческие задания на уроках русского языка играют исключительно важную роль, так как способствуют активизации процесса познания и формирования правильных учебных действий.2.Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся посредством занимательной деятельности, творческого подхода, что способствует правильному усвоению и доведению орфографических навыков до автоматизма.3. Творческие задания быть и иметь место на каждом уроке русского языка, что способствует систематичности письма и развитию общей грамотности и культуры учащихся, повышению их творческих способностей, развитию интереса к языку и чтению, правильному формированию нравственных ориентиров.И.Н.Калашникова, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №290 Красносельского района Санкт-Петербурга.