"Влияние режимных моментов в обучающем процессе у детей с умственными нарушениями."
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Влияние режимных моментов в обучающем процессе у детей с умственными нарушениями."
Автор: Никитенко Надежда Викторовна
Никитенко Надежда Викторовна , МБОУ Школа №104, г. КемеровоВлияние режимных моментов в обучающем процессе у детей с умственными нарушениями.Решение программных образовательных задач решается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.На первый взгляд, ничего нового по отношению к организации режимных моментов как условий для решения образовательных задач не наблюдается: нормируется то, что всегда было в силу специфики школьного образования.Как известно, учебный процесс, в котором режимные моменты нормируются по длительности протекания, в первую очередь ориентирован на сохранение и укрепление здоровья детей. Лица с нарушением интеллекта, в отличие от людей без выраженных особенностей развития, не способны самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач.Социальное развитие лиц данной категории возможно только при условии целенаправленного обучения, обеспечивающего их подготовку к самостоятельной жизни. Поэтому развитию навыков самообслуживания и социально-бытового обучению, как режимному моменту, отводится особая роль.Благодаря этим занятиям происходит усвоение социальных норм, умений и установок, принятых в обществе форм поведения и общения. Через процессы самообслуживания люди впервые устанавливают отношения с окружающими людьми, осознают свои обязанности по отношению к ним, отмечается стремление быть полезным, не обременять окружающих, обходиться своими силами.Организация режимных моментов, это определенная система обучения и развития некоторых личностных качеств у людей данной категории – нравственные, эстетические и трудовые навыки, жизненно необходимые привычки. Правильно составленные и организованные режимные моменты дня имеют большое гигиеническое и педагогическое значение.Все режимные моменты планируются на основе включения в процесс формирования культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и хозяйственно-бытового труда.Обучение таким навыкам составляет целое направление работы, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности лица с умственной отсталостью на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Формы работы могут быть индивидуальными с отработкой отдельных операций или же групповыми, при которых поведение подчиняется общему для всей группы правилу.При выработке навыков необходим наглядный показ и многократные совместные повторения. Во время проведения режимных процессов необходима постоянная помощь и дифференцированный подход. Работа с данной категорией лиц требует терпеливости и настойчивости. Большую роль играет оценка, положительное или отрицательное суждение об отдельных поступках и поведении другого человека. Одобрение поддерживает желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.Для развития коммуникативных навыков можно развивать у людей данной категории желание и стремление помогать другим людям, в частности людям, которые так же имеют особенности развития. Они могут оказывать помощь друг другу в процессе выполнения каких-либо поручений или по просьбе. Необходимо развить навык быть самостоятельным, внимательным к другим, замечать, кому нужно помочь, а также уметь принимать с благодарностью помощь от другого индивида.Лица с интеллектуальным нарушением должны чувствовать, что окружающие их люди заинтересованы в том, что они делают вместе, чтобы процесс работы шел быстро и показывал хорошие результаты.Трудовая деятельность является необходимым условием формирования важных качеств личности. Совместная с педагогом трудовая деятельность – самообслуживание, хозяйственно-бытовой, ручной труд становится значимой для лиц с интеллектуальным нарушением формой организации досуга и даёт возможность успешно входить в реальные трудовые отношения.Беседа в процессе режимных моментов обеспечивает улучшение коммуникативных навыков, ведь бытовые вопросы входят в активную зону интересов лица с умственной отсталостью. Через режимные моменты можно активизировать словарь бытовых понятий, развить связную речь, умение правильно выражать свои мысли.Можно сделать вывод, что коррекционная направленность в процессах режимных и организационных моментов позволяет корректировать личностное развитие лиц с нарушениями интеллекта, формировать и развивать у них положительные, социально значимые личностные качества.Данная направленность играет важную роль не только в охране здоровья, но и способствует правильному поведению в быту и в общественных местах, избегая конфликтов с окружающими, что, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания гармоничной личности. Это создает мотивационную основу и обеспечивает последующую социализацию лица с умственной отсталостью. Список литературы:Исаева Т.Н. Особенности коммуникативных умений дошкольников с умеренной умственной отсталостью // Сборник междунар. научн.-практич. конф. “Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии”. – СПб., – 2014. – С.15-20.Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. - Киев: Рад. школа, 1978. - 87 с.Комаров С.В. Формирование коммуникативных умений у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями. // Логопед. – 2004. − №2. – С. 76-82.Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М.: Педагогика, 1980. – 192 с.