Использование проектной технологии на уроках химии


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование проектной технологии на уроках химии
Автор: Ицкович Татьяна Яковлевна

«Использование проектной технологии на уроках химии» Ицкович Татьяна ЯковлевнаУчитель химии. высшей категорииВ современном мире недостаточно просто владеть определенными знаниями навыками, нужно научиться их приобретать и применять в реальных жизненных ситуациях. Это основная задача метода проектов, который часто применяется для обучения детей в школе.Метод проектов возник во второй половине XIX столетия в США. Его назвали методом проблем, который отражал идеи гуманистического направления в философии и дидактике. Авторами его считаются Дж. Дьюи, а также его ученик В. Килпаткик. Главное, что добивались авторы метода проектов – строить обучение на активной основе, используя деятельность ученика, его интересы и потребности.В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г.г. Основоположником отечественной школы метода проектов следует считать П.П. Блонского.Теоретические идеи, высказанные П.П. Блонским, попытался реализовать на практике другой русский ученый-педагог С.Т. Шацкий. Он исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте. С.Т. Шацкий считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности.За сто лет существования метода проектов внесено много нового и весьма ценного в его содержание и методику организации, однако суть его остается прежней – стимулировать интерес ребят к постановке и решению новых проблем, которые требуют не только практического применения уже полученных знаний, но и приобретения новых в рамках небольшого самостоятельного исследования [3, с. 27].Проект – это такой вид деятельности, который учит школьников самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные раннее знания по предметам, приобрести самостоятельность, ответственность, сформулировать и развить умение планировать и принимать решения [1, с. 45].Можно выделить следующие основные этапы проекта: подготовительный (постановка целей и задач, актуализация проблемы, сбор и анализ информации), практический (оформление продукта проекта) и заключительный (представление, защита проекта).Существует множество классификаций проекта, наиболее часто используемая классификация следующая:I. По характеру координации:С открытой координацией – учитель направляет работу группы, организует отдельные этапы проекта.Со скрытой координацией – учитель как полноправный участник проекта.Чаще всего на уроках я использую проекты с открытой координацией.II. По характеру контактов:Внутренние – в проекте принимаю участие учащиеся одного образовательного учреждения.Региональные – в проекте принимаю участие учащиеся из разных школ.Международные – участники проекта – граждане разных государств.Пока мне удалось осуществить только внутренние проекты, но я стремлюсь к тому, чтобы проект приобрел международный статус.III. По структуре:Исследовательские проекты. Главной целью является выдвижение и проверка гипотезы с использованием современных научных методов.Творческие проекты – проекты, центром которых является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы.Игровые проекты – ведущим видом деятельности является ролевая игра, результатом проекта – проведение игры.Информационные – сбор и анализ информации, презентация продукта.Практико-ориентированный – нацелен на решение социальной проблемы прикладного характера.IV. По числу участников выделяют индивидуальные, парные и групповые проекты.V. По продолжительности:Краткосрочные – продолжительность проекта около одной недели.Среднесрочные – от одной недели до одного месяца.Долгосрочные – более одного месяца.В своей деятельности я использую все виды проектов.В 9-м классе был реализован игровой групповой проект «Основные классы неорганических соединений». Продуктом проекта является сценарий игры-викторины для учащихся 8-х классов «Давайте поразмыслим…». На подготовительном этапе учащимися разработан сценарий игры (учащиеся 8-го класса делятся на команды, командам даются названия и в соревновательной форме учащиеся отвечают на вопросы ведущего), поставлены цели и задачи (что должны усвоить учащиеся 8-х классов по теме «Основные классы неорганических соединений» в результате участия в игре). На практическом этапе работы над проектом девятиклассники подбирали материал по теме, составляли вопросы и т.д.Результатом проекта стало проведение игры-викторины между учащимися 8-х классов. Победителям было присвоено звание – великие мыслители химической науки. Во всех классах реализуются индивидуальные проекты. Это краткосрочные проекты по отдельным темам курса химии («Значение химии в жизни общества», «Влияние химического производства на окружающую среду», «Я состою их атомов» и т.д.). Результатами данных проектов являются презентации, сценарии викторин, брошюры.На каждом этапе работы над проектом у учащихся формируются предметные и метапредметные УУД. Представленные презентация и доклад наглядно показали использование этого метода на уроках в 8-9 классах. это: проекты теоретического содержания, создание мультимедийных презентаций, мини-проекты («Химические и физические явления в лаборатории »,«Сложно ли одно вещество отличить от другого?», «Решили мы изготовить лимонад!», «Золотой? гвоздь» и др.). Организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности, открывает новые возможности для создания интереса подростка как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Они развивают критическое мышление учащихся и являются действенным средством подготовки выпускников к успешной сдаче ОГЭ, ориентированы на формирование предметных, метапредметных универсальных учебных действий. Основной формой работы на уроке при выполнении мини-проектов является групповая работа, которая способствует взаимообучаемости школьников, для этого формируются разноуровневые группы обучающихся. При этом функции учителя варьируют от информационно-контролирующей до консультативно-координирующейТак на подготовительном этапе при обсуждении темы проекта с учителем учащиеся самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель проекта (коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД). На этапе планирования формируются коммуникативные (планирование учебного сотрудничества – умение задавать вопросы, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других участников группы) и регулятивные УУД (планирование – выбирать действие в соответствии с поставленной задачей, составлять план действий и т.д.).На заключительном этапе работы над проектом учащимися осуществляется контроль, самоконтроль и коррекция продукта проекта (регулятивные УУД), взаимодействие друг с другом при защите проекта и представлении продукта проекта. У учащихся формируются общеучебные навыки – умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, осуществлять рефлексию способов и условий действий. На каждом этапе работы над проектом происходит формирование личностных УУД учащихся (самостоятельная и личностная ответственность, готовность и способность к саморазвитию, осознание ответственности и т.д.).Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.
  • Список литературы:
  • Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.
  • Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. М.: «Педагогический поиск», 2006.
  • Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. М.: «Глобус», 2007